Кабелизируемся

Политическая конъюнктура, возможно, даст сильный толчок развитию кабельного телевидения в Петербурге

Ситуация на слаборазвитом, по западным меркам, рынке кабельного телевидения (КТВ) Петербурга может вскоре измениться к лучшему. К КТВ начали присматриваться потенциальные инвесторы - телекоммуникационные компании. К тому же оно становится сферой интересов петербургских политиков. Последнее обстоятельство, возможно, явится главным фактором, который определит облик КТВ в самом ближайшем будущем.

Нынешнее состояние кабельного телевидения обусловлено как технической спецификой, присущей такому способу передачи телевизионного сигнала, так и особенностями развития телевизионного и телекоммуникационного бизнеса в постсоветской России.

С технической точки зрения, КТВ является одним из трех существующих в мире видов телевидения (если не считать новейшего и пока малораспространенного - сотового ТВ) - эфирного, спутникового и кабельного. Их различие в способе передачи телевизионного сигнала отражается на стоимости, рентабельности, качестве изображения, перспективах развития и т.д.

Стоит отметить, что в крупных городах классического эфирного телевидения уже давно нет, а есть смешанное, эфирно-кабельное ТВ. Жители дома (подъезда) пользуются коллективной антенной, установленной на крыше и направленной на передающий центр, а по квартирам сигнал разводится с помощью коаксиального кабеля. Более продвинутая схема эфирно-кабельного ТВ - "система коллективного приема телевидения" - предполагает одну сложную антенную систему, установленную в центре микрорайона (поселка) и распределяющую сигнал по коаксиальной сети в тысячи квартир домов, расположенных на данной территории. На основе именно таких смешанных схем передачи телевизионного сигнала во всем мире (в том числе и в России) и развивается КТВ.

КТВ на Западе

В развитых странах кабельное телевидение стало массовым в начале 70-х годов прошлого века. При всех национальных особенностях рынков КТВ общий портрет обычной западной кабельной компании выглядит примерно так. Это зарегистрированное СМИ, которое выпускает собственный программный продукт (чаще информационный, а развлекательный - закупает) и показывает его на собственном канале (обычно дециметровом), доставляя сигнал подписчикам по широкополосному кабелю, который КТВ-компания арендует у владельца сети - независимой телекоммуникационной фирмы или одной из компаний КТВ, пришедшей сюда первой и проложившей свой кабель (в этом случае антимонопольное законодательство обычно принуждает компанию сдавать свою сеть в аренду конкурентам).

Только в некоторых странах (например, в Германии и Финляндии) существуют межрегиональные КТВ-компании. Чаще всего кабельщики предпочитают осваивать только местные рекламные рынки, которые обычно малоинтересны общенациональным эфирным телекомпаниям. С точки зрения сроков окупаемости и рентабельности, кабельное телевидение вне конкуренции с другими видами. Помимо рекламы, платы за подключение потребителя к своей сети и абонентской платы (она обычно небольшая, но при значительном числе абонентов с лихвой покрывает все затраты), КТВ-компании, во многих странах являющиеся владельцами локальных сетей, неплохо зарабатывают на предоставлении через них еще и телекоммуникационных услуг.

В частности, уже вполне обычным дополнительным сервисом у кабельных телеканалов является проводной доступ в Интернет. Наконец, способность кабельных сетей как получать, так и передавать данные позволяет кабельщикам продвигать услуги интерактивного телевидения: организацию видеоконференций, телебанк (банковские операции с помощью видеотелефона), телемагазины, "видео на заказ" и т.д.

На Западе КТВ является очень серьезным конкурентом эфирному телевидению. В США, например, на долю кабельных телекомпаний приходится почти половина всего телевизионного рекламного рынка. В близкой нам Финляндии (по развитию сетей кабельного телевидения она находится на 2-м месте в мире после США) кабельные каналы по рейтингам превышают эфирные. Уместно вспомнить и медийную империю печально известного Лео Кирха Kirch Gruppe в Германии, в основе которой лежат именно кабельные сети. (Его банкротство, кстати, многими объясняется тем, что он в последнее время изменил кабельному телевидению в пользу спутникового.) Kirch Gruppe не только создала одну из сильнейших телевизионных информационных служб, но и стала владельцем прав на трансляцию последнего чемпионата мира по футболу и гонок "Формулы 1", что не смог себе позволить ни один европейский эфирный канал.

