В живом интерьере

Современные формы ландшафтного дизайна в масштабах города по-прежнему остаются невостребованными

Рынок услуг ландшафтного дизайна в последние годы развивается быстрыми темпами. Правда, пока он довольно хаотичен: принципы ценообразования еще только складываются, устойчивый круг участников до конца не сформирован, спрос перекошен в сторону сегмента высокодоходных частных заказчиков, да и те не всегда могут найти адекватное предложение.

Семейный доктор

Термин "ландшафтный дизайн" даже профессионалы трактуют по-разному. Если попытаться суммировать все определения, получится, что ландшафтный дизайн - это такое обустройство окружающей среды, которое способствует наиболее комфортному и гармоничному проживанию в ней человека. Пока получается, правда, что в роли окружающей среды чаще выступает загородный дом, нежели городской квартал.

В Петербурге в сфере ландшафтного дизайна сегодня работает несколько десятков компаний. Среди них есть один безусловный лидер - компания "Динос Парк". По крайней мере, беседуя с нашим корреспондентом, ее упоминали почти все специалисты, так или иначе связанные с ландшафтным дизайном. Такая известность компании отчасти объясняется реализованным ею проектом строительства садово-паркового центра под открытым небом на оживленном Приморском шоссе. В нем представлены различные элементы ландшафтного дизайна - альпийские горки, искусственные водопады, светильники, малые архитектурные формы, скамейки, газоны и прочее. "В приморском направлении расположены дома наиболее платежеспособных клиентов", - не без зависти констатируют коллеги-конкуренты.

Остальные участники рынка не так известны. Большую часть рыночного предложения формируют небольшие фирмы, не имеющие длительной истории. Качество их работы не всегда высокое, что бросает тень на остальных.

Помимо независимых фирм на рынке также активно действуют подразделения и дочерние структуры строительных компаний, многие из которых открыли ландшафтное направление для того, чтобы максимизировать перечень предоставляемых услуг.

Представители ландшафтных фирм, которые решаются оценить совокупный объем рынка в Петербурге, называют цифру в пределах 15-20 млн долларов ежегодно. При этом соотношение прибыль/трудозатраты не позволяет отнести бизнес в сфере ландшафтного дизайна в разряд высокодоходных. "Эта работа - не для тех, кто хочет быстро разбогатеть", - с сожалением констатирует директор компании " Чесма Парк" Наталья Ченская.

Основная особенность проектов в области ландшафтного дизайна заключается в сочетании элементов архитектуры и ботаники, а потому они могут реализовываться годами. Работа здесь связана не только с камнем, плиткой, разнообразными коммуникациями и другими неодушевленными предметами, но и с "живым материалом": деревьями, кустарниками, цветами, которым требуется время не только для того, чтобы прижиться на новом месте, но и приобрести вид, который изначально задумывался ландшафтным архитектором. "Объект очень редко приобретает законченный вид сразу, благоустройство не терпит аврала, - говорит генеральный директор компании " Ромфорд Парк" Юлия Каширина. - Наш бизнес чем-то напоминает работу семейного доктора. Главное - терпение и уход".

Директор по развитию компании " СпецПаркДизайн" Алексей Скибин полагает, что окончательное формирование рынка ландшафтного дизайна повлечет за собой четкую специализацию работающих на нем фирм. "Вероятно, на рынке останутся компании, готовые предложить заказчику весь комплекс работ, и компании, которые будут привлекаться в качестве подрядчиков - для разработки архитектурного проекта, для проведения строительных работ, для поставки растительного материала, для последующего ухода за участком и так далее", - рассуждает Алексей Скибин.

