Без подарка

Городской рынок сувенирной продукции скоро лишится своей половины - "серого сектора"

По данным Международной туристической ассоциации PATA, продажа сувениров составляет до 10% в структуре туристических доходов крупных городов мира. По сравнению с другими сферами услуг (гостиницами, гидами, питанием, транспортным обслуживанием), цифра - самая незначительная, но очень показательная. Эксперты именно по ней традиционно выводят так называемый коэффициент возврата: чем больше процент доходов от продажи сувенирной продукции, тем больше шанс, что каждый второй турист посетит тот или иной город (или любой другой туристический центр) второй-третий раз и т.д. после первого посещения. Западные города с большим доходом от внешнего туризма давно рассматривают сувенир не только как "безделушку для продажи", но и как эффективный рекламный инструмент. Покупая национальный сувенир, турист не только приносит деньги в казну места пребывания, но и фактически сам же оплачивает этому месту рекламную кампанию у себя на родине - среди друзей, родственников, гостей.

В Петербурге рынок сувенирной продукции для туристов только начинает приобретать цивилизованные формы. Грядущее празднование 300-летнего юбилея могло бы дать сильный толчок его развитию, однако город вряд ли сумеет эффективно использовать предоставляющуюся возможность, ибо полноценного сувенирного рынка в Петербурге нет и к юбилею он появиться, видимо, уже не успеет.

Найти магазин

Петербургский "сувенирный" рынок до недавнего времени был четко поделен на "белую" и "серую" составляющие (в этом смысле он не отличается от уже описанных "Экспертом С-З" рынков малых гостиниц, услуг такси и многих других). Причем ни одна из этих половин не способна на сегодня полностью удовлетворить ни желания каждого туриста, ни интересы города.

Объем рынка сувенирной продукции в Петербурге до сих пор никем официально не подсчитан, нет также более или менее полной информации и о его структуре. Одно это уже говорит о его неполноценности. Все крупные западные туристические центры знают свои доходы от продажи сувениров практически до цента (учитывая даже нелегальную часть рынка, которая есть везде). Так, известно, что Венеция зарабатывает на сувенирах ежемесячно 12 млн долларов (там, правда, и туризм в целом составляет около 70% всех доходов), Стамбул - 9,5 млн, петербургский побратим Гамбург - 5,8 млн долларов. В Петербурге, по разным оценкам, туристы каждый месяц покупают сувениров на 1,5 млн долларов. Причем с большей части доходов, понятное дело, городская казна ничего не имеет (в виде налогов, разного рода сборов и т.п.).

"Белую" часть рынка представляют сувенирные магазины. Их в городе всего около 20 (для сравнения: в Венеции примерно 300 больших магазинов, продающих сувенирную продукцию, и бесчисленное множество мелких лотков). Львиная доля общего объема продаж приходится на несколько торговых точек, расположенных главным образом в центре Петербурга. Сейчас до 70% "белых" продаж сувенирной продукции происходит на центральных городских набережных, на Невском проспекте и прилегающих к нему улицах. По данным "Эксперта С-З", самые крупные по доходам сувенирные магазины города - Art City, Art Shop, Russian plus, Babushka, Onegin, Katrina и "Невский букет". Наиболее ходовой их товар - народные промыслы (матрешки, платки, шкатулки, ложки и т.д. и т.п.). На втором месте - предметы религиозного культа (иконы, кресты). Затем идет советская атрибутика (начиная от ушанок и пилоток и заканчивая противогазами).

Ежедневный доход одного магазина может составлять до 7 тыс. долларов. "Но при этом уровень дохода крайне нестабилен, - рассказывает директор сувенирного магазина Russian plus Николай Ритберг. - Один турист может оставить за раз до 300 долларов, а может ограничиться только одной покупкой за 15 долларов. Удивительно, но среднюю стоимость покупки среднего туриста за год подсчитать практически невозможно - каждый месяц размер прибыли очень разный. Это, пожалуй, одна из главных особенностей нашего бизнеса".

Нестабильный доход - следствие политики высоких цен. Так, например, стоимость маленькой популярной "матрешки" в сувенирном магазине составляет примерно 50 долларов. У производителя же она приобретается за 200 рублей. Однако это не означает суперприбыльность торговли сувенирами. Дело в том, что практически все крупные магазины работают исключительно по принципу группового приема туристов. Магазины заключают договоры с несколькими туристическими фирмами или частными гидами. В программу для своих клиентов переводчики вносят обязательное посещение магазина. При этом есть одно условие: до 15% полученной от группы выручки магазин отдает гиду, который ее привел, и еще около 30% ежемесячной выручки - самой турфирме.

