Реформа принесет инвестиции

Сегодня инвестиции в российскую энергетику идут не "благодаря", а "вопреки"

В середине июня нынешнего года президент ЕБРР Жан Лемьер официально заявил в Петербурге о выделении АО "Ленэнерго"инвестиционного кредита в 40 млн долларов, которые менеджмент компании планирует направить на реконструкцию ТЭЦ-5. Это событие имеет особое значение для энергетики города, поскольку ТЭЦ-5 - самая старая из городских ТЭЦ (последняя турбина установлена в 1929 году) - давно выработала свой ресурс и находится на грани остановки, а других источников тепла в том районе, который получает тепло от ТЭЦ-5 и где проживают около полумиллиона петербуржцев, нет.

Если в некоторых других сферах экономики получить кредит на обновление основных фондов не так уж и сложно, то для теплоэлектроэнергетики, особенно в части, не связанной с экспортом, это экстраординарное событие. По данным Министерства энергетики, менее 4% объема вложений в эту сферу приходится на долю внешних инвестиций. Основное же бремя расходов на модернизацию ложится на плечи самих энергокомпаний, в меньшей степени - государства и потребителей. Причина непривлекательности теплоэлектроэнергетики для инвесторов обусловлена как многолетним плачевным состоянием этой отрасли, так и сомнениями инвесторов в возвратности и доходности вложенных средств. Между тем в отсутствие инвестиций основные фонды энергопредприятий неуклонно деградируют (средств катастрофически не хватает), что создает серьезную угрозу энергообеспечению территорий.

Для исправления ситуации российским правительством была инициирована крупномасштабная реформа национальной энергетики. Важнейшими ее целями являются повышение инвестиционной привлекательности отрасли и создание конкуренции для повышения качества услуг и сдерживания роста цен. Между тем достижение этих целей осложняется целым рядом обстоятельств. Обсуждение этих обстоятельств, а также мер, предпринимаемых российскими властями и энергетиками, стало лейтмотивом круглого стола "Новый этап российских реформ: реформа электроэнергетики", проведенного в АО "Ленэнерго" в рамках VI Петербургского экономического форума.

Государство опаздывает

Требования инвесторов к экономическому климату известны. Это стабильность режима регулирования отрасли (законодательство не должно часто меняться), сокращение и максимальная регламентация регулирующих воздействий, стабильность поставок топлива для электростанций (необходимо наличие и соблюдение долгосрочных контрактов на такие поставки), гарантии доходности инвестиций в регулируемые секторы и многое другое.

Несмотря на то что эти требования вполне естественны, ни одно из них, как с сожалением констатировал заместитель министра энергетики РФ Владимир Милов, в настоящее время четко не соблюдается. И потому исправление этой ситуации является, по словам замминистра, "стратегической задачей государства вне зависимости от хода реализации реформ".

Для обеспечения первых двух условий правительство разработало и представило в Федеральное собрание пакет законопроектов. Однако их принятие осложняется целым рядом недостатков, на которые указывают парламентарии. Так, выступавший на круглом столе заместитель председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич отметил, что слишком много положений законопроектов носят отсылочный характер. Около 16 статей проекта базового закона "Об электроэнергетике" перекладывают установление и регулирование правопорядка на нормативные правовые акты правительства. Если эти акты не будут приняты до введения в действие закона, его правоприменение будет затруднено с первых шагов, уверен Межевич.

Энергетики, со своей стороны, не вполне удовлетворены как прохождением законопроектов, так и некоторыми поправками, появляющимися на разных этапах этого прохождения. Так, по словам заместителя председателя правления РАО "ЕЭС России" Вячеслава Синюгина, "предложенный механизм установления потолка цен недостаточно хорошо прописан и дает властям возможность использовать его совершенно произвольно". С точки зрения потенциальных инвесторов, это недопустимо, ибо делает невозможным формирование полноценного энергетического рынка. По мнению Синюгина, необходимо предельно точно описать кризисные ситуации, предусматривающие установление властями потолка цен, и срок, в течение которого такой потолок может существовать.

Энергетики считают, что органы, регулирующие тарифы, должны быть по-настоящему независимыми. Следует отказаться от нынешней практики, когда "регулирующие органы трансформируются в сторону технического подразделения, реализующего политическую волю, причем волю сегодняшнюю" (Синюгин). Задача регулятора - соблюсти баланс интересов потребителей, производителей и инвесторов, а также обеспечить условия долгосрочного развития отрасли - при нынешней системе не выполняется, и проекты законов не содержат необходимых для исправления ситуации мер.

Излишне политизирован в законопроектах, по мнению руководства РАО, также вопрос об ответственности потребителей. Правительство не предусмотрело возможности воздействия со стороны энергокомпаний на должников - физических лиц. А вот защита энергетиков, которых сейчас "травят собаками и стреляют из ружей, когда они приходят проверять показания счетчиков" (Синюгин), прописана недостаточно подробно. Вместо того чтобы внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс, его сегодня, наоборот, используют как инструмент давления на энергетиков.

Акционеры и инвесторы рассчитывают на понимание

По словам независимого члена совета директоров РАО ЕЭС Дэвида Хёрна, представляющего интересы миноритарных акционеров, хотя менеджменту РАО удалось достичь даже больше того, что ожидали портфельные инвесторы, ряд моментов их все же беспокоит. Прежде всего электрические компании по-прежнему стоят очень дешево, что приводит к недооцененности российского энергетического рынка. Важнейшей причиной такого положения, по мнению Хёрна, является заниженность энерготарифов (в том числе газовых).

