Подача навылет

Тема недели
Москва, 28.10.2002
«Эксперт Северо-Запад» №40 (101)
Только что закончившийся теннисный турнир St.Petersburg Open важнее для Петербурга, чем это может показаться на первый взгляд

В Петербурге проводится не так много регулярных мероприятий, которые без натяжек можно было бы назвать "статусными", если угодно - определяющими "лицо" города. Вероятно, это банковский конгресс, на который каждое лето съезжаются лидеры российского финансового мира, Экономический форум (претензии которого на то, чтобы стать "русским Давосом", очевидно, не оправдались), в какой-то степени межпарламентские ассамблеи стран СНГ и Балтийских стран. Теннисный турнир St.Petersburg Open, на первый взгляд, выделяется из этого ряда, но, по сути, является его полноценной частью.

Он проводился в этом году восьмой раз. Первый турнир состоялся в 1995 году, тогда его владельцами были некие московские бизнесмены. С тех пор хозяева турнира не раз менялись. Участвовал в его управлении пул петербургских банков, а после кризиса 1998 года турнир приобрел БАЛТОНЭКСИМ БАНК (говорят, главу банка Юрия Рыдника попросил об этом лично губернатор Владимир Яковлев). В 2000 году совладельцем St.Petersburg Open стала группа "Конти" (президент которой, Михаил Мирилашвили, считается одним из сильнейших в городе теннисистов-любителей).

Отрицательный баланс

На протяжении всего этого времени петербургский турнир (как, впрочем, и московский Кубок Кремля) является убыточным предприятием. Российские турниры лишены двух основных - для Запада - источников дохода. Первый из них - продажа прав на телетрансляцию; российские каналы не могут себе позволить (а возможно, не хотят) покупать права, а западные телекомпании в значительно большей степени интересуют "элитные" турниры серии Masters (в число которых ни Кубок Кремля, ни St.Petersburg Open не входят). Вторая важная статья доходной части бюджета турниров - продажа билетов, однако в России невозможны даже средние по западным меркам цены: покупательная способность населения здесь не та, и в случае резкого увеличения цен на билеты турнир, несмотря на звездный состав участников, рискует просто остаться без зрителей.

Расходная же часть бюджета (призовой фонд - в этом году на St.Petersburg Open он составил 1 млн долларов), гонорары игрокам (иначе называющиеся "подстольными" деньгами), затраты на аренду спортивных сооружений, оборудования и организацию самого соревнования у нас по крайней мере не меньше, чем на аналогичных турнирах на Западе. Более того, российские организаторы часто стремятся проводить турниры со свойственным нам пафосом и размахом. Таким образом, единственный шанс турнира найти необходимое финансовое обеспечение - это привлечение спонсорских средств. И похоже на то, что ставка на спонсоров в российских условиях оказывается верной.

Ставка на спонсора

Спонсорство спортивных мероприятий считается в мире одним из самых перспективных направлений имиджевого вложения денег. России до недавнего времени это касалось в малой степени: отечественные компании, даже крупные, мало задумывались об имидже. Убытки St.Petersburg Open долгое время просто покрывали БАЛТОНЭКСИМ БАНК и группа "Конти", но в стратегической перспективе их вложения имеют шанс оказаться весьма прибыльными.

Во-первых, за прошедшее время "капитализация" турнира повысилась настолько, что он может быть с выгодой продан, хотя сами организаторы говорят, что даже не задумываются о такой возможности. Во-вторых, растущие потребности гигантов российского бизнеса подталкивают их к поиску пространства для эффективного имиджевого вложения средств, нацеленного в основном на западную аудиторию.

Тенденция интернационализации крупного российского бизнеса становится в последнее время все более заметной. Речь идет как о покупке отечественными предприятиями активов за рубежом, причем не только в странах бывшего СССР, так и о перспективах активного выхода на западные фондовые рынки. Основное препятствие для этого - крайне низкая репутация как России в целом, так и российских компаний по отдельности. Хорошая репутация на Западе формируется не только в результате эффективной и добросовестной деятельности компании в своей профильной сфере, но и с помощью масштабных инвестиций в социальные проекты. Меценатство, к которому долгое время призывали российских предпринимателей, сегодня становится неотъемлемой частью их бизнеса.

Кроме того, собственно спортивное состязание, перипетии движения игроков по турнирной сетке являются только частью, пускай и важной, крупных международных соревнований. Турниры ATP (Ассоциации теннисистов-профессионалов) становятся во время их проведения клубом, в котором далеко не всегда собираются только любители тенниса. Например, во время проведения московского Кубка Кремля многие столичные бизнесмены, как на работу, ежедневно ездили в турнирный VIP-ресторан, в ожидании нужных встреч просиживая там часами.

Теннисный турнир ATP - стильная и красивая забава, хорошо заметная на Западе. Спонсировать теннис почти так же престижно, как вкладывать деньги в театры или музеи. В нынешнем году это понял "Газпром", ставший генеральным спонсором St.Petersburg Open и вложивший в турнир значительную сумму. Вероятно, участие крупных корпораций в спонсировании российских теннисных турниров станет скорее правилом, чем исключением. И вряд ли следующий St.Petersburg Open ожидают серьезные финансовые проблемы.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№40 (101) 28 октября 2002
Большой теннис
Содержание:
Реклама