Маленький рынок накануне роста

Скоро у российских корпораций не останется выбора

Рынок бизнес-образования в России исключительно молод. В Петербурге первые бизнес-школы появились в 1989 году. Это были Международный институт менеджмента (ИМИСП - совместный проект ЛГУ и Миланского университета Луиджи Боккони) и Высшая экономическая школа (ВЭШ - совместный проект СПбГУЭФ и французской бизнес-школы ESIDEK). Большинство проектов, возникавших позже, строились по той же схеме - крупный российский вуз (как правило, специализированный) плюс европейская или американская школа бизнеса. Особняком стоят сугубо западные Стокгольмская школа экономики и Открытая школа бизнеса (создана Фондом Сороса).

Функционально бизнес-образование можно разделить на программы первого (базового) высшего образования с дипломом менеджера со специализацией (маркетинг, финансы, реклама, логистика и т.д.), программы повышения квалификации и переподготовки различной продолжительности и специализаций и, наконец, существует ключевая программа общего менеджмента - МВА.

Впереди планеты всей

Понадобилось около 10 лет, чтобы местный рынок в общих чертах сформировался. Сегодня мы уже можем говорить о том, что бизнес-образование в России (и в Петербурге) есть. Можно проследить его тенденции, определить структуру, но пока речь идет об очень маленьком рынке. Так, на всю Россию сегодня выпускается около 900 специалистов МВА в год (из них не более 300 - в Петербурге), в то же время в США ежегодный выпуск МВА превышает 70 000 человек. Естественно, что сравнивать эти цифры формально не имеет смысла как в силу огромной разницы в развитии экономики и масштабов корпоративного сектора наших стран, так и принимая во внимание, что сама программа МВА является американским изобретением. И все же столь огромная разница говорит сама за себя.

И все-таки Россия сегодня - единственная страна в мире, где МВА получила статус государственной образовательной программы. В конце 1999 года Министерство образования утвердило специальность и диплом МДА (Мастер делового администрирования) на основе стандартов американской и европейской ассоциаций бизнес-образования для программ МВА. К преподаванию этой программы допущено 31 учебное заведение. Кроме того, с 1998 года в России действует специальная президентская программа бизнес-образования кадров для народного хозяйства с плановым выпуском 5000 человек в год (для этого выделено целевое финансирование - правда, очень незначительное: 25 000 рублей на человека). Можно сколько угодно иронизировать на тему нашего мирового первенства, но очевидно, что для формирования рынка такое вмешательство государства оказывает неоценимую услугу.

Имя собственное

В мире существует две традиции МBА. В Америке все ведущие школы бизнеса (Гарвардская, Стэнфордская, Уортонская, Слоуновская и др.) развиваются в рамках крупных университетов - в нашей терминологии это просто факультеты соответствующей направленности. В Старом Свете ситуация совершенно иная: бизнес-школы, даже учрежденные крупными университетами, как правило, развиваются как самостоятельные специализированные учебные заведения. Среди российских (в частности, петербургских) бизнес-школ есть оба типа. Классический пример - два проекта, созданные в разное время на базе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) - факультет менеджмента, развивающийся в точном соответствии с американской организационной моделью внутри университета, и имеющий того же учредителя - ИМИСП, который идет своим путем.

Помимо государственной аккредитации, из внешних факторов, влияющих на имидж бизнес-школы, важными являются членство в Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) и аккредитация в одной из международных ассоциаций - американской, английской или континентальной Европы. Однако, когда мы говорим о конкуренции на рынке МBА, значение имеет не столько государственная аккредитация или членство в ассоциациях, сколько брэнд конкретной школы бизнеса. Поскольку собственные российские брэнды еще очень молоды, большинство школ выставляют на щит имена своих западных партнеров. В ряде случаев наряду с собственным дипломом выдаются дипломы соответствующих западных школ. Например, выпускники петербургского Банковского института получают диплом Стокгольмского университета, а ИМИСП в дополнение к собственному МBА выдает диплом, подписанный сразу четырьмя бизнес-школами (из Франции, Италии, Испании, Англии) и т.д. Но по мере формирования рынка отечественные дипломы начинают цениться все выше.