Озабочены инвесторы, по словам их представителя, и возможными издержками процесса реформирования РАО ЕЭС - в частности, его дочерних структур в регионах. Инвесторы опасаются возможной потери активов из-за воровства или продажи по дешевке предприятий в процессе реорганизации региональных АО-энерго. Помимо этого, при разделении этих компаний на более мелкие (в процессе обособления различных функций) падает ликвидность энергопредприятий, а значит, и ликвидность фондового рынка энергетических акций.

В этой связи инвесторы поддерживают предполагающиеся на втором этапе реформы межрегиональные слияния в сфере производства и распределения энергии. А также обещание правительства допустить миноритарных акционеров к участию в Федеральной сетевой компании на основе пропорционального представительства. Хотя, по словам Дэвида Хёрна, инвесторы и понимают желание государства контролировать транспорт энергии, но нужно отдавать себе отчет, что это объективно понижает инвестиционную привлекательность энергетики.

Опасаются акционеры и возможного увеличения роли посредников, которым будет уходить основная часть прибыли, что создаст энергокомпаниям проблемы с наличностью. Чтобы избежать этого, следует, по мнению Дэвида Хёрна, сделать систему максимально прозрачной.

Надо сказать, что руководители РАО ЕЭС признают обоснованность опасений миноритарных акционеров и справедливость их требований и потому предпринимают шаги по учету их интересов. Так осуществлен переход на 100%-ную оплату энергопоставок денежными средствами, реализуется программа радикального снижения издержек (что крайне важно в условиях, когда рыночные механизмы здесь пока не работают), приняты новые редакции уставов дочерних компаний, существенно повышающие права советов директоров материнской и дочерних компаний в осуществлении реструктуризации и проведении имущественных сделок.

Практически во всем согласен с Дэвидом Хёрном и другой представитель инвесторов - директор энергетического сектора Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Энтони Марш. По его словам, ЕБРР готов вкладывать деньги в российскую энергетику (главным образом в генерирующие мощности), но государство и энергетики, со своей стороны, должны принимать активные меры по созданию благоприятных условий для инвестирования. В этой связи он особо отметил важность налаживания жесткой платежной дисциплины потребителей, особенно бюджетных, в том числе и методами отключений. А также необходимость освободить ФЭКи и РЭКи от политического влияния.

Вопреки системе

Согласие ЕБРР предоставить кредит ОАО "Ленэнерго" стало свидетельством успешной и правильной (в свете требований инвесторов), по мнению президента банка Жана Лемьера, политики руководства энергокомпании. Полностью отказавшись от бартера и зачетов, сделав работу компании предельно прозрачной, ее менеджмент сумел в 2001 году достичь рентабельности и даже перевыполнить план по сбору средств за счет взыскания старой дебиторской задолженности.

Усилия менеджеров компании были адекватно оценены рынком. Так, акции АО "Ленэнерго" уже давно находятся на уровне индекса Российской торговой системы и существенно выше уровня среднего по стране индекса энергетических компаний. Примерно ту же картину дает и сравнительный анализ стоимости единицы установленной мощности: у "Ленэнерго" 1 кВт оценивается в 103 доллара против 56 долларов в среднем по всем энергокомпаниям, то есть "Ленэнерго" оценено почти в два раза выше среднего уровня по России. Однако аналогичным западным компаниям оно уступает в несколько раз. И потому, по мнению генерального директора компании Андрея Лихачева, существующая потребность в инвестициях может быть удовлетворена только радикальной реформой, предусматривающей разделение монопольных и конкурентных сфер энергетики.

"Мы уже вышли на достаточный уровень объема ремонтов для поддержания системы в работоспособном состоянии, - говорит Лихачев. - Однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы ее модернизировать: строить новые мощности и замещать выбывающие. Необходимо увеличить капвложения в два раза".

Причем, как неоднократно говорил Лихачев, на приведение энергосистемы в соответствие требованиям сегодняшнего дня деньги должны идти не из кармана потребителей, а от инвесторов - необходимы "мировые деньги". И намерение ЕБРР предоставить кредит "Ленэнерго" превращает, казалось бы, мечту далекого будущего во вполне осязаемую реальность нынешнего дня.

Как признал на круглом столе замминистра энергетики Владимир Милов, таких результатов российские энергетики достигли не благодаря существующей системе государственного регулирования отрасли, а во многом вопреки ей. Несмотря на низкую платежную дисциплину, власти, особенно на местах, все еще пытаются, как выразился Милов, "что-то поменять, переделить", нарушая важнейшие требования инвесторов к стабильности климата в отрасли.

Понятно, что при сохранении такого положения на значительный объем инвестиций рассчитывать не приходится, и потому региональные власти, несущие основное бремя ответственности перед своими избирателями за стабильность жизнеобеспечения территорий, должны приложить все силы для налаживания конструктивных взаимоотношений с энергетиками. Тем более что, как показывают социологические опросы, население прекрасно понимает ситуацию и готово на ближайших выборах призвать власть к ответу за нерасторопность.

Санкт-Петербург