Кто несет тьму?

Андрей Лихачев считает, что администрация должна более взвешенно подходить к планированию и расходованию бюджетных средств

Во взаимоотношениях администрации Петербурга и АО "Ленэнерго"сложилась странная ситуация. Руководители администрации - губернатор Владимир Яковлев и вице-губернатор Александр Смирнов, курирующий жилищно-коммунальную сферу, - по крайней мере на словах признают, что за потребляемые энергоресурсы надо платить вовремя и сполна. И даже не оспаривают расчеты энергетиков. Но на деле неплатежи продолжаются. То есть не работает финансово-бюджетный механизм расчетов. По-видимому, он настолько несовершенен, что все время дает сбои. Но ничего лучшего администрация, похоже, предложить не в состоянии.

В то же время многие нынешние руководители "Ленэнерго" до своего прихода в компанию занимали довольно высокие посты в администрации и хорошо знакомы с функционированием государственной машины. А потому могли бы сами предложить реальный механизм, способный обеспечить нормальное энергоснабжение города. Попытку создать такой механизм руководство "Ленэнерго" уже предприняло, направив в администрацию соответствующие предложения с просьбой включить их в окончательный вариант постановления правительства Санкт-Петербурга "Об итогах работы жилищно-коммунального и энергетического комплекса в период прохождения отопительного сезона 2001/2002 года и задачах по подготовке городского хозяйства Санкт-Петербурга к отопительному сезону 2002/2003 года". О судьбе этих предложений и о взглядах руководства компании на сложившуюся ситуацию мы беседуем сегодня с генеральным директором АО "Ленэнерго" Андреем Лихачевым.

- Андрей Николаевич, как, по вашему мнению, надо изменить нынешнюю систему взаимоотношений между городом и "Ленэнерго", чтобы не происходили сбои в расчетах бюджета с поставщиками услуг?

- Благодаря тому что многие из тех, кто сегодня занимает в "Ленэнерго" руководящие посты, прошли школу в администрации Санкт-Петербурга, мы смогли детально проанализировать ситуацию. И, разумеется, быстро поняли причину неплатежей в целом ряде отраслей. В частности, мы выяснили, почему возникали проблемы с высшими учебными заведениями (вузы, конечно, не подчиняются городу, но механизм финансирования у них похожий).

Вузы живут на деньги федерального бюджета. Рассчитываются через систему казначейства, куда Москва переводит деньги. Ректор вуза утверждает, что к платежам по электроэнергии он никакого отношения не имеет. Мы изучили механизм - кто в какой момент должен выставить счет, кто должен его обработать, кому он должен быть представлен. И относительно быстро нашли слабые места. Нам стало понятно, что ректоры вузов должны, во-первых, занимать активную позицию на стадии формирования бюджета, а во-вторых, вовремя выставлять требования по оплате в казначейство. А казначейство должно вовремя доводить эту информацию до комитета финансов. Эту цепочку нам пришлось несколько раз пройти туда и обратно, провести целый ряд совещаний, зафиксировать все отношения протоколами. После этого все процедуры стали жестко соблюдаться и механизм нормально заработал.

- Вы провели совещания с чиновниками, и они стали нормально работать? Чудеса какие-то.

- Никаких чудес, если знаешь, как устроена государственная машина. Там действует корпоративная система, защищающая своих членов. Раньше, когда возникали конфликты и мы не знали, кто из них не выполнил свою часть работы, все чиновники объединялись против нас (своих не выдавали), крича, что вузы должны давать свет знания, а мы им несем тьму. Но после того как мы прошли всю цепочку, стало четко видно, кто конкретно в какой момент не выполнил свои обязанности. И если бы сбой в финансировании опять привел к угрозе прекращения энергоснабжения, то вычислить виновника не составило бы труда.

И тогда уже не весь мир выступил бы против нас, а мы со всем миром обрушились бы на конкретного чиновника. А кому же захочется подставляться, когда все разложено по полочкам и в случае собственного прокола ни на кого невозможно будет свалить вину? Ведь такой чиновник, уверяю вас, и двух часов не проработает в своей должности. Если, конечно, все согласны, что надо платить и что все должны работать в комфортных условиях - преподаватели учить студентов, мы - подавать свет, Минфин - платить за него.

- А какое самое слабое звено в этой цепочке?

- Ошибка системы в том, что ректор вуза не считал себя ответственным за платежи, а думал лишь об учебном процессе. В свою очередь, руководителям из Москвы не было очевидно, что именно в этот момент необходимо произвести именно этот платеж. Они решали свои макрозадачи. Но ведь деньги, к сожалению, сами по себе не идут - нужен кто-то, кто будет их подталкивать, требовать, чтобы их вовремя переводили. Деньги имеют свою стоимость во времени. Каждый день отсрочки платежа - это, по сути, бесплатный кредит. Так что если можно не платить вовремя, то никто и не заплатит. И при этом ни с кого ни за что не спросишь, ответственных не найдешь. И я рад, что нам удалось кардинально изменить эту систему, даже скорее, изменить отношение к такому понятию, как плата за потребленные энергоресурсы.

