Продано

22 июля 2002, 00:00
  Северо-Запад

Приватизация Латвийского морского пароходства Latvijas kugnieciba (LK) все-таки состоялась.

Историю, которая разворачивалась вокруг приватизации латвийского морского пароходства, в Риге называли остросюжетной драмой. После пяти лет буквально общенационального обсуждения этой темы и четырех бесплодных попыток проведения аукционов, в конце июня Латвийское агентство приватизации (ЛАП) наконец объявило о результатах продажи акций этого предприятия. LK - одна из крупнейших транспортных компаний Центральной Европы (ее основной актив - танкерный флот насчитывает 40 судов, а общая стоимость активов оценивается примерно в 500 млн долларов). Больше всех интересовались ее активами крупнейшие бизнесмены Латвии: мэр Вентспилса Айвар Лембергс, представляющий интересы нефтяных промышленников из акционерного обществаVentspils nafta (VN), и лидер Народной партии Андрис Шкеле. Впрочем, не только они. Латвийское правительство многократно рассматривало различные варианты приватизации, среди которых превалировали схемы привлечения стратегических инвесторов, среди которых назывались российские нефтяные компании. Однако местный бизнес сумел отлоббировать идею "народной" приватизации пароходства, и часть акций была выставлена на продажу за приватизационные чеки.

В итоге 32% акций были проданы за сертификаты, а затем на Рижской фондовой бирже состоялся второй этап приватизации - аукцион по продаже 51% акций LK. Большую часть акций пароходства - 31,27% приобрел Ventspils nafta. Нефтяной концерн тут же докупил на вторичном рынке у Hansabanka еще 18,67% акций, в сумме получив контроль над 50,94% акций LK. Это обошлось нефтяникам в 34,9 млн латов (57,5 млн долларов). Несколькими днями позднее в прессе появились официально не подтвержденные сообщения, что благодаря операциям на вторичном рынке пакет VN в капитале пароходства вырос до 77%.

Официальные лица и пресса выразили диаметрально противоположные мнения по поводу успеха этой сделки, но позитивные и негативные оценки итогов аукциона разом смолкли в тот момент, когда суд Центрального района Риги внезапно арестовал 51% акций пароходства. Он принял такое решение до выяснения обстоятельств дела по жалобе кипрской оффшорной компании Beacon Shipping. Как заявили представители компании, Beacon Shipping, желавшая участвовать в аукционе, не была на него допущена под предлогом несоблюдения определенных формальностей. Это было беспрецедентное решение, поскольку речь шла об аресте акций госэмиссии и под сомнение поставлен вердикт государственных же инстанций. Местные наблюдатели терялись в догадках о том, кто стоит за киприотами, перебирая названия крупнейших российских компаний. Двумя неделями позже по ходатайству ЛАП и Рижской фондовой биржи Центральный суд Риги отозвал свое решение, признав, что судья районного суда имеет право принимать решение об обеспечении иска на сумму до 30 тыс. латов (объем спорной сделки составил 35,7 млн латов). Теперь акции пароходства, реализованные в ходе аукциона 25 июня, могут выйти в свободное обращение на биржу.

Между тем президент Beacon Shipping Ричард Рейнерт заявил журналистам, что, в случае если им не удастся оспорить результаты аукциона, они собираются вступить в переговоры с Ventspils nafta о перепродаже контрольного пакета акций. При этом они будут готовы заплатить за каждую акцию на 10 сантимов больше, чем цена, сложившаяся в ходе аукциона - 35 сантимов (в этом случае чистый заработок VN может составить 15 млн долларов).

Вильнюс