Балерина-княгиня

Исполнилось 130 лет со дня рождения Матильды Кшесинской

Бурная светская биография балерины Матильды Феликсовны Кшесинской отодвинула на задний план собственно сценические заслуги, зато обеспечила героине историческое бессмертие. На ее имя сегодня способны среагировать даже те, кто ни разу не был в балете: Кшесинская? Ну да, это та, которая спала с царем.

У нее были не слишком красивые, натруженные балетом ноги и скромный рост ("маленькой Кшесинской" называл ее в дневнике любимый Ники). Прыжок был невысок, и технической точностью она могла запросто пренебречь ради драматической выразительности танца, что в Петербурге всегда считалось страшным грехом. По легенде, присутствовавший на выпускных экзаменах Театрального училища Александр III во время обеда пригласил отличившуюся воспитанницу Кшесинскую сесть рядом с наследником престола, и молодые люди проявили друг к другу мгновенный интерес. И впоследствии Кшесинская ценила мужчин из императорской фамилии: с тремя по очереди были романы, еще несколько кружились на ее орбите. Построила модный особняк в столице. Любила бутерброды с икрой, рулетку и шикарные загородные пикники, ради которых заказывала специальный поезд для подвоза гостей...

Но карьера Кшесинской состоялась не только поэтому. Девушка была из балетной семьи, ее отец Феликс Кшесинский слыл лучшим исполнителем мазурки в России, а с возрастом перешел на мимические роли. В репетиционном зале Матильда была работницей, а не содержанкой. И то, что она первая и единственная, - доказывала прежде всего на сцене. Училище, между прочим, она окончила с первой наградой, получив премию - собрание сочинений Лермонтова.

Рецензенты воспевали ее пируэты и заноски: Матильда Кшесинская вращалась вокруг своей оси стремительно и легко, ноги на небольшой высоте четко "стригли воздух". Она первой из русских балерин освоила "пулевой" итальянский трюк - 32 фуэте - и чеканила его не сходя с места.

Но более всего хвалили ее актерский талант: в "Дочери фараона", где Аспиччия принимала драматическое решение броситься в Нил и тем самым спастись от домогательств нелюбимого жениха; в "Эсмеральде", где мучимая ревностью цыганка должна была танцевать перед счастливой соперницей. Эти два балета были "собственностью" Кшесинской. В те времена в Петербурге существовал обычай закреплять за балериной спектакли, и ввести новую исполнительницу в них можно было только с согласия примы. А поскольку через десять лет работы в театре ей принадлежали права на львиную часть репертуара, то и определяла репертуар она, а не дирекция императорских театров. Что дирекцию (а именно директора - князя Сергея Волконского) страшно раздражало. Но уволиться пришлось директору: после того как он в приказе объявил приме-балерине пустячный штраф за несанкционированное изменение костюма, последовало высочайшее распоряжение этот штраф снять.

При расставании с Ники перед его женитьбой на Алисе Гессенской Матильда получила право всегда называть его на "ты" и с просьбами обращаться напрямую; балерина нечасто пользовалась этим сверхоружием в театральных интригах, но когда задевали ее самолюбие, превышала меру необходимой обороны. После отставки директора Кшесинская сама ушла из труппы -очевидно, потеряв интерес к балетной карьере. Но ушла очень хитро. Не будучи связанной никакими обязательствами, устраивая личные гастроли по Европе, сохраняла право "собственности". И уже новому директору - Владимиру Теляковскому - пришлось проявить чудеса дипломатии, чтобы в театре лучшие спектакли шли не только раз в год, когда балерина заедет в Петербург и захочет станцевать свой спектакль.

Но совсем выжить из России Матильду Кшесинскую удалось только большевикам. Она была патриоткой (в разгар Русско-японской войны хотела устроить специальное турне русского балета по Европе для сбора средств армии), но не выдержала, увидев на большевичке Александре Коллонтай свою горностаевую шубку из разграбленного особняка. В эмиграции она дожила до 99 лет, писала мемуары, учила балету французов. И вышла в конце концов замуж за одного из Романовых, став княгиней Романовской-Красинской.