Не нужно объяснять, что действует этот денежный обмен вне налогового контроля. "Такие побочные расходы, безусловно, заставляют нас повышать цену товара. Но так изначально сложились условия. До недавнего времени "свободные" туристы (приехавшие в Петербург не экскурсионной группой, а независимо) практически отсутствовали, и другого способа выжить просто не было, - рассказывает Николай Ритберг. - Такая практика "группового привоза" порочна для цивилизованного сувенирного рынка. Сувенирный магазин в результате превращается в нечто вроде дорогой галереи, которую многие посещают, как музей (о том, что цены на сувениры в Петербурге непотребно высокие по сравнению с другими западными центрами, обычно деликатные иностранцы говорят нам напрямую). В то время как основной принцип, по которому действует мировой сувенирный рынок, - "много и дешево". Он должен быть ориентирован на сверхмассового покупателя - как супермаркет. Но это требует множества точек продажи продукции и большого разнообразия ассортимента. Сейчас, когда независимых туристов все больше и больше, есть надежда, что наш сувенирный бизнес начнет постепенно трансформироваться в эту сторону".

Лотки уходят

Привлечь "свободного" туриста в таком случае могла бы нелегальная часть рынка, представленная мелкими лоточниками. По приблизительным подсчетам, в городе их около 200. Максимальный ежедневный доход с одного лотка не превышает 200 долларов. Расположены лотки большей частью в нескольких городских точках: на Конюшенной площади, канале Грибоедова (вблизи храма "Спас-на-крови"), возле крейсера "Аврора", Петропавловской крепости и на Дворцовой площади.

Несмотря на общий туристический рост (количество приезжающих в наш город с каждым годом увеличивается примерно на 12-15%), лоточный рынок сейчас переживает серьезный кризис и скоро вообще может прекратить свое существование. По оценкам, за последние три года число нелегальных продавцов сувениров сократилось почти в три раза. Причиной этого стало неожиданное ужесточение политики городских властей. Как говорят сами лоточники, если еще два года назад торговля шла спокойно, то сейчас все чаще "наваливаются" выборочные рейды по проверке наличия лицензий на предпринимательскую деятельность. О том, что власти, похоже, решили постепенно извести "серую" торговлю (а также и нелегальное производство сувениров), в один голос говорят все уличные торговцы, готовые со дня на день свернуть свой бизнес. Призывы активнее бороться с нелегалами звучат все чаще (недавно, например, в этом роде высказался директор Эрмитажа Михаил Пиотровский), и потому многие торговцы уходят с рынка уже сейчас, не дожидаясь возможных административных мер.

Базара нет

Если напор городской администрации не ослабнет, то рынок торговли сувенирами для туристов в ближайшее время начнет развиваться по так называемому базарному пути. Основными продавцами станут крупные сувенирные рыночные комплексы, которые постепенно по доходам и числу покупателей превзойдут обычные магазины и точечные лотки. Сувенирные базары - стандартный элемент западных туристических центров - сейчас практически отсутствуют в Петербурге. Между тем, например, чешский опыт (в Праге начала 90-х ситуация напоминала нашу сегодняшнюю) показывает, что именно такой путь развития сувенирного рынка самый оптимальный. На большой территории, желательно в привлекательном центре города, создается туристический комплекс, в рамках которого действует сувенирный рынок в прямом смысле этого слова - множество лотков с сувенирной продукцией от разных частных продавцов. Таким способом в значительной степени решается проблема "серого" рынка - частники так или иначе потянутся под крыло структуры, которая позиционирует себя как "главная по сувенирам". Когда нет возможности выстроить сувенирные торговые сети по всей территории города, несколько больших и насыщенных торговых центров способны значительно насытить рынок.

Один подобный "базар" в Петербурге уже есть. Под стенами бывшего императорского Конюшенного ведомства на одноименной площади действует сувенирный рынок "Вернисаж". Это площадка в 1000 кв. м, которую ежедневно посещают около 8 тыс. туристов. Правда, именно здесь канцлеру Германии Герхарду Шредеру во время его недавнего визита в Петербург не хватило денег, чтобы приобрести приглянувшуюся "бабу на чайник" за 200 долларов, и Владимиру Путину пришлось оказать коллеге материальную помощь.

По мере роста площади сувенирного рынка, увеличения числа продавцов, а главное - усиления конкуренции со стороны других подобных базаров, которые скоро начнут появляться в Петербурге, цены будут, конечно, снижаться. Летом этого года администрация города совместно с итальянской компанией Decafin Intenational приступила к разработке проекта реконструкции Конюшенной площади. В его рамках предусмотрено построить туристский центр с гостиницей, магазинами и торговым сувенирным комплексом. Аналогичный сувенирный базар должен по плану появиться и в строящемся торговом комплексе на Сенной.

Пока же петербургский сувенирный рынок очень мал, а если власти будут уничтожать "серый" его сектор быстрее, чем начнут появляться заменители в виде базаров, то можно прогнозировать даже уменьшение предложения. И тогда он тем более не будет поспевать за ростом спроса из-за постоянно увеличивающегося потока независимых туристов. А это значит, что большая часть потенциальных "сувенирных" денег не будет потрачена за время прогнозируемого юбилейного туристического бума.

Санкт-Петербург