Топливное ожерелье

Русский бизнес
Москва, 01.07.2002
«Эксперт Северо-Запад» №25 (86)
Множество проектов нефтепродуктовых терминалов еще не означает, что их на самом деле построят

На прошлой неделе в Высоцке состоялась церемония закладки нового терминала для перевалки нефтепродуктов. Некоторые из участников мероприятия испытали острый приступ deja vu: присутствуют президент одной из крупнейших нефтяных компаний РФ, губернатор Ленинградской области, уполномоченные от федеральных органов власти, звучат речи о необходимости переориентировать наш экспорт с нефти на продукты ее переработки, напоминается о существующей зависимости от портов Прибалтики. В июне 1997 года все это уже было в бухте Батарейной, что на южном побережье залива, недалеко от Ломоносова.

В Батарейной нефтекомпания " Сургутнефтегаз" собиралась построить терминал конечной мощностью 15 млн тонн нефтепродуктов в год. С 1997 года контуры побережья вокруг закладного камня нисколько не изменились: проект заморожен, и его активизация прочно привязана к строительству нового комплекса глубокой переработки нефти в Киришах, который оценивается в 700 млн долларов. Первые мощности самого этого комплекса заработают в лучшем случае в 2005 году. Если двигаться по кромке залива на запад, упрешься в строящийся порт в Усть-Луге, который пока знаменит больше скандалами, чем построенными терминалами. По плану, в общем портовом комплексе один из причалов будет также отдан под нефтепродуктовый терминал на 5,5 млн тонн. Более года назад инвестором пообещала стать компания "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ), однако и здесь дальше заявлений дело пока не пошло.

В другую сторону, к востоку от Батарейной, рядом со станцией Бронка под Ломоносовом, расположился терминал финской Fortum мощностью 0,5 млн тонн в год, построенный в 1999 году. Задуманный как импортный, терминал после кризиса 1998 года превратился не более чем в нефтебазу по доведению получаемого из Киришей топлива до стандартов Fortum, но потенциально он вполне способен принимать наливные танкеры.

Еще восточнее - в порту Петербурга - расположились причалы Петербургского нефтяного терминала, на которых ежегодно перерабатывается 5 млн тонн нефтепродуктов. В то время как планы ПНТ в Усть-Луге выглядят несколько иллюзорно, петербургские причалы компании стабильно развиваются, и в результате реконструкции объем перевалки здесь должен составить более 10 млн тонн.

Северный берег залива тоже не обошли вниманием. Чуть ниже Высоцка, в Приморске, уже работает нефтяной терминал на 12 млн тонн в год, построенный государственной компанией " Транснефть". Через несколько лет его мощность возрастет до 30 млн тонн и Россия получит свой балтийский Новороссийск. Рядом с берегом "Сургутнефтегаз" и " Роснефть" собираются возвести нефтеперерабатывающий завод (см. "Господдержка сбоку"). В самом Высоцке компания " Северстальтранс" предполагала построить отнюдь не нефтепродуктовый, а химический терминал. Затем передумала и продала проект " ЛУКойлу", который к одному миллиону запланированных химикатов решил добавить 10 млн тонн нефтепродуктов для Европы и США.

Если подытожить, получится, что на побережье залива собираются обрабатывать 51 млн тонн нефтепродуктов в год, без учета будущего Приморского НПЗ. Это 27% всех произведенных в РФ в 2001 году нефтепродуктов. Планы превращения в крупнейший российский центр транспортировки топлива сначала очень радовали власти Ленинградской области, однако теперь их отношение к этому вопросу меняется. "Действительно, перебор какой-то получается, - признал в интервью "Эксперту С-З" губернатор Валерий Сердюков. - Наша позиция в этом вопросе такова: карликовых терминалов не будет. Строиться должны терминалы тех компаний, которые обеспечены собственными ресурсами, а не тех, кто забронировал землю для ее последующей продажи. Мы считаем, что более чем в 30 млн тонн нефти и 30 млн тонн нефтепродуктов на Финском заливе необходимости нет". Однако ни "Сургутнефтегаз", ни "ЛУКойл" обвинить в отсутствии ресурсов нельзя. У первого в Киришах огромный НПЗ, второй обладает четырьмя заводами.

Дело, однако, отнюдь не в ресурсах. Вопрос упирается в доставку нефтепродуктов на берег залива. Доставлять их можно, по сути, только двумя способами - по железной дороге, что недешево, либо по трубопроводу. Именно с трубой перспектива строительства всего ожерелья топливных терминалов связана значительно плотнее, чем с наличием ресурсов.

К порту Приморск государственная компания " Транснефтепродукт" (ТНП) намерена проложить из г. Кстова (Нижегородская область) нефтепродуктопровод мощностью 10 млн тонн, трасса которого пройдет по существующему коридору Балтийской трубопроводной системы. ТНП добился одобрения своего нового трубопровода на уровне федерального правительства и ждет со дня на день соответствующего распоряжения Михаила Касьянова. К петербургскому терминалу ПНТ подведен нефтепродуктопровод из Киришей, и компания вполне обоснованно рассчитывает на его реконструкцию и расширение мощностей. Таким образом, с поставкой нефтепродуктов в Приморск и Петербург - все в порядке.

С терминалом в Высоцке ситуация пока выглядит иначе. "ЛУКойл" намерен поначалу обойтись железнодорожной веткой.

"Переговоры с МПС об усилении имеющихся на Высоцк подъездных путей завершатся как надо", - заверил корреспондента "Эксперта С-З" начальник управления общественных связей "ЛУКойла" Александр Василенко. "Об этих переговорах, как и вообще о новых приобретениях "ЛУКойла" в Высоцке я впервые слышу от вас", - сказал первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин. Конечно, требующий усиления железнодорожный путь к Высоцку совсем не велик - какие-то 20 км. Но, как показывает практика, даже за такие небольшие участки между железнодорожниками и инвесторами новых портов разворачиваются кровавые бои. Пример тому - та же Усть-Луга, на усиление 50-километрового подъезда к которой МПС удалось раскрутить далеко на сразу, а оставшийся "независимый" трехкилометровый участок до сих пор достраивается (и объективно тормозит все остальные усть-лужские начинания).

При этом именно Усть-Лугу многие специалисты считают гораздо более удобным местом для транспортировки, нежели северо-восточные порты Финского залива. "Пути в Выборг и Высоцк неудобны, - заявил "Эксперту С-З" начальник морской администрации этих портов Евгений Сороко. - Каждому, кто хочет сюда что-то проложить, необходимо преодолевать Неву и весь узкий Карельский перешеек. Усть-Луга в этом отношении идеально открывается практически на всю Россию".

Резюме: бумажная россыпь топливных портов даст в ближайшее время 1-2 построенных. Это может быть терминал "ЛУКойла", если компания очень захочет, но прежде всего - терминал ТНП в Приморске. Трубопровод ТНП обладает безупречной логистической схемой, а сам проект - очевидной политической поддержкой. Это дает основания предположить, что нефтепродуктовый терминал в Приморске будет если не первым, то по крайней мере - первым реально работающим.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама