Московский счет

Спецвыпуск
Москва, 07.10.2002
«Эксперт Северо-Запад» №37 (98)

В начале этого года в Петербурге открыла бутик известная московская компания, работающая под маркой "Калигула", которая специализируется на деловой мужской одежде. Вице-президент компании Роман Филимонов рассказал корреспонденту "Эксперта С-З" о своем видении делового стиля и о том, чем петербургские бизнесмены отличаются от московских.

- Петербургские эксперты рынка деловой мужской одежды утверждают, что покупатели Северной столицы имеют четкие пристрастия в одежде, отличные от московских. Особенно это касается цветовой гаммы. Столкнулись ли вы с этой проблемой, открыв здесь бутик?

- Мне кажется, что это слегка надуманное мнение. Людей просто приучили быть такими. Мы, конечно, не продаем какие-то яркие вещи. У нас классический стиль. Но при этом, допустим, не любим черную обувь. Мы говорим, что черная обувь - это, конечно, хорошо, и бывают ситуации, когда она необходима. Например, в вечернее время или в плохую погоду. Но если ты надеваешь красивый бежевый или синий костюм, лучше выбрать коричневые туфли. В Москве люди это уже поняли. Там интересные вещи - не кричащие, а интересные - покупают чаще, чем обычные. Потому что, во-первых, обычные вещи уже все купили, а во-вторых, людям хочется подчеркнуть свою индивидуальность.

В Петербурге ситуация та же, что была в Москве пять лет назад. Тогда люди не умели и не знали, как подбирать одежду. Им никто об этом не рассказывал. И вначале бутики просто удовлетворяли их желания. Вот хочу, чтоб рукава у меня были до колена, - ну и пожалуйста. Но постепенно все менялось. Например, мы говорим клиенту, что рукав рубашки должен быть виден на полтора сантиметра. Клиент говорит, что нет, это невозможно. Мы уговариваем: "Давайте сделаем друг другу уступку. Мы вам укоротим все-таки рукав пиджака, но не на полтора, а на полсантиметра. Мы просто хотим, чтобы вы хорошо выглядели". Это особенно важно, если человек имеет бизнес за границей. И как-то постепенно люди начинают привыкать к новым для них стандартам. То же происходит и в Петербурге. У нас, например, сейчас очень хорошо продается цветная обувь. Я имею в виду бордовую, рыжую, коричневую. Петербуржцы уже начали покупать необычные костюмы в полоску, в клетку.

- Но ведь это уже не строгий деловой костюм?

- Для разных случаев существуют определенные костюмы. Есть костюмы для переговоров. Только однотонный серый и синий, белая или голубая сорочка и сдержанного тона галстук. Это жесткое правило. И есть определенного уровня персоны, которые не могут себе позволить носить другое. Например, если вы министр, положение обязывает вас надевать только такие вещи. И президент не может носить никаких сорочек, кроме белых. Но есть работа, куда ты ходишь каждый день. Если ты занимаешься серьезным делом, то просто не можешь не носить костюм. И в данном случае правила несколько мягче.

- Что вы думаете об американской тенденции замены строгого костюма стилем casual? И ощущаются ли эти изменения у нас?

- Считать Америку законодательницей моды в вопросах делового стиля не совсем правильно. Там всегда было специфическое отношение к деловой одежде. Ведь даже в костюмах есть так называемый американский стиль - это широкий пиджак, широкие брюки. Все такое бесформенное. Плечи мягкие. Им хочется, чтобы было удобно. Россия все-таки больше Европа, которая подразумевает некую элегантность и строгость.

- Существует ли влияние моды на деловой костюм?

- Мужской костюм как таковой практически достиг совершенства. По большому счету, все, что есть в костюме, либо практично, либо эстетично. Внешний карман, например, для платка - это эстетично. Приталенность - это тоже очень эстетично. Уже лет тридцать не происходит каких-то очень серьезных изменений. Изменения - в мелочах. Может измениться лацкан, количество пуговиц. Но, по большому счету, все находится на пределе. Это можно сравнить с обработкой драгоценных камней. Ведь уже больше ничего с бриллиантом не сделать. Сейчас занимаются только оправой, но ничего принципиально нового с камнями не происходит. То же самое можно сказать о солидной деловой мужской одежде. Да, действительно, появляются более современные материалы. Сейчас, например, Kiton производит костюмы из шерстяного полотна, толщина волокна которого составляет всего лишь 12,9 микрона, что раз в восемь тоньше человеческого волоса. Благодаря этому ткань становится более пластичной. Конечно, это роскошь для людей, которые могут себе это позволить. Эта вещь скорее для внутреннего удовлетворения. Визуально, конечно, видно, что человек в дорогом костюме. Но в отличие от "мерседеса" на костюме нет каких-то значков и на нем не написано, что он стоит 15 тысяч долларов.