Мой дом - моя гордость

В настоящее время 70-90% оборота ландшафтных фирм формируют частные заказчики. Их спрос на профессиональные услуги превышает предложение. "Часто приходится отказываться от заказов, с которыми мы по определению не сможем справиться", - признается, к примеру, Юлия Каширина. "Все наши частные клиенты имеют доходы выше среднего, это точно не middle class, - рассказывает директор компании "СпецПаркДизайн" Юрий Скибин. - Речь, как правило, идет о владельцах загородных домов стоимостью от 80 тыс. до 1 млн долларов. Естественно, "светиться" они особо не хотят, поэтому значительное число реализованных проектов скрыто от глаз широкой публики".

Большинство опрошенных корреспондентом журнала "Эксперт С-З" представителей компаний оценили среднюю стоимость работ по организации ландшафта для подобных клиентов примерно в 1 тыс. долларов за сотку. Многие подчеркивали при этом, что верхний предел практически никак не ограничен и зависит только от фантазии и материальных возможностей заказчика. "Ситуация, когда стоимость работ по благоустройству территории превышает стоимость дома, к которому она прилегает, не так уж редка", - говорит Наталья Ченская. На практике вопрос цены ландшафтных работ никогда не бывает предрешен. Ландшафтный дизайн - своеобразное искусство, а потому и малыми средствами можно добиться большого эффекта.

Ландшафтно-строительный сезон длится, как правило, с апреля по ноябрь, а пики спроса приходятся на весну и осень. Зимой ландшафтные фирмы в основном заняты проектными работами. Обычно разработка ландшафтного проекта для загородного дома начинается еще на этапе строительства, а соответствующие работы проводятся уже после того, как дом построен. Причем некоторые фирмы за подготовку проекта денег не берут, большинство же оценивают подобную работу в сумму от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.

Значительную долю в общей структуре расходов на организацию ландшафта (в зависимости от проекта - 15-35%) занимает растительный материал. Практически все лидирующие ландшафтные фирмы импортируют его. По словам генерального директора " Динос Парка" Евгения Андреева, его компания ежегодно закупает за границей растений примерно на 600-700 тыс. долларов. В основном поставляют "живой материал" в Петербург такие страны, как Германия, Венгрия, Польша, Финляндия и Голландия, а также государства Прибалтики. География и ассортимент главным образом связаны с вопросом приживаемости растений в местных условиях.

Сохранившиеся со старых времен отечественные питомники располагают довольно скудным и несовременным ассортиментом. "Например, в наших питомниках много кустовой липы, а по меркам Европы использовать ее - это все равно что ходить в лаптях", - комментирует Юлия Каширина. "Мы надеемся на то, что скоро сможем закупать растительный материал в новых отечественных питомниках, так как импортный все-таки часто имеет проблемы с акклиматизацией, - делится Юрий Скибин. - Правда, все такие питомники, насколько мне известно, пока находятся в стадии строительства". В итоге многие компании для решения проблемы растительных материалов организуют собственные небольшие плантации, где проводят акклиматизацию привезенных растений, а также самостоятельно выращивают некоторые культуры.

Наличие растений как одного из основных элементов ландшафтного дизайна порождает необходимость ухода за участком уже после завершения работ, а соответственно, и потребность в высокопрофессиональных садовниках. Пока подобные специалисты в большом дефиците. Ландшафтные фирмы готовы обслуживать участок за 100-500 долларов в месяц, а некоторые без этого вообще не дают каких-либо гарантий.

Не только в деревне

Уходящий год по структуре заказов для ландшафтных фирм оказался не вполне характерным - бум благоустройства Петербурга накануне его 300-летия несколько увеличил долю госструктур и корпоративных клиентов. Многие предприятия старались успеть выполнить предписание властей "привести в порядок" прилегающую территорию. Значительный объем работ пришелся также на Константиновский дворец (по выражению Юлии Кашириной, "легче перечислить тех, кто там не занят"), Консульскую деревню и другие масштабные юбилейные объекты.