Наши проблемы

В России история развития кабельного телевидения начинается только с конца 80-х годов, когда после ликвидации Министерства бытового и коммунального обслуживания населения КТВ-компании стали создаваться на базе сетей коллективного приема телевидения. Компании были только районного (часто даже - квартального) масштаба, и поле их деятельности ограничивалось нелегальной трансляцией видеофильмов (зачастую также являвшихся контрафактными). Именно тогда российское КТВ отметило самый значительный рост за всю свою десятилетнюю историю.

На фоне интереса к недоступному ранее голливудскому кинематографу горожане сотнями подключались к первым кабельным операторам (стоило это весьма дешево). Десятки крупных кабельных телевизионных компаний появились не только в Москве и Петербурге, но и в других городах, где еще с советских времен была необходимая инфраструктура - в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Сургуте, Череповце и других. По воспоминаниям ветеранов рынка, в то время даже слабая сеть и ограниченный спектр услуг позволяли компаниям неплохо зарабатывать.

Однако постепенно рост КТВ сошел на нет, рынок стал стагнировать. Появилось больше эфирных каналов, предложивших, в частности, качественные иностранные фильмы. И интерес населения к распространяемой КТВ второсортной видеопродукции стал быстро снижаться. Кроме того, кабельщики столкнулись с объективным фактом: Россия - страна эфирного телевидения. Желая предельно централизовать управление этим главным инструментом идеологической обработки населения, советская власть, не скупясь на затраты, покрыла всю территорию СССР инфраструктурой эфирного вещания, а кабельные технологии проигнорировала. В результате, когда настали новые времена и запрет на развитие КТВ был снят, даже региональные рынки оказались "захваченными" эфирными телекомпаниями.

Советский период развития телевидения породил еще одну проблему: отсутствие рынка производителей программ. Если на Западе вещательные телекомпании транслируют главным образом покупную продукцию независимых студий, то у нас до последнего времени такие производители входили в структуры эфирных телекомпаний и работали только на них. Потому КТВ-компаниям просто нечего было предложить своим подписчикам, кроме ретрансляции эфирных или спутниковых телеканалов - производить программы самостоятельно очень дорого и маломощные кабельщики не могли себе это позволить. Впрочем, в последние два года ситуация начала быстро меняться - появляется все больше независимых продавцов телевизионного продукта.

До сих пор тормозит развитие КТВ и отсутствие полноценной законодательной базы, регулирующей рынок. Кабельщикам приходится получать лицензии на работу сразу в двух министерствах: Минсвязи и Минпечати, которое применяет к кабельным компаниям нормы (установленные на заре рыночных реформ для эфирных компаний), требующие, к примеру, распространять вещание на значительные территории, что для КТВ неразумно. А Минсвязи выдает свои лицензии не более чем на пять лет, что недостаточно для развития кабельного бизнеса (за этот срок, как утверждают кабельщики, можно лишь окупить первоначальные вложения). В 1998 году специально для правового лоббирования была создана Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР), в которую входит около 80 российских кабельных операторов. Главная сейчас задача АКТР - добиться принятия федерального закона "О кабельном телевидении", проект которого ожидает своей очереди в Госдуме.

В силу всех этих причин десятилетнее развитие российского КТВ никак нельзя назвать успешным. Особенно это очевидно на фоне успеха других "новых медиа", также зародившихся в России в начале 90-х (например, коммерческих FM-радиостанций). На данный момент по всей стране работает около 300 кабельных операторов разного уровня. Портрет обычного российского оператора КТВ значительно отличается от его западного коллеги. Формально зарегистрированный как СМИ, своего канала он не имеет (собственных программ не выпускает, продукцию независимых студий не закупает), а занимается исключительно ретрансляцией эфирных и спутниковых каналов (до 30 каналов; ежемесячная плата - 50 - 200 рублей в зависимости от числа каналов). Сети у него свои - либо купленные у городских властей "системы коллективного приема телевидения", либо протянутые заново. Территория охвата не превышает городской район. Зарабатывает в основном только на подписчиках, не являясь участником рекламного рынка. До сих пор очень значительна "серая" составляющая бизнеса: нарушение авторских прав при использовании видеопродукции и трансляции спутниковых каналов. Ежемесячные доходы КТВ-компаний не превышают нескольких десятков тысяч долларов, а рост числа новых пользователей минимален (многие до сих пор работают с тем же числом абонентов, что и в начале 90-х).

