В коня корм

Менеджеры новгородского "Сплава" сумели использовать сильные стороны бывшего советского машиностроительного предприятия

Новгородское ОАО "Машиностроительная корпорация "Сплав""представляет редкий пример выживания и вполне успешного развития в пореформенные времена одного из ведущих в советскую эпоху производителей запорной арматуры для атомных электростанций. В то время как даже в крупнейших промышленных центрах (в Москве, Петербурге, на Урале и т.д.) многие машиностроительные заводы закрывались или перепрофилировались, новгородцам удалось этого избежать. Секрет успеха раскрывает в интервью для "Эксперта С-З" генеральный директор компании Владимир Федоров.

- Владимир Михайлович, в чем, на ваш взгляд, формула успеха холдинга?

- Наш козырь - в наукоемком продукте, который поставляет институт "Атомармпроект". Он единственный в нашей стране занимается разработкой запорной арматуры для атомных электростанций. А вообще-то наш главный капитал - люди. Сегодня на всех предприятиях холдинга работают около 4000 человек. И это слаженная команда единомышленников.

Помогло и то, что мы пошли по пути создания новых производств под четко определенные рыночные ниши. Например, одно из последних - "Сплав-Модернизация". Сейчас на нем работают около 60 человек, а объем его производства соизмерим со "Старорусприбором", на котором 1600 человек. Наши новые предприятия построены предельно рационально, по экономически выверенным схемам. Такой подход позволяет нам довольно успешно заниматься разными направлениями в машиностроении.

Еще два-три года назад мы практически не занимались общепромышленным оборудованием для нефтегазовых комплексов. Сейчас весьма активно проникаем в этот сектор, хотя там значительная конкуренция - 70 только российских производителей. Мы пока не можем составить конкуренцию заводам, особенно западным, которые рассчитаны на выпуск массовой продукции. Но там, где нужна особо сложная, практически индивидуальная арматура, мы вполне конкурентоспособны.

Например, сделали для ФГУП "СГ-Транс", которое занимается транспортировкой газа и жидких продуктов, специальный комплекс трубопроводной арматуры. Он отвечает всем современным требованиям, в том числе и экологическим, и позволяет эксплуатировать цистерны, выпущенные еще в прошлом веке. Требования были весьма жесткими, но мы их выполнили. В результате надеемся получить заказ на несколько лет работы.

- Как вы оцениваете свои шансы на рынках, ведь ваша продукция стоит недешево?

- Сейчас заказчик стал прежде всего обращать внимание на качество, а значит, готов за него платить. Мы изначально работаем под жестким контролем Госатомэнергонадзора. И даем солидные гарантии. Например, по атомной технике - 50 лет. Конечно, наша арматура стоит дорого, но мы приучаем заказчиков к тому, что они платят за долговечность и надежность. Вот две известные марки: Mercedes и "Запорожец". Они занимаются одним и тем же - делают автомобили. Но их продукция несравнима, цена - тоже. И ни у кого не возникает вопросов, почему Mercedes стоит дороже. И у нас некоторая продукция по-настоящему уникальна.

Так, предприятие "Сплав-Спецтехнология" выпускает сильфоны - гофрированный элемент для герметизации вентилей - и различные узлы на этой базе. Подобная технология многократно увеличивает сроки эксплуатации арматуры. Такая продукция просто обязана стоить дорого. И стоит. Но это не уменьшает спрос на нее. Сильфоны стали применяться не только в газовом и нефтехимическом производстве, но и в автомобилестроении и электротехнической промышленности.

- Арматура для атомных станций - ваш приоритетный продукт?

- Приоритет зависит от заказов. Представители компании работают практически во всех регионах, где есть нефтегазовая и химическая промышленность. Конечно, десять российских атомных станций, пять украинских и еще несколько в странах бывшего СЭВ дают нам постоянную работу. Но и здесь нужно выигрывать тендеры и доказывать, что мы лучшие. Потому что даже в этой сфере у нас есть полтора десятка российских конкурентов, а требования к качеству продукции постоянно ужесточаются.

