Красочный бизнес

Концерн Tikkurila развивает производство в России по финским лекалам

В России известно не так много финских брэндов. Это прежде всего Nokia - компания - флагман финской экономики, обеспечивающая значительную часть ВВП Финляндии. Те, кто хоть сколько-нибудь следит за рынком мобильной связи, знают о Sonera - одном из лидирующих операторов мобильной связи в Скандинавии и акционере "МегаФона". Третья хорошо известная российскому потребителю финская компания - Tikkurila работает на лакокрасочном рынке. Она запомнилась прежде всего массированной рекламной кампанией в российских СМИ. В отличие от Nokia и Sonera, названия которых звучат для россиян вполне интернационально, Tikkurila воспринимается как собственно финский брэнд.Рабочее предместье

В самой Финляндии слово Tikkurila ассоциируется у большинства скорее не с названием компании, а с пригородом Хельсинки. От финской столицы до местечка Тиккурила - примерно 15-20 минут езды на электричке. Там на общей площади 22 гектара и находятся головной офис компании, четыре завода (три лакокрасочных и один полимерный) и научно-исследовательский центр.

Первое производство красок появилось в Тиккуриле в 1862 году. Оно было основано полковником Андерсом Мюнстерхельмом и выпускало льняное масло и олифу. Именно с этого года компания начинает свою историю. Здание из красного кирпича с невысокой трубой, в котором находилось производство Мюнстерхельма, до сих пор стоит рядом с офисом Tikkurila.

Нынешние заводы Tikkurila были построены в 70-80-е годы прошлого столетия. Наиболее автоматизированный из них - Monicolor - появился в 1975 году первым и с тех пор трижды менял свое компьютерное оборудование. Степень автоматизации на Monicolor действительно поражает российского посетителя. Весь производственный процесс контролируется с помощью нескольких компьютеров из комнаты, скорее напоминающей конференц-зал какой-нибудь высокотехнологичной компании. Обилие свободного места менеджер завода Эйла-Майя Хаккарайнен объясняет тем, что в 70-е годы в контрольной комнате были установлены громоздкие ЭВМ, и с переходом на современные персональные компьютеры стало просторнее. С помощью программного обеспечения, разработанного Siemens, один или двое сотрудников (в зависимости от сезона и загруженности предприятия) могут в режиме реального времени контролировать и управлять почти всеми процессами, включая уровень наполнения сырьем специальных баков. На стене - широкий экран для презентаций, у стены - компьютер с беспроводной мышью.

В цехах машин действительно значительно больше, чем людей: предприятие почти полностью автоматизировано. Например, в колеровочном цехе (где изготавливают краски различных оттенков) работает всего один человек. Чуть большее оживление наблюдается на складе, занимающем почти 15 тыс. кв. м. Несколько человек работают в заводской лаборатории, контролирующей качество: лаборатория берет пробы с каждой партии продукции, при этом все пробы аккуратно хранятся.

На заводе Monicolor, который в год может выпускать 20 млн литров лакокрасочной продукции 700 видов, работают 60 человек. А всего на Tikkurila в Финляндии трудятся 800 человек, из них 55% - "белые воротнички", 140 человек заняты в научно-исследовательском центре. На НИОКР (R&D) тратится около 4% валовой прибыли концерна.

Северо-восточная экспансия

Кроме четырех заводов в Финляндии в состав концерна Tikkurila входят предприятия в Швеции, Эстонии, Латвии, Польше, Италии, Голландии, Германии, Англии и России. Компании, не имеющие собственных производств и занимающиеся маркетингом, расположены и в некоторых других странах. Объем продаж концерна составил в 2001 году 445 млн евро.

Tikkurila является частью химического концерна Kemira, включающего в себя помимо лакокрасочного бизнеса ряд других производств (например, химикатов и удобрений). Химическая промышленность - третья по важности в Финляндии после леса и металла. Kemira - публичная компания, ее акции котируются на финской бирже, но владельцем контрольного пакета акций (56%) является финское государство.

Структура самой Tikkurila тоже неоднородна. Два года назад компания продала часть своего бизнеса, связанную с производством красителей, и сосредоточилась на изготовлении строительно-бытовых и промышленных красок. С этим связано падение объема продаж и прибыли в 2000 году. Взамен в 2001 году был приобретен шведский концерн Alcro-Beckers AB, который прежде был одним из основных конкурентов на скандинавском и балтийском рынках. В том же году компания купила подразделение British Mason Coatings PLC по производству промышленных красок. 28 октября 2002 года было объявлено о новой сделке: Kemira приобретает северное подразделение Akzo Nobel - компании, уверенно лидирующей на западноевропейском рынке лаков и красок.