При этом большинство ландшафтных дизайнеров даже в пору предъюбилейной лихорадки не испытывают особого желания работать по государственным или муниципальным заказам. Среди аргументов - отсутствие творчества ("не дизайн, а озеленение"), бюрократические проволочки, опасения несвоевременного финансирования работ. Один из руководителей ландшафтных фирм рассказал, что отказался от заказа крупной госструктуры после того, как ее представители потребовали представить смету в ценах 1984 года: "Я понимаю, что у них свои инструкции, но почему-то сразу стало неинтересно".

Современные формы ландшафтного дизайна в масштабах города по-прежнему остаются невостребованными. Понимание того, что организация прилегающей территории не ограничивается садами и парками, а может находить применение также в городских дворах, на улицах и площадях, пока не пришло. Директор Архитектурного института СПбГАСУ Валерий Нефедов полагает, что город избрал наиболее затратный и наименее дальновидный способ реконструкции: "По историческому центру Петербурга как будто прокатился каток: природа уходит, остается лишь чугунное литье и гранитное мощение. Оправдывают это заботой о сохранении исторического облика и следованием петербургскому стилю, на деле же причина кроется в косности мышления". По его мнению, сетования чиновников на недостаточное финансирование оправданны лишь отчасти. "А сплошное гранитное мощение не чересчур затратно? - вопрошает он. - Можно было бы обойтись гораздо меньшими средствами: достижения современного ландшафтного дизайна предполагают множество способов сравнительно недорогой и в то же время экологичной реконструкции городской среды".

Начальник Управления садово-паркового хозяйства комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Петербурга Герман Вихарев называет среди примеров качественного благоустройства Малую Садовую и дворы на Итальянской улице. "Я боялся, что эти дворы очень быстро станут объектом вандализма, однако ошибся, - доволен Герман Вихарев. - Хотя проблема вандализма все-таки существует и мешает реализовывать хорошие проекты. К примеру, 15 диванов, которые мы установили в сквере напротив гостиницы "Астория", довольно быстро увезли в неизвестном направлении. Когда попробовали установить на Невском проспекте туи, в первую же ночь пропали сразу две".

"Не нужно думать, что в Европе не существует проблемы вандализма, - возражает Валерий Нефедов. - Однако она решается: разработаны специальные материалы, определенным образом подбираются растения".

По мнению профессионалов рынка, проблема состоит в том, что различные согласующие инстанции просто не готовы к восприятию современных вариантов ландшафтного дизайна. Причем речь не идет о чем-то радикальном. К примеру, при согласовании проекта реконструкции Серебряного пруда пожертвовали дорожкой для катания на роликах. Между тем если в центральных районах шансов на реализацию проектов в высокотехнологичном европейском стиле практически нет, то в новостройках, абсолютно девственных с точки зрения дизайна, вероятность успеха сохраняется. "Однако деньги, выделяемые на благоустройство, попадают к строителям, которые хорошо умеют асфальтировать и мостить плиткой, - сокрушается Валерий Нефедов. - Сегодня спрос на хороший дизайн могут предъявить кондоминиумы, на Васильевском острове неплохой проект уже реализован. Чем больше будет подобных примеров, тем быстрее разницу почувствуют и муниципалитеты".

"Дело городских властей - правила игры, - рассуждает Евгений Андреев. - Дома у нас строят в основном частные инвесторы, но что-то прорыва в обустройстве прилегающих территорий не видно. Все дело в организации. Меня, к примеру, очень заинтересовало то, как этот вопрос решен в Гамбурге. Там за территорию непосредственно перед домом отвечают жители первого этажа, за то, что чуть подальше, - жители этажей повыше. При этом город определяет, что и как можно высаживать".

В любом случае потребность в ландшафтном дизайне от загородных участков перетечет и к городским многоэтажкам. Это вопрос времени и желания. А за этим дело не станет: перспектива жить в хорошем доме, но посреди помойки, уже сегодня прельщает немногих. Значит, настоящий бум ландшафтного дизайна еще впереди.

Санкт-Петербург