Вконце сентября в Таллине состоялась международная конференция "Будущее балтийских портов. Партнерство в ЕС". Место проведения форума заставило участников много говорить о будущем местного порта и о тех причинах, по которым таллинские терминалы пока остаются в привилегированном положении на фоне падения объемов нефтеперевалки в портах Латвии и Литвы.
Как ни странно, главным преимуществом Таллина многие эксперты назвали отсутствие нефтяной "трубы". Нефтепродукты приходят сюда по железной дороге, и их отправителями являются практически все крупнейшие российские нефтяные компании. Ручейки из нефти, берущие начало в разных уголках России, сливаются в полноводную реку только на эстонской границе. Тогда как у соседей по региону поток экспорта контролирует " Транснефть" - монополист, организующий работу российской нефтяной "трубы".
Еще один фактор - диверсифицированный характер нефтяного транзита через Эстонию. Из Таллина уходит на Запад не только сырая нефть, но и весьма широкая номенклатура энергетической продукции - мазут, бензин, дизельное топливо, светлые сорта нефти, авиационный керосин, газойль и т.д. Иными словами, в Таллине работают не с экспортным "валом", за который сегодня разворачивается борьба в регионе, а со специализированным нефтеэкспортом.
Третьим "плюсом" Таллина является то, что ни одна транзитная фирма не занимает на местном рынке монопольного или полумонопольного положения. В Эстонии нет компаний, подобных латвийской Ventspils nafta или литовской Mazeikiu nafta, которые фактически определяли бы правила игры всему транзитному комплексу. Более высокая степень конкуренции позволяет гибко приспосабливаться к запросам российских нефтяных экспортеров.
К вышеперечисленному можно добавить хорошо отлаженную транспортную инфраструктуру и услуги местных банков, имеющих опыт в обслуживании российского энергетического транзита, кредитуя факторинговые операции под 5-6% годовых в валюте. Ко всему прочему транзитные операторы Таллина имеют потенциальный резерв для тарифного маневрирования, что позволит им выстоять в конкурентной борьбе на рынке, если она серьезно обострится.
Местные портовики рассчитывают, что этих преимуществ будет достаточно, чтобы пережить транзитный портовый передел и в конечном счете стать этаким балтийским Роттердамом. Однако есть и внутренние проблемы, и недостатки, которые могут помешать Эстонии сохранить лидирующие позиции: нефтетранзитный бизнес в стране строится преимущественно на основе частного капитала с узким кругом акционеров и ограниченными ресурсами; компании закрыты, оценить их рыночную капитализацию невозможно; они не заботятся о создании инвестиционно привлекательного имиджа. Кроме того, не будучи связанными с добытчиками нефти, местные транзитные компании не имеют перспектив долгосрочного присутствия на рынке. Все это заставляет специалистов делать вывод о возможных благоприятных перспективах таллинского транзита, но только при условии организации прочных связей с российским нефтебизнесом.
Таллин