1:0 в нашу пользу

26 августа 2002, 00:00
  Северо-Запад

Несколько портовых терминалов Петербурга и Прибалтики, специализирующихся на перевалке нефти и нефтепродуктов, объявили итоги своей деятельности за первые шесть месяцев этого года. Опубликованные цифры демонстрируют, что стратегическая идея российского руководства о переориентации нефтяного транзита из портов Прибалтики на терминалы Финского залива приносит первые плоды.

По данным эстонского еженедельника "Деловые ведомости", Таллинский порт, который все первое полугодие демонстрировал рекордный объем транзита нефтепродуктов, с июля испытывает резкий спад показателей перевалки топлива - за месяц было перегружено только 2,2 млн тонн. По сообщению агентства SeaNews, в Клайпедском порту перегрузка нефтепродуктов сократилась на 49% (до 258 тыс. тонн). Издание "Бизнес&Балтия" констатировало снижение суммарного грузооборота всех латвийских портов на 7,3% по сравнению с прошлым годом. Падение произошло в основном за счет снижения на 18% перевалки грузов в крупнейшем нефтяном порту Вентспилса. Объем транзита нефтепродуктов латвийскими портами составил 11,1 млн тонн, что на 4,7% меньше данных прошлого года, а сырой нефти - 6,06 млн тонн, и это ниже показателей первого полугодия 2001 года на 30%.

Практически все специалисты сходятся на том, что падение объемов транзита имеет всего две причины и обе - российского происхождения. В частности, руководитель отдела транзитной политики Министерства сообщения Латвии Андрис Малдупс заявил агентству BNS, что снижение грузооборотов произошло из-за невыгодных для прибалтов тарифов российского МПС и открытия порта в Приморске.

Между тем российские терминалы сообщают о росте объемов перевалки нефти и нефтепродуктов.Так, Петербургский нефтяной терминал заявил, что за 7 месяцев 2002 года перегрузил на 33% больше нефтепродуктов по сравнению с первым полугодием прошлого года - 3,537 млн тонн. В Приморске, по данным Морской администрации порта Санкт-Петербург, за 7 месяцев грузооборот составил 7,162 млн тонн сырой нефти и ежемесячно объем перевалки топлива увеличивается на миллион тонн. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) установила специальный тариф на прокачку тонны топлива по Балтийской трубопроводной системе, который обходится на 10% дешевле, чем транспортировка до Вентспилса.

На фоне усиливающейся конкуренции со стороны российских портов прибалтийские эксперты строят пессимистические прогнозы. В частности, Райво Варе, председатель совета одной из крупнейших в Эстонии нефтетранзитных фирм Pakterminal, считает, что в октябре Таллинский порт ожидает еще большее падение объемов перевалки. Управление Вентспилского порта заявило, что не видит другого пути, как настоятельно посоветовать двум операторам - Ventspils nafta и Ventbunkers - пойти на снижение базового тарифа за перевалку нефти. Ныне действующий (4,7 американского доллара за тонну) не менялся с апреля 1999 года.