В Петербурге открылся XII Международный фестиваль "Балтийский дом". Он входит в десятку крупнейших театральных фестивалей Европы и, несмотря на устоявшуюся репутацию, год назад рискнул сменить концепцию. В этом году он проходит под рубрикой "Другой театр?". Вот как объяснил эти перемены в интервью корреспонденту журнала "Эксперт С-З" директор фестиваля Сергей Шуб:
- Идея фестиваля родилась у его художественного руководителя Марины Беляевой. В один прекрасный день мы с ней поняли, что имена европейских театральных звезд первой величины, например режиссеров Алана Плателя, Ганса Геббельса, практически ничего не говорят российским зрителям. Всколыхнувшие европейский театр и признанные на мировом уровне итальянец Сильвио Пуркарете, поляк Гжегож Яжина, немец Томас Остермайер, про которого в книгах пишут, что он первый и единственный режиссер Германии, - практически неизвестны в России. У драматурга Юна Фоссе в прошлом году состоялось 160 премьер по Европе, а у нас о нем даже не слышали. Тогда мы и придумали, что будущий фестиваль должен называться "Другой театр", но со знаком вопроса. Потому что не знаем, другой ли это театр или прежний, но расширивший свои выразительные средства. Информативными становятся не только слово, но и звук, ритм, видеоинсталляции. Например, спектакль учеников того самого Ганса Геббельса в Таормине начинался с того, что на сцене сидела актриса, а перед ее лицом стояла огромная телекамера, и на огромный экран транслировался ее зрачок, глаз целиком, потом ее ресница, слюна текла через весь экран. А спектакль Алана Плателя, построенный на цирке, на гэгах, наоборот, произвел такое потрясающее впечатление, что подумалось: все-таки нет "другого театра", а есть сердце человека, зрителя - и разные пути проникновения в него. Вообще, сегодня в Европе театр, где говорят: "Здравствуй, Маша", - это old fashion. Это не значит, что театр, скажем, Чехова ушел в прошлое. Наверное, он вернется. Но сегодня Европа живет другими опытами, новыми технологиями. Так мы и сформулировали нашу задачу: ознакомить российскую публику с современным европейским театром, с его стилями, формами и средствами.
- В афише нынешнего "Балтийского дома" много российских постановок. По какому принципу они отбирались и как выглядят среди европейских гостей?
- У нас прижилась традиция открывать фестиваль русским спектаклем, потому что на открытие собираются обычно друзья фестиваля, гости, спонсоры. Что - им в наушниках сидеть и слушать перевод? 4 октября показали спектакль известного экспериментатора Бориса Юхананова "Подсолнухи". Он поставлен по пьесе Теннесси Уильямса "Крик". Прежде ее пытались ставить два довольно знаменитых режиссера - Лев Додин и Кама Гинкас. И в той и в другой работах участвовал актер Виктор Гвоздицкий. Но в обоих случаях премьера не состоялась. А до финала актер дошел как раз с Юханановым в этих самых "Подсолнухах", где участвует еще и Лия Ахеджакова.
У "Балтийского дома" есть совместный проект с Норвегией. Незадолго до фестиваля на нашей сцене режиссер Клим поставил замечательный спектакль по пьесе Юна Фоссе "Сон об осени". А из Осло к нам приехал камерный спектакль норвежского Национального театра, поставленный тоже по пьесе Фоссе, - "Кто-то должен прийти". Здесь хочу отметить, что с тех пор как в маленькой Норвегии появился Фоссе, эта страна тратит огромные деньги, чтобы во всем мире узнали о нем. А у нас таких Фоссе - как минимум десяток, и никто не заботится о том, чтобы они стали кому-то известны. И вот этих Фоссе мы также привезли на наш "Балтийский", в рамках которого нынче пройдет семинар по современной драматургии.
Приехал также спектакль Андрея Жолдака, который два сезона назад поставил у нас "Тараса Бульбу". Нынче в Румынии, в городе Сибиу, он выпустил спектакль "Отелло?!", успешно прошедший на знаменитом Авиньонском фестивале. В том же румынском театре в Сибиу есть очень эстетский полуторачасовой камерный спектакль знаменитого Сильвио Пуркарете "Плов с запахом осла" по сказкам "Тысячи и одной ночи", - он тоже приглашен. Существует в афише и скандальный, наглый "Ревизор" Нового рижского театра в постановке Алвиса Херманиса. Мы знали этого режиссера как раз как эстета, а он расхулиганился по полной программе.
Кроме того, с замиранием души ждали премьеру того же "Ревизора" в нашей Александринке: Валерий Фокин, руководитель московского Мейерхольдовского центра, ставит гоголевскую комедию по режиссерским разработкам Мейерхольда, но с собственным современным сюжетом. Два очень любопытных итальянских опыта: постановка Рикардо Соттили "Евангелие от Иисуса Христа" и спектакль Ассоциации театров Тосканы "Мятежники из Ветхого завета", где шесть режиссеров-друзей объединились и поставили по одному эпизоду на библейскую тему - у них это играется в разных пространствах бывшего сумасшедшего дома.
Далее - спектакль по очень популярной в мире пьесе "Гагарин way", созданной в рамках грандиозной лондонской программы по продвижению современной драматургии и поставленной в Вильнюсе Йонасом Вайткусом, который только что выпустил у нас "Мастера и Маргариту".
В этом году мы очень активно кооперируемся с театрами имени Ленсовета и на Литейном. Так что ряд спектаклей пройдет там. Например, замечательный новый спектакль нашего постоянного участника Камы Гинкаса "Дама с собачкой", где заняты только молодые актеры, которых мы видели на прошлом фестивале, и нашумевший в Москве спектакль Школы современной пьесы "Пластилин" Константина Серебренникова. Также в рамках семинара по современной пьесе идет спектакль Владимира Туманова по произведению Екатерины Садур "Учитель ритмики". Приглашен и лучший петербургский молодежный спектакль прошлого сезона "Эдип-царь". А почетный гость "Балтийского дома" - сам Славомир Мрожек, знаменитый польский драматург-абсурдист, до сих пор не бывавший ни в одной стране Восточной Европы, кроме своей Польши.
- Что, по-вашему, скрепляет театральный Северо-Запад?
- Во-первых, театры здесь очень мощно поддерживаются государством, в отличие от юга Европы, где они в основном частные. Во-вторых, это репертуарные театры. В-третьих, ориентированы они на "психологический" театр и в этом смысле более консервативны, чем в остальной Европе. Надеюсь, что наш фестиваль даст довольно полное представление об этом.