Цель структурных изменений последних двух лет ясна: Tikkurila стремится максимально сосредоточиться на одном направлении деятельности и стать бесспорным лидером рынка в Балтийском регионе и в Восточной Европе. Очевидно, фирму прежде всего интересуют именно эти рынки. Сегодня даже без учета последствий сделки с Akzo Nobel, которая завершится к концу года, Tikkurila занимает первое место в Северных странах (контролируя в Финляндии и Швеции примерно половину рынка, в Норвегии и Дании - чуть меньше), идет второй в Прибалтике (30% рынка) и в Польше. В Европе в целом Tikkurila занимает по доле рынка седьмое или восьмое место, а в мире входит в число 30 ведущих производителей.

Несмотря на сравнительно небольшую по мировым масштабам долю рынка, Tikkurila - один из технологических лидеров отрасли. Повышенное внимание к технологиям вообще является одной из основных черт финского бизнеса. "Конек" концерна - технология колеровки, на которой и основана маркетинговая стратегия.

Основная палитра, которую предлагает компания, включает более 2000 оттенков. Потребитель, естественно, может заказать любой из них. Однако главной "фишкой" является возможность изготовить краску любого оттенка по представленному образцу. Клиент может принести дилеру Tikkurila образец материала нужного цвета в любой стране, где имеются представительства компании. После исследования на спектрофотометре компания изготовит нужное количество краски соответствующего оттенка. Таким образом реализуется один из основных принципов современного промышленного маркетинга - нацеленность на индивидуальные потребности клиента. Это, впрочем, общая практика для ведущих мировых производителей.

Смена стратегии

В России первое предприятие Tikkurila появилось в 1992 году. Тогда в Москве открыли магазин типа " Колор-Студия". В 1993 году в Петербурге была основана компания "Финнколор", которая два года занималась исключительно дистрибуцией, а в 1995 году организовала собственное производство.

Отметим, что в советские времена Tikkurila уже имела прочные позиции в СССР. Бизнес, естественно, строился на основе централизованных государственных заказов. Tikkurila поставляла эмали и грунты для конвейеров АвтоВАЗа и заводов сельскохозяйственного машиностроения, фасадные краски. Крах СССР отозвался для финской компании кризисом сбыта, объем которого на территории СССР уменьшился примерно в 10 раз. Кроме того, распад СССР совпал с масштабным кризисом финской экономики начала 90-х, отчасти им и вызванным. Чтобы не потерять рынок, Tikkurila была вынуждена полностью изменить принципы работы на постсоветской территории, начать развивать дилерскую сеть и основывать производства на месте. В 1999 году дочернее предприятие Tikkurila появилось в Москве, а в марте 2000 года было открыто второе в России производство - в Раменском. Дистрибьюторская сеть на сегодня включает 64 российских города.

Толчок развитию местного производства дал кризис 1998 года, когда дорогие импортные краски стали менее доступны российским потребителям. До 1998 года лишь 15% продукции, продаваемой в России, производилось в Петербурге. Кроме того, после кризиса была разработана рецептура краски на водной основе "Аквавит", часть компонентов которой базировалась на местном сырье. Впрочем, сырье для основных красок, изготавливаемых в России, до сих пор остается импортным.

Островок благополучия

Надо сказать, что российское производство Tikkurila, в принципе, не сильно отличается от увиденного в Финляндии. Завод "Финнколор" производит впечатление островка благополучия среди общей разрухи в Обухово. На площади 3 гектара расположены само производство (объем выпуска - 3 млн литров в год, занято 15 человек), склад, который вообще трудно отличить от финского, и офис. Производство, конечно, в значительно меньшей степени автоматизировано, по сравнению с финским. Впрочем, и объем выпуска несравним, и производительность труда, по примерным подсчетам, различается раза в полтора.

Все стадии производственного процесса в России дублируются, точно так же работает лаборатория и ведется контроль за качеством (даже бланки для проб одинаковые). С каждой двухтонной партии берутся отдельные пробы, которые время от времени проверяют финские специалисты.

Средняя зарплата на предприятии - около 13 тыс. руб., что по финским меркам, конечно, смехотворно, но по российским - вполне прилично. У многих рабочих, как говорит генеральный директор предприятия Владимир Близнецов, высшее образование, которое, правда, в производстве особого применения не находит. Главный специалист - доктор наук, который долгое время проработал на специализированной кафедре в Технологическом институте. Из 74 сотрудников, кроме него, еще пятеро - кандидаты наук. Владимир Близнецов говорит, что в этом году объем продаж продукции Tikkurila вырастет на 15% по сравнению с прошлым годом, а объем собственного производства - на 20%. Впрочем, на российском рынке Tikkurila едва ли в ближайшем будущем сможет занять такие же позиции, как, к примеру, в Польше или Прибалтике. Большинство реализуемых в России красок и эмалей отечественного производства в принципе несопоставимы с импортной продукцией по качеству, зато находятся в иной ценовой нише - по некоторым категориям цена различается в несколько раз. Темпы развития бизнеса Tikkurila в России, если компания не собирается понижать стандарты качества, будут напрямую зависеть от роста покупательной способности населения.

Тиккурила - Хельсинки - Петербург