Бизнес-класс по-русски

К престижным автомобилям российские продавцы и покупатели причисляют те машины, которые им нравятся

У отечественных автолюбителей весьма смутные представления о том, какие машины относятся к бизнес-классу. "BMW-740 - отличный автомобиль бизнес-класса, сиденья обиты кожей, салон отделан деревом", - подслушал корреспондент "Эксперта С-З" фразу продавца на авторынке, обращенную к покупателю. "Мне нужен автомобиль бизнес-класса. Я склоняюсь к Toyota Avensis", - выразил свои пожелания покупатель в одном из автосалонов Петербурга.

Сегодня все понимают, что в офисе надо одеваться по-деловому, глупо щеголять в вечернем платье на пикнике, нелепо ужинать в дорогом ресторане в спортивном костюме Adidas. Когда же речь заходит о выборе автомобиля, выясняется, что четкий регламент еще не сложился: руководитель компании позволяет себе ездить на VW Golf, а большая часть страны уверена, что старший брат Golf - VW Passat - вполне престижная машина. Весьма распространена и обратная ситуация, когда, едва начав дело, представители малого бизнеса стремятся повысить свой социальный статус за счет приобретения дорогого автомобиля. И то и другое - перекос, порожденный отсутствием культуры потребления.

По западным лекалам

Западное общество за сто с лишним лет создало культуру выбора автомобиля, основанную на равновесии его стоимости и качеств (причем в понятие качества входят не только технические характеристики машины, но и имидж марки, а также степень надежности узлов и агрегатов). Именно наличие такой культуры заставляет рядового европейского экономиста или мелкого предпринимателя каждые три года покупать себе новый Peugeot-406, а не искать изрядно подержанный "глазастый" Mercedes за те же деньги. В Европе все легковые автомобили условно поделены на шесть категорий. Бизнес-классу соответствует разряд Е. Более скромные авто относятся к эконом-классу (С), а более солидные - к представительским автомобилям (F). Главным критерием являются габаритные размеры. Поэтому, как правило, покупатели четко представляют себе, что они хотят.

В России все сложнее и одновременно проще. До конца 60-х годов отечественные заводы должны были присваивать своей продукции цифровой номер из специально отведенного диапазона. Так, Московский завод малолитражных автомобилей получил диапазон от 400 до 500, а Запорожский автозавод - с 300 до 400. Так у нас появились "Москвич-407" и "ЗАЗ-968" - и никакой привязки к мощности или размеру. Позднее вступил в силу ГОСТ, который в зависимости от технических характеристик относил автомобиль к одному из четырех классов, в цифровом обозначении автомобиля он занимает первую позицию (от субкомпактного ВАЗ-1111 "Ока" до представительского ЗИЛ-4101). Но данная классификация оказалась не способна ориентировать покупателей, поэтому в начале 90-х жизнь предложила потребителям делить машины просто - на "пацанские" и "непацанские".

В настоящее время при необходимости классифицировать автомобиль все чаще применяют европейскую систему. И вероятность того, что она приживется, очень высока. Реальной альтернативы ей все равно нет, а многие производители заполняют свою гамму, ориентируясь именно на европейскую классификацию. Согласно этой системе, к классу Е относятся любые машины, схожие по габаритам и мощности двигателя с его типичными представителями: Audi А6, BMW 5-й серии или Mercedes Е-класса. Главным принципом классификации являются не точные цифры мощности или длины, а ориентация на "одноклассников". Это связано с тем, что в процессе маркетинговой политики компании постоянно увеличивают габариты машин в стремлении экстенсивным путем увеличить внутренние размеры, повысить комфорт пассажиров и разместить дополнительное оборудование. Но одних габаритов недостаточно. Для того чтобы автомобиль класса Е был машиной бизнес-класса, он должен иметь соответствующий имидж.

На свой аршин

Общение с руководителями крупнейших компаний-автопродавцов Северо-Запада показало, что понятие "бизнес-класс" толкуется ими максимально широко. От категоричного "только седаны Mercedes, BMW и Audi европейского класса Е" до любых машин сходных размеров или дорогих комфортабельных микроавтобусов и крупных внедорожников. Бесспорно одно: важнейшими чертами автомобиля бизнес-класса должны быть избыточный уровень комфорта, а также исключительная надежность узлов и агрегатов. "Автомобиль бизнес-класса немыслим без достаточного пространства для пассажиров, сидящих сзади, мощного двигателя и наличия опций, обеспечивающих комфорт: телефонной встроенной системы, навигации, телевизора, подогрева и вентиляции сидений, не говоря уж об их электрической регулировке", - считает Даниил Карпиченко, директор по продажам и маркетингу ЗАО "Вехо".

Самый сложный для оценки параметр - имидж марки. И если у Audi, BMW и Mercedes он априори достаточен, то остальным приходится доказывать свое право относиться к бизнес-классу. И тут у профессиональных торговцев автомобилями тоже полной ясности нет (смотри выдержки из проведенного нами опроса; сразу оговоримся, что редакция согласна не со всеми ответами. Например, вызывает сомнение причисление к бизнес-классу Audi A4, а также крайне сомнительно причисление к этой категории массового VW Passat).

Место в бизнес-классе надо завоевать, и это реально, примеров тому немало. Возьмем Toyota Camry - за десять лет эта машина из аналога того же Passat превратилась в лидера продаж автомобилей бизнес-класса в США и претендует на это место в Европе и России. Секрет успеха коренится в сочетании активной рекламной политики, широкого набора опций и солидного дизайна. Активизировался и Lexus, недавно начавший официальные продажи в России, - за океаном он уже опережает Mercedes. В прошлом году широкой общественности был представлен флагман Peugeot - модель 607. Старейший французский автопроизводитель, несмотря на явный акцент в сторону более скромных автомобилей, в бизнес-классе предложил модель с достойными дизайном и начинкой.

Порядок на пользу

Согласно исследованию "Стиль жизни среднего класса", проводимому маркетинговым агентством "Эксперт МА", потребление имеет для россиян важнейшее значение, в то время как глобальные вопросы отброшены на периферию сознания. На автомобильном рынке наиболее вероятно развитие ситуации по аналогии с рынками одежды или образовательных услуг. Они также прошли через стадию хаоса и в своем сегодняшнем виде весьма жестко структурированы, сбалансировав спрос и предложение, а также цену, качество и потребительские ожидания. Чем больше будет степень сбалансированности автомобильного рынка, тем больше будет у дилеров возможностей применения рыночных рычагов для достижения высоких результатов.

Санкт-Петербург