В прошлом году мы выиграли тендер на выполнение ремонтно-восстановительных работ на Ленинградской АЭС и поставили туда оборудования почти на 300 млн рублей. Сейчас выполняем большой китайский заказ, превышающий 30 млн долларов. Здесь опять помогло то, что мы имеем хорошую научную базу. Заказ из Китая нужно было выполнять в кратчайшие сроки, и если бы в институте "Атомармпроект" не было бы машинного проектирования - не успели бы. Контракт с Китаем рассчитан на три с половиной года, сейчас там российские специалисты строят два энергоблока, а при удачном продолжении будет еще два. И на все уже запланирована наша арматура.

Сегодня "Сплав" находится на пороге еще одного крупного заказа, теперь уже от Индии. Пока подписан межправительственный контракт, согласованы первые договоры на поставку крупного оборудования - реактора, генераторов. С осени будут тендеры по арматуре, которые мы надеемся выиграть. Эта работа тоже оценивается в миллионы долларов.

- А есть ли у вас западные конкуренты по поставкам для АЭС?

- Ядерная энергетика - узкий и специфичный рынок, он живет по своим правилам. Например, с нашей арматурой невозможно выйти на американский или французский рынок, а западные фирмы не попадут на наш. Именно поэтому мы создали совместное производство, которое позволит в будущем выйти на зарубежные рынки и с помощью американских коллег освоить их технологии. Партнером по СП "Соленоид-Вэлв" выступает американская компания Curtiss Wright, которая тоже изготавливает продукцию для атомных электростанций. Главной задачей предприятия является адаптирование американских технологий для нашего рынка.

"Соленоид-Вэлв" - это второй наш совместный проект с американцами. Первый - ЗАО "ДС Контролз", выпускающий по лицензии американской фирмы Dresser Inc. регулирующую трубопроводную арматуру для нефтегазопереработки, химии и энергетики, - стал весьма успешным. Сегодня "ДС Контролз" ежегодно реализует продукции на 10 млн долларов. "Сплав", Dresser Inc. и "ДС Контролз" создали консорциум для участия в тендере по проекту "Сахалин" (нефтеразработка шельфа Охотского моря). Только капитальные вложения в этот проект оцениваются в 10 млрд долларов, а обязательное 50%-ное участие в нем российских фирм дает нам неплохие шансы выиграть тендер.

Для того чтобы быть в первых рядах, безусловно, нужно постоянное техническое перевооружение. Компания не жалеет средств на обновление станочного парка и на компьютеризацию производства. Уже сегодня в нашем распоряжении более 400 новейших компьютеров.

- Вы не собираетесь закрывать немашиностроительную часть корпорации?

- Наоборот, мы собираемся ее расширять, потому что стремимся к диверсификации. Нынче машиностроение занимает уже только половину в деятельности "Сплава". Расширяется "Сплав-Образование". На приобретение новой печатной машины для филиала "Сплав-Техносервис" решено выделить 100 тыс. долларов. И наши специалисты уверены, что затраты окупятся довольно быстро. Каждый год приносит новые направления, некоторые закрываются, но большинство из них живет неплохо.

- Не тесно ли в рамках Новгородской области?

- Пока нет. Здесь есть еще много незанятых ниш. Сейчас, например, активно занимаемся телекоммуникациями в Новгороде. Закончили организацию первого кабельного телевидения в Старой Руссе, теперь делаем то же самое в Боровичах. В планах - организация собственного интернет-провайдера.

- Не слишком ли вы разбрасываетесь, ведь наверняка такого рода проекты пока не приносят серьезной прибыли?

- Некоторые проекты окупаются довольно быстро, другие - я бы назвал их социально значимыми - пока коммерчески не выгодны. Например, "Сплав-Образование". Мы уже вложили в обустройство 12 школьных компьютерных классов около 220 тыс. долларов, а всего их будет 20. Запуск второго интернет-клуба - самого большого в Новгороде - тоже не принесет быстрой прибыли, но мы заинтересованы в том, чтобы молодежь воспитывалась в современном духе.

Мы понимаем, что в начале любого дела приходится раскошелиться, но можем это себе позволить, ведь, как я уже говорил, наше машиностроительное направление работает без сбоев. Рост объема продаж - основной показатель - нынче увеличился на 73%. Соответственно выросла и прибыль. Мы смотрим в будущее, а для преодоления трудностей делаем ставку на диверсификацию, на предприятия-поплавки, способные, если что случится, удержать всю корпорацию.

Великий Новгород