Помимо грамотного пиара школ, у такого изменения потребительских предпочтений есть и вполне рациональное объяснение. Дело в том, что специалисты с дипломом менеджера сегодня более востребованы отечественным рынком. "Около 90% первых выпускников сразу же уехали работать за рубеж, - говорит проректор по международному сотрудничеству Банковского института Сергей Сидоренко, - со второго и третьего потоков уехали не более половины, а сегодня этот показатель снизился до 1/3 части выпускников". "Серьезный всплеск спроса на рынке начался в прошлом году, - считает директор по маркетингу ИМИСП Дмитрий Павлов. - Это говорит о том, что действующие игроки не могут обслужить возросшие потребности в среднем и высшем менеджменте". "Мы отмечаем значительный рост спроса на корпоративные программы и на программы менеджмента с различной специализацией", - говорит директор ВЭШ, проректор СПбГУЭФ Валентин Галенко. Существенное повышение внутреннего спроса отмечают и другие фигуранты рынка. Наиболее оптимистичные специалисты считают, что рост рынка бизнес-образования в последнее время приближается к 20% в год.

Универсальность

При этом происходят существенные изменения в самой структуре бизнес-образования. Главным преимуществом становится универсальность школы - возможность удовлетворить оперативные потребности клиента в специалистах, прошедших подготовку разного уровня и квалификации: по программе первого образования, МBА, повышения квалификации и переподготовки, психологических тренингов по мотивации и формированию команд. В такой ситуации на первый план выходит проблема создания учебно-методической базы и воспроизводства собственных кадров.

Системообразующим направлением становятся программы первого высшего образования. Именно наличие таких программ является основанием для получения государственной аккредитации и дает возможность заявить о полном цикле бизнес-образования. Развиваются программы переподготовки менеджеров со специализацией, по форме напоминающие второе высшее образование (выжимку из ключевых дисциплин с сочетанием академического и практического подхода, с дипломным проектом и экзаменами).

Хотя большинство школ по-прежнему приглашают к преподаванию западных специалистов, в Петербурге формируется пул преподавателей-консультантов, кочующих между бизнес-школами. Усредненный портрет такого специалиста "в обойме" таков: кандидатская степень в одном из специализированных питерских вузов (СПбГУЭФ, экономический факультет СПбГУ, ИНЖЕКОН и т.д.), диплом МВА одной из питерских бизнес-школ, подтвержденный западным партнером, несколько лет работы за рубежом плюс опыт консалтинга в России. Наиболее успешных школы стараются удержать в штате. Но конкуренты хотят того же - в результате рыночная стоимость хороших преподавателей постоянно растет.

Партнерство

Несмотря на очевидный рост спроса, рынок бизнес-образования остается карликовым. По оценкам специалистов, при хорошей конъюнктуре понадобится еще 10-15 лет, прежде чем мы достигнем хотя бы среднеевропейского уровня. Рынок надо возделывать, и в этой работе должны участвовать заинтересованные представители деловых кругов. Бизнес-школы стараются наладить формальные и неформальные контакты с корпоративным сектором. "Для успешного развития школе бизнеса просто необходимо наличие партнерской сети, в рамках которой с вами сотрудничают крупные иностранные и отечественные компании и банки", - говорит декан факультета менеджмента СПбГУ Валерий Катькало.

Наиболее раскрученным бизнес-школам удается привлекать по партнерским программам до 50% своих годовых бюджетов. Возврат вложений корпорации получают через обучение персонала, доступ к исследовательским проектам и т.д. "Программы, адаптированные под потребности конкретного корпоративного заказчика, приобретают стратегическое значение для школ, - говорит Дмитрий Павлов. - Именно в этом сегменте сейчас заключаются самые интересные контракты и определяются перспективы рынка".

Новое поколение

Между тем в российском обществе еще не сформировалось однозначного мнения о роли бизнес-образования в отечественной экономике. До сих пор продолжается активная дискуссия о том, нужно ли россиянам бизнес-образование вообще, и если нужно, то кого следует готовить: 500 "чубайсов" или 100 000 специалистов среднего уровня? Между тем споры эти, похоже, уже не имеют смысла.

Для начала серьезного роста рынка наличие диплома менеджера должно стать нормой при приеме на работу. Тогда никому и не придет в голову брать специалиста без диплома, а разговоры о пользе бизнес-образования прекратятся сами собой. Этот момент уже близок.

Пока еще подавляющее большинство реально действующих менеджеров не имеет специального образования, но они постепенно отходят от дел. Им на смену уже приходят выпускники бизнес-школ - бакалавры менеджмента. Сейчас они занимают не самые высокие должности, но быстрее своих необразованных коллег поднимаются по карьерной лестнице - не стоит забывать, что помимо профессиональных знаний в бизнес-школах преподают и навыки самопродвижения. Трудно сказать, когда доля таких менеджеров достигнет критической массы, но очевидно, что произойдет это скоро. Тогда спрос на бизнес-образование будет обеспечен навсегда.

Санкт-Петербург