Севморпуть: затраты пополам

К моменту завершения строительства нового атомного ледокола Россия рискует остаться без действующего ледокольного флота

Из расходной части проекта федерального бюджета на 2003 год впервые за последние годы исчезла строка "Содержание атомного ледокольного флота". Это не только делает проблематичным финансирование его работы, но, как считают некоторые специалисты, ставит под сомнение будущее Северного морского пути.

За счет живых

Последние два года на финансирование принадлежащего государству атомного ледокольного флота, находящегося в оперативном управлении у Мурманского морского пароходства (ММП), федеральный бюджет выделял по 430 млн руб. По словам генерального директора ММП Александра Медведева, эта сумма не покрывала всех затрат. "На конец 2001 года количество средств, отвлеченных Мурманским пароходством из собственного оборота на содержание атомного флота, было эквивалентно 50 млн долларов", - сообщил он корреспонденту "Эксперта С-З". Тем не менее, пусть и в недостаточном размере, но какую-то заботу государство все же проявляло по отношению к своей уникальной собственности. Собиралось оно профинансировать содержание атомного ледокольного флота и в этом году. Однако в последний момент средства, которые планировалось заложить в федеральном бюджете-2003 на содержание атомного ледокольного флота (430 млн руб. на ледокольный флот плюс еще 230 млн руб. - на продление ресурсов атомных паропроизводящих установок), правительство РФ решило направить на достройку ледокола "50 лет Победы".

Резон в этом решении есть: новый лидер ледокольного флота был заложен на ОАО "Балтийский завод"еще в 1989 году. По мнению специалистов, стоящий у достроечной стенки и на 80% готовый ледокол через три года будет дешевле разрезать на металлолом, нежели достраивать. Этой осенью правительство страны приняло специальное постановление, по которому на достройку ледокола в 2003-2005 годах будет выделено 2,5 млрд руб. Питерские судостроители при условии ритмичного финансирования обещают завершить работу в указанный срок. Первым траншем и должны стать средства, которые ранее предполагалось заложить в федеральном бюджете на содержание и модернизацию действующих ледоколов.

Однако такое решение породило новую проблему: где взять деньги на содержание уже существующих ледоколов, которые являются, как известно, федеральной собственностью?

Спасителя назначили

Для заделывания финансовой бреши было решено прибегнуть к помощи коммерческих структур. Собственно, об этом повороте еще в июле предупредил первый заместитель полпреда Президента России в Северо-Западном федеральном округе Михаил Моцак, публично заявивший, что российские компании, использующие Северный морской путь, должны вложить деньги в содержание ледокольного флота России, поскольку "рассчитывать на средства только федерального бюджета не приходится". Чтобы обеспечить содержание ледоколов хотя бы на уровне прошлых лет, правительство страны рекомендовало Мурманскому морскому пароходству увеличить потонный сбор для грузовладельцев, использующих трассу Северного морского пути. Тарифы должны возрасти более чем вдвое: с 1 октября - в 1,5 раза и с 1 января 2003 года - еще в 1,65 раза.

Повышение сборов не коснется стоимости транспортировки продовольствия, медикаментов и топлива в отдаленные населенные пункты России для обеспечения Северного завоза, оплачивающегося из федерального бюджета. Вес ежегодного госзаказа - около 400 тыс. тонн. В первую очередь пересмотр тарифов отразится на транспортировке грузов "Норильского никеля", который сегодня является основным пользователем Северного морского пути. Мурманское пароходство перевозит по заказу этой компании около 1,1 млн тонн грузов в год.

""Норильский никель" подтвердил свою готовность работать по новым ставкам, - сказал корреспонденту "Эксперта С-З" Александр Медведев. - Но я понимаю, что количество грузов неизбежно уменьшится. Грузоперевозчики будут искать альтернативные, более дешевые способы транспортировки. Так как "Норильский никель" владеет контрольным пакетом акций Енисейского речного пароходства, можно предположить, что в летний период будет максимально эксплуатироваться путь "река - суша". Возможно, также увеличат объемы транспортировки редких металлов самолетами".

Не их это задача

По самым пессимистическим прогнозам специалистов Мурманского морского пароходства, из-за значительного повышения тарифов грузопоток в следующем году снизится до с 1,4 млн до 1 млн тонн, что приведет к ощутимому недобору средств. По словам Александра Медведева, чтобы обеспечить содержание ледокольного флота хотя бы на уровне прежних лет, необходимо перевезти по новым ценам не меньше грузов, чем в 2001-2002 годах.

В сложившейся ситуации под вопросом оказывается дальнейшее существование российского ледокольного флота. Дело в том, что два из восьми ледоколов - "Ленин" и "Сибирь" - стали на прикол несколько лет назад. В 2003 году "Россия" и "Таймыр" также выработают ресурс атомных паропроизводящих установок (100 тыс. часов) и будут выведены из эксплуатации. "Вайгач", "Советский Союз" и "Ямал" последуют за ними один за другим в течение 2004-2007 годов. Технически возможно продление жизни паропроизводящих установок атомных ледоколов до 148 тыс. часов, что позволило бы использовать каждый атомоход в течение еще 7-8 лет. Подобная операция была произведена несколько лет назад в порядке эксперимента на ледоколе "Арктика". Но для увеличения срока эксплуатации всего атомного ледокольного флота необходимо изыскать свыше 55 млн долларов. Небольшие государственные средства, впервые предусмотренные на эти цели в федеральном бюджете-2003, как говорилось выше, будут использованы для решения иной задачи.

Безусловно, достраивать ледокол, в который уже вложено немало государственных денег, необходимо. Вопрос в том, насколько целесообразно делать это за счет существующего флота. Атомный флот - не тот актив, который возможно на какое-то время бросить, а потом снова ввести в эксплуатацию. К моменту завершения строительства нового ледокола страна рискует остаться без ледокольного флота, а значит, окончательно утратить свои некогда сильные позиции в Арктике.

Мурманск