Не мытьем, так катаньем

Первое, что бросается в глаза при внимательном изучении новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях, вступившей в силу 1 июля, это то, что восторги СМИ по поводу торжества либерализма сильно преувеличены. Остались в кодексе и совершенно неоправданные строгости, и место для коррупции. А главное - сохранился порочный советский карательный принцип.

Рекламирующие новшества энтузиасты где устно, а где и письменно утверждают, что кодекс теперь запрещает инспекторам ГАИ эвакуировать автомобили, снимать номера и даже изымать права. Все это не соответствует действительности. Статья 27.13 предусматривает задержание транспортного средства "при нарушениях правил эксплуатации и управления", предусмотренных целым рядом статей кодекса. Например, при отсутствии документов (прав, доверенности, техпаспорта), при заведомо неисправных тормозной системе (за исключением "ручника") или рулевого управления, при нарушении правил остановки или стоянки на проезжей части, "повлекшем создание препятствий для движения других транспортных средств" и др. А статья 27.10 предусматривает изъятие водительского удостоверения "при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством".

Более того, теперь, если вы не прошли "в установленном порядке" техосмотр или опять же едете с неисправными тормозами или рулевым управлением, то, согласно части 2 статьи 27.13, "государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства". Старый кодекс снятия номеров при таких нарушениях не предусматривал. Как и лишения прав на 2-4 месяца за выезд на полосу встречного движения. Так что "либерализация" серьезно ужесточила наказание.

Впрочем, особо нахальные водители могут попытаться облегчить свою участь, воспользовавшись статьей 27.1. Она предусматривает, что изымать права, задерживать автомобиль и снимать номера можно лишь "в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления".

Осмеливающиеся "качать права" могут заявить инспектору ГАИ, что он может "установить личность" по паспорту водителя или любому документу с фотографией, а составить протокол - на месте. Для "своевременного и правильного рассмотрения дела" вовсе не обязательно снимать номера, задерживать автомобиль и даже изымать права. А чтобы "пресечь правонарушение", достаточно заглушить двигатель и заняться устранением причины нарушения - съездить домой за забытыми правами (или дождаться приезда вызванной по телефону жены), починить тормоза или рулевое управление и т.д.

Понятно, что "качать права" - дело рискованное, но сама возможность для инспектора внять указанным выше аргументам создает прекрасную почву для коррупции. Этот соблазн при новом кодексе усилился, ибо штраф на месте брать теперь запретили, а зарплату сотрудникам ГАИ повысили, но не более, чем до уровня выживания. По опыту я могу даже утверждать, что повышение "взяткоемкости" кодекса было сделано сознательно - невозможно предположить, что инициаторы разрешения снимать номера за отсутствие техосмотра не понимали, к чему это приведет.

Новый кодекс не уменьшит коррупцию и не повысит дисциплину водителей, потому что он по-прежнему основан на порочном советском карательном принципе. Но в нашей стране такой принцип не работает, потому что люди знают, как с ним бороться. Воспитывать правосознание россиян надо не ужесточением наказания за нарушения административных правил, что легко обходится взяткой, а усилением ответственности за последствия таких нарушений. Когда водитель знает, что если он станет виновником дорожно-транспортного происшествия, то его "разденут" или даже упрячут в тюрьму, и понимает, что взяткой тут уже не отделаешься (пострадавший постарается получить с виновника сполна), он сто раз подумает, прежде чем нарушать правила. Механизмы гражданского общества, в том числе и по охране порядка, работают гораздо эффективнее госструктур. Но у нас власти до сих пор делают ставку на усиление роли последних. И порядка как не было, так и нет.

Начальник ГУ ГАИ МВД России Владимир Федоров в интервью журналу "Профиль" заявил: "Кстати, изменения в кодексе, как бы там господин Похмелкин и прочие ни рядили, что это они пробили, - во многом идея наша. Мы еще в 1998 году просили родное правительство об этом. Мы в первую очередь заботимся о том, чтобы было меньше конфликтов и меньше поводов давать нашим взятки. Я, конечно, отдаю себе отчет, что штрафы будут платить только 30 процентов нарушителей - самые сознательные. На оставшихся 70 процентов есть служба судебных приставов".

Совершенно понятно, что никаких приставов не понадобится - 30 процентов "сознательных" будут платить в кассу, а остальные - в карман инспекторов. Правда, конфликтов, возможно, действительно станет меньше - чем мучиться в нашей худо работающей судебной системе, теперь придется давать взятки, даже если раньше старался этого не делать.