- Эта же логика, наверное, работает и в городском финансовом механизме?

- Конечно. Механизмы-то идентичны. Мы готовы помогать городской администрации, а не констатировать по окончании года, что в очередной раз они промахнулись и попали пальцем в небо. Именно поэтому нам пришлось очень жестко отстаивать свои позиции минувшей весной, когда стало ясно, что в бюджете города на 2002 год заложено недостаточно средств на оплату энергоресурсов. Мы смогли доказать нашу правоту расчетами и цифрами.

Кстати, комитет финансов подтвердил полученные показатели и в итоге большинство наших расчетов было вынесено на обсуждение депутатов Законодательного собрания в качестве поправок к бюджету на этот год. Причем мы работаем не только с распорядителями бюджетных средств, но и с отдельными потребителями. Регулярно в "Ленэнерго" проводятся совещания, куда приглашаются руководители конкретных бюджетных организаций - медицины, пожарной охраны, образования.

В решении совместных задач мы готовы быть партнерами для наших коллег из администрации. Просто необходимо правильно рассчитывать свои возможности, правильно рассчитывать бюджет, правильно рассчитывать свой ресурс и уметь нести ответственность за свои действия. Кстати, придя в "Ленэнерго" в 99-м году, мы начали свою работу в компании с налаживания финансовой дисциплины, с приведения расходов в соответствие с доходами, перекрыли возможность нецелевого использования средств. Результат этой работы сегодня может увидеть каждый - компания перестала быть убыточной, дала петербуржцам уверенность в устойчивом энергообеспечении. И мы считаем, что не только имеем право, но и обязаны передавать накопленный опыт тем, кто наряду с нами несет ответственность за нормальную жизнь нашего города.

Мы настаиваем, что в первую очередь администрация должна довести до каждой городской организации, которая финансируется из бюджета, не только денежный лимит как таковой, но и фактический, переведенный в натуральный показатель потребления тепла и электроэнергии. Это необходимо для того, чтобы сами организации могли следить за своим потреблением и, видя, что у них заканчивается лимит, начать хотя бы гасить свет на ночь или в тех комнатах, где никто не работает.

Очень часто сама отрасль финансово обеспечена, но распределение по организациям неравномерное. И получается так, что для одних деньги есть - они их получат и даже сэкономят (мы настояли на том, чтобы все сэкономленное оставалось у них - это стимулирует ресурсосбережение), а другим не хватает прожить до конца года. Это означает, что их отраслевой комитет неверно спланировал распределение средств.

Что касается решения проблемы с неплатежами бюджета за поставленное тепло жителям города, то здесь крайне необходимо наладить технологическую цепочку взаимодействия специалистов "Ленэнерго", жилищников, финансовых органов, отраслевых комитетов, территориальных органов администрации для того, чтобы не было никаких сбоев при подготовке к зиме. И, самое главное, принятые решения нужно выполнять. То есть закладывать в бюджет необходимые суммы и своевременно осуществлять платежи. Чтобы не накапливать задолженности.

В том числе, на мой взгляд, надо публично наказать тех, кто этим правилам в прошлом году не следовал. Причем так наказать, чтобы неповадно было. Потому что, если руководитель понимает, что он отвлек деньги и не расплатился за потребленные ресурсы и что ему ничего за это не будет, а только пожурят, то он и дальше будет так же себя вести. Ведь зачастую на заседании правительства мы слышим эмоциональные претензии губернатора к тому или иному руководителю. Но чиновники, увы, привыкли, что никаких последствий губернаторский гнев иметь не будет, никаких наказаний никто не понесет. Чего же удивляться, что в следующий раз все повторяется с настойчивостью, достойной лучшего применения. Это основная суть наших предложений.

- Вы внесли их более месяца назад. Какая-нибудь реакция была?

- Я не слышал, чтобы кто-то был наказан за нецелевое использование бюджетных средств. Нет ответа и на предложение об организации цепочек финансирования, и о том, чтобы согласовывать с нами лимиты потребления энергии городскими организациями. Мы по своей инициативе сосчитали примерные лимиты для каждой организации, исходя из анализа потребления за несколько последних лет, и предложили отраслевым комитетам эти лимиты согласовать. Но администрация этого так и не сделала.

Впрочем, время еще есть. Но, если чиновники вновь не воспользуются отпущенным им лимитом времени и хотя бы не попытаются исправить собственные ошибки, нас опять ждет то же самое - неплатежи, предупреждения. Чиновники вместо своих прямых обязанностей опять будут делать то, что им проще, - обвинять "Ленэнерго" в политической мотивировке отключений... А это дорога в никуда.

Санкт-Петербург