Исключения, конечно, есть. Один из самых успешных российских кабельных операторов "Комкор ТВ" охватывает своей сетью значительную часть Москвы, сам производит районные выпуски новостей и даже работает с местными рекламодателями. Есть более или менее успешные компании, которые развиваются подобным образом и в Северо-Западном регионе: " Архангельская телевизионная компания", калининградский ООО "ВКУБ", " Телерадиокомпания СКАТ-7" в Череповце, северодвинская " Эста". Но все эти компании сильны лишь на общероссийском фоне. По западным меркам их все равно нельзя назвать полноценными представителями КТВ.

Второе дыхание

Ситуация в Петербурге аналогична общероссийской. На данный момент в городе работает около 20 зарегистрированных кабельных операторов (еще примерно столько же продолжает предоставлять услуги без какой-либо регистрации). Наиболее крупные частные компании: "Телеканал "Санкт-Петербургское кабельное телевидение"" (ТКТ), " Теликс", " Катрина", " П.А.К.Т.", "Ассоциация "Региональное кабельное телевидение"", " Каравелла". Все эти операторы существуют уже много лет, но до сих пор особыми успехами похвастать не могли и практически не развивались, ожидая инвестиций (главным образом на модернизацию сети и покупку прав на спутниковые трансляции).

Сейчас главные свои надежды они возлагают на инвесторов из телекоммуникационной сферы, которые в последнее время начали активно интересоваться возможностью использования сетей КТВ для продвижения своих услуг. Так, в Василеостровском районе "новую жизнь" оператору КТВ "Каравелла" дал интернет-провайдер "Ред Нет". По его инициативе был реализован совместный проект по предоставлению услуг доступа в Интернет на основе имеющейся у "Каравеллы" сети. Представители "Ред Нета" заявили, что, если этот проект окажется успешным, провайдер будет рассматривать возможность инвестирования непосредственно в телевидение.

В прошлом году шведская телекоммуникационная корпорация Telia, имеющая опыт создания совместных предприятий с кабельщиками в Таллине и Риге, купила кабельный оператор "Теликс", работавший в Калининском районе, и сейчас строит собственную оптоволоконную сеть. По словам исполнительного директора "Теликс" Сергея Иванова, объем инвестиций в сеть составит к 2004 году 3,4 млн долларов. В феврале 2002-го компания завершила первый этап строительства сети, охватив более 100 жилых домов (14 тыс. квартир). Наряду с телевизионным сигналом компания предоставляет также услуги интернет-доступа в новой сети. Такие же примеры (хоть и менее масштабные) есть и в других районах города. В результате вопреки общемировым тенденциям телекоммуникационная составляющая кабельного бизнеса потянула за собой медийную, а не наоборот.

Впрочем, медийная компонента развивается и благодаря внутренним ресурсам. Так большие надежды питерские КТВ-компании связывают с активизацией в городе английской компании Zone Vision - крупнейшего дистрибьютора ведущих мировых спутниковых каналов, таких как Animale Planet, ВВС Prime, ВВС World, Discovery, Eurosport, MTV, VH-1, Babylon Blue, Hallmark и ряда других. Благодаря своей крайне либеральной ценовой политике для новых партнеров Zone Vision сильно помогла становлению кабельных компаний в Восточной Европе. Питерские кабельщики рассчитывают на такую же помощь.

Оптимизм вызывает и расстановка сил на телевизионном рекламном рынке. Известно, что он сейчас перенасыщен. Федеральным эфирным каналам даже приходится отказывать компаниям в рекламном времени. В связи с этим, например, крупнейшее российское телевизионное рекламное агентство Video International уже рассматривает кабельные телекомпании как потенциальные площадки. Правда, пока такая "халява" может достаться только московским кабельщикам, но не исключено, что при благоприятном развитии событий питерский рынок КТВ также без рекламы не останется.

Постепенно оптимизируется и нормативная база рынка КТВ. Так в прошлом году Минсвязи РФ выпустило нормативный документ, регламентирующий территории действия кабельных компаний. Он фактически дезавуировал приказ губернатора Петербурга, который предписывал согласовывать развитие кабельной сети с городскими властями и закреплял за каждой территорией только одного оператора. Теперь территория действия оператора будет согласовываться в Минсвязи, и, главное, введен запрет на территориальную монополию одной компании, что активизирует конкуренцию между ними.

В преддверии выборов

Несмотря на то что КТВ все интенсивнее уходит из сферы СМИ в область телекоммуникаций, петербургские политики не намерены упускать этот потенциально мощный информационный ресурс. Более того, развитие событий показывает, что именно политика может стать уже в ближайшем будущем ключевым фактором развития городского кабельного телевидения. Как это уже стало привычным, в борьбе за влияние на этом рынке столкнулись администрация города и окружное полпредство.

Сначала кабельным телевидением заинтересовался Смольный. Объектом его внимания стала компания "Телеканал "Санкт-Петербургское кабельное телевидение"" (ТКТ). ТКТ была учреждена в 1989 году Ленгорисполкомом с целью организации устойчивого приема телепрограмм по всему городу. До недавнего времени фирма работала в форме государственного унитарного предприятия и контролировала помимо кабельной сети весь телевизионный антенный парк города.

В марте прошлого года по решению КУГИ ГУП "Санкт-Петербургское кабельное телевидение" было преобразовано в ОАО "Телеканал "Санкт-Петербургское кабельное телевидение"". Акционерами ОАО стали администрация города (49%) и 000 "Радиотехнологии" (51%). Последняя фирма, по некоторым данным, близка президенту БАЛТОНЭКСИМбанка Юрию Рыднику. Причем, если администрация Петербурга вложила в ТКТ только материальные ценности (практически - инфраструктуру бывшего СПБ КТВ и городской антенный парк), то "Радиотехнологии" стали основным финансовым инвестором кабельной компании. Одновременно в ней были проведены организационные изменения: у ТКТ появился директор по информационному вещанию. Им стал бывший заместитель председателя комитета по печати Юрий Третьяков.

Исторически ТКТ доставляет сигнал почти в 1,3 млн петербургских квартир, в том числе более 800 тыс. пользуются системами коллективного приема эфирного телевидения и около 450 тыс. являются абонентами сети КТВ. Уже сейчас у ТКТ более десятка ТВ-студий, которые выпускают районные информационные выпуски (правда, пока очень невысокого качества). В дальнейшем число студий планируется значительно увеличить: информационное направление в новой телекомпании провозглашается стратегическим. Технологические планы у ТКТ также масштабные: в течение нескольких ближайших лет компания намерена покрыть собственной современной сетью весь Петербург, для чего собирается инвестировать в ее развитие 40-50 млн долларов. Предполагается, что ТКТ помимо непосредственно КТВ будет предлагать услуги интерактивного ТВ, доступа в Интернет, IP-телефонии и ряд других.

Как заявляет гендиректор кабельной компании Константин Осенний, ТКТ - в первую очередь бизнес-проект, который должен окупиться за ближайшие 5 лет. Между тем маловероятно, что Смольный, имеющий лишь ТРК "Петербург", упустит возможность использовать дополнительный телевизионный ресурс для укрепления своих информационных позиций перед приближающимися губернаторскими выборами. Не случайно в стратегию развития ТКТ заложено информационное направление вещания, которое с трудом можно назвать перспективным, с точки зрения бизнеса, на начальном этапе развития КТВ.

Явно усилился интерес к КТВ и со стороны ведомства полпреда Виктора Черкесова. По его инициативе некоторое время назад прошла конференция "Пути достижения успеха в развитии кабельного телевидения в России", на которой в качестве специального гостя даже присутствовал руководитель Минсвязи Леонид Рейман. Кроме того, полпредство выступило с инициативой реформы на рынке КТВ, призванной укрупнить бизнес в этой сфере. Пока никаких открытых конкретных шагов ведомство Черкесова не предприняло, но, по некоторым данным, намерено создать конкурента ТКТ. При всех негативных последствиях вмешательства политиков в любой в рынке власти имеют много рычагов для привлечения сторонних инвестиций (петербургский опыт показал, что, пока администрация города не приняла мер и сама не нашла богатого частного инвестора, крупнейшая городская КТВ-сеть влачила жалкое существование), способны оперативно устранять административные препятствия, которые стоят на пути бизнеса. Главное - чтобы в результате кабельное телевидение не стало заложником политической борьбы.

Санкт-Петербург