- Насколько отличается ассортимент петербургского бутика от московского?

- В Петербурге продаются те же брэнды и ассортимент не отличается от московского. В этом году мы здесь показали даже более смелую коллекцию, чем в Москве.

- Есть ли разница в цене?

- У нас совершенно идентичные цены - что в Москве, что в Петербурге. Никакой разницы специально мы не делаем, хотя существует мнение, что уровень жизни в Питере ниже, что здесь меньше обеспеченных людей. Может быть, это правда, но бизнес, который мы делаем, рассчитан не на средний класс, а на богатых людей. Мы считаем, что, по большому счету, богатым людям все равно - дешевле это, чем в Москве, или нет.

- Насколько мы отличаемся от европейцев в вопросах делового стиля? И как вы можете оценить уровень культуры ношения деловой одежды московских бизнесменов?

- В Европе все по-разному. Есть итальянцы, есть немцы. Немцы не умеют одеваться. У французов какие-то свои представления об элегантности. В Европе тон задают итальянцы, у них культ одежды, все люди хорошо одеты, причем всегда с идеями, шиком - ярко, например. Русские - люди разумные, берут отовсюду то, что нужно. У нас никто не становится эдаким франтом, но при этом и не превращается в скучного немца. Москве я сейчас могу поставить 8 из 10 баллов. А вот лет пять назад поставил бы только три. Люди прогрессируют.

- Почему многие эксперты мужской моды считают итальянских производителей лучшими в мире?

- Почему итальянцы - лучшие? Потому что они производители. Ermenegildo Zegna, Brioni, Kiton, Canali - это производители, это компании, которые сами шьют. Lanvin сам не шьет, ему шьет Canali. Versace шьет Zegna, Ferre шьет Zegna. Patrick Hellmann, который в Москве известен, - вообще не брэнд, это название магазина. Он шьется на Kiton. Это как если бы мы брали костюм на фабрике Canali и просили вместо их бирки пришивать ярлык "Калигула".

- Не могли бы вы провести сравнение между Москвой и Петербургом? Кто одевается лучше, современнее?

- Москва авангарднее Питера. Это не претензии Петербургу. Просто здесь представителей серьезного бизнеса очень мало и, стало быть, все чуть-чуть по-другому. Только телефоны поменьше. Состоятельные люди в Петербурге, так же как в Москве пять лет назад, совершенно не знают, как одеваться. Происходит "борьба" между теми, кто знает, и теми, кто не знает, например с длиной рукавов, брюк. Наверное, в Петербурге люди меньше следят за этим, но и здесь все меняется в лучшую сторону. И некоторые ваши бутики стали уже намного серьезнее и интереснее, чем московские. Я считаю, что "День и ночь" - лучший бутик ультрасовременной одежды в России. Даже "Le Form" уже отстает от него.

- Можно ли быстро научиться правильно одеваться и как это сделать?

- Такую информацию в одном месте не возьмешь. Есть книги какие-то... Например, "Мужской этикет". Кстати, у нас есть идея издать такую книгу. Это совершенно не коммерческий проект. Есть такая книга "Хомо элеганс", итальянское издание, мы хотим ее перевести и издать, чтобы люди могли понять, откуда брать информацию. Но вообще ее надо брать из открытых источников, журналов. "GQ" - журнал в чистом виде о стилях. Он, может быть, не очень содержательный, но о стилях - в нем визуально можно получить представление о тенденциях моды. Информацию нужно впитывать, как губка. Одного какого-то места нет. Если ты захочешь рисовать, например, то не сможешь по одной книге этому научиться. Необходимо собирать какую-то полную информацию. То же и здесь. Это такое же знание, и оно не сразу приходит. Причем оно весьма важно, потому что встречают по одежке. И провожают по одежке. В среде состоятельных людей особенно принято хорошо одеваться, иметь хорошую машину и т.д. - люди ведь все замечают. И все-таки простой способ - пойти в магазин. Это путь проб и ошибок. Опять же от того, как ему в магазине покажут-расскажут о сорочке, зависит его понимание - где и как покупать. Я считаю, что классическую мужскую одежду могут продавать только мужчины: девушка не носит эту одежду и не понимает, как это делать. Женский вкус другой. Они любят поярче. Так что главное - опыт, эксперимент.

Москва

Новости партнеров

Реклама