Констатация жанра

Общество "А-Я" представило петербургский фотопортрет от "А" до "Я"

Накануне Дня города в особняке Румянцева открылась выставка "Портрет и фотография". Намерение организаторов продемонстрировать публике развитие петербургской школы фотопортрета за последние сто лет у многих, знавших о предстоящей выставке, вызывало сомнение - не только потому, что собрать подобный материал в принципе сложно. Дело в том, что объединение в одной экспозиции ретроспективного обзора (из фондов Российской национальной библиотеки, Музея истории фотографии и частных коллекций) с так называемым актуальным искусством - задача с непредсказуемым результатом.

В этом смысле выставка в Музее истории города более или менее удалась. Во всяком случае, современные портреты не выглядят оторванными от исторического контекста, с одной стороны, а с другой - явно не уступают по силе и уровню исполнения фотографиям старых мастеров. Приятно, что в современной экспозиции есть работы не только "неизбежных" мэтров (Китаева, Мохорева, галереи "ФОТОimage" и т.д.), но и молодых фотографов, представленных Балтийской фотошколой.

Два главных вывода, которые сделал корреспондент "Эксперта С-З" на этой выставке, состоят в следующем: во-первых, сто лет назад в Петербурге снимали не только Булла и Левицкий, но и многие другие интересные фотографы; во-вторых, питерская (если угодно - российская) школа фотопортрета действительно существует именно как школа, где современные работы опираются на прочный фундамент, заложенный предшествовавшими поколениями фотохудожников.