Перед каждой переписью Госкомстат РФ утверждает документ под названием "Алфавитный перечень национальностей и языков". В перечень, сопровождавший прошлую перепись, поморы входили, но учитывать их предлагалось под кодом 1 - русские. Сейчас решено писать поморов под отдельным кодом - 208.
По некоторым сведениям, к неординарному решению Госкомстата привела пропаганда поморского движения, проводимая несколькими живущими в Архангельской области энтузиастами. Однако пресс-секретарь Архангельского облкомстата Вадим Баранов в этом сомневается. "Во-первых, хотя есть немало людей, которые с гордостью называют себя поморами, нельзя говорить о каком-то движении за поморское самоопределение - такого у нас не было и нет, - отмечает он. - Во-вторых, если даже казаки, несмотря на все их самоопределение, засчитываются в этой переписи на общих основаниях - как русские, то наивно полагать, что российская власть учла бы пожелания нескольких энтузиастов из нашей области". По мнению Баранова, нынешний поморский "инцидент" - чистая случайность. Просто в советских алфавитных списках национальностей, на основе которых составляются списки новых российских переписей, казаков, к примеру, не было, а поморы были.
Поморами принято считать потомков новгородцев, заселивших берега Белого моря в Х веке. Кого следует считать поморами сегодня, сказать трудно. Одни эксперты относят к этой национальности только около 5 тыс. жителей деревень на берегах северных морей, основным занятием которых по-прежнему является рыбная ловля и промысел зверя. По мнению других, формальным признаком принадлежности человека к этой группе может служить наличие могил предков на морском побережье или в дельте Двины. Информагентства растиражировали информацию о том, что поморами в ходе переписи назовут себя около 20% населения Архангельской области, но в Госкомстате не знают, откуда появился этот прогноз, и подвергают его большому сомнению. Известно только, что в качестве поморов записались высшие чины областной администрации и сам губернатор Анатолий Ефремов, тем самым подав населению знак, что этой национальности в регионе должно быть как можно больше. Всякий губернатор претендует если не на суверенитет, то на некую особость подвластной ему территории, а доказать эту особость легче всего по национальному признаку.
Полученная руководством области возможность заработать пару-тройку лишних политических очков - пожалуй, единственное практическое следствие "поморского" статистического инцидента. Впрочем, регион еще может рассчитывать на умеренную финансовую поддержку международных организаций, например Совета Баренц-Евроарктического региона (BEAR), куда входит Архангельская область. В последнее время и в BEAR, и в других подобных институтах сохранение коренных народов становится очень популярным направлением. Со стороны России ждать экономических мероприятий в помощь поморам, наверное, не приходится.
Санкт-Петербург