Возвращение домой

Москва, 04.11.2002
«Эксперт Северо-Запад» №41 (102)
После долгой работы на Европу "Трибуна" осваивает внутренний рынок

Фабрика " Трибуна" первой в Советском Союзе начала выпускать женское белье. Сейчас, несмотря на появление в стране целого ряда новых "бельевых" компаний, она остается крупнейшим, с точки зрения производственных мощностей, российским предприятием в своей отрасли. Несколько лет назад "Трибуна", как и расположенная в Ленобласти фабрика "Волховчанка", вошла в холдинг " Парнас". Директор департамента легкой промышленности холдинга Александр Селезнев рассказал корреспонденту "Эксперта С-З", что на ближайший год для "Трибуны" намечен штурм рынков, в частности в Петербурге ее продукция должна занять около 40% рынка белья.

- Сейчас в Петербурге женское белье представлено в основном западными производителями, а также белорусской компанией "Милавица" - по приблизительным оценкам, именно она на данный момент занимает в городе лидирующие позиции. Как получилось, что "Трибуна" - крупнейшее предприятие - уступила исконно свой, петербургский рынок? И можно ли сказать, что "Милавица" в последние годы развивалась успешнее российских "бельевых" производств?

- Мы уступили Петербург по двум причинам: во-первых, увлеклись крупными оптовыми поставками в регионы России - торгуем бельем по всей стране, вплоть до Владивостока, и в так называемой провинции никто из действующих сегодня на российском рынке "бельевых" компаний нам не конкурент. Но главная причина - вторая: "Трибуна" с начала перестройки очень активно работала по заказу западных компаний. Сперва она шила изделия для английского Playtex, а чуть позже ее основным заказчиком стала итальянская Lovable, продающая в Европе белье под одноименной торговой маркой. Сотрудничество с иностранцами позволило заработать денег, провести реконструкцию и "Трибуны", и "Волховчанки", восстановить утраченные персоналом "Волховчанки" навыки пошива качественной одежды - долгое время после перестройки это предприятие выпускало рабочие рукавицы. Но потенциально большие доли рынка мы упустили.

С середины этого года мы приступили к реализации новой стратегии. Хотя и сохраняем заказы Lovable, приоритетом определили работу на внутренний рынок. Можно сказать, что "Трибуна" возвращается на родину. Наблюдается опасная тенденция: западные компании повсеместно снижают расценки для предприятий, выполняющих их заказы в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. На нашу фабрику это пока не распространилось, наоборот: итальянцы, довольные нашей работой, недавно повысили оплату, но мы должны обезопасить "Трибуну" от экономического диктата в будущем. Кроме того, мы просто посчитали, что предприятие достаточно финансово и технически подготовилось к масштабному продвижению собственной продукции. В следующем году, по планам "Парнаса", объем производства "Трибуны" будет увеличен минимум втрое, достигнув 200 с лишним тысяч изделий в месяц. Это позволит, в частности, заняться активным освоением бездонного рынка Москвы, к чему мы, впрочем, уже приступили. Однако на первом этапе самая важная цель - в несколько раз увеличить представленность белья "Трибуны" в Петербурге.

Что касается "Милавицы", то она просто одной из первых, еще в середине 1990-х годов, вышла на рынок новой России. Российские компании стали продавать белье, соответствующее изменившимся требованиям рынка, чуть позже, в конце 1990-х годов. Но сейчас уже сформировалась целая группа сильных отечественных игроков. Заметно укрепились московские "Черемушки" - бельевая фабрика, существующая, как и "Трибуна", с советских времен. В Екатеринбурге образовалось предприятие "Пальметта" - на мой взгляд, фаворит сегодняшней российской индустрии белья. Она очень точно схватывает моду, делает оригинальные коллекции. Впрочем, по объемам производства "Пальметта" значительно уступает "Трибуне", так что мы поборемся на равных. В Петербурге тоже появились новые компании, например предприятие Kollett, которое работает в узких сегментах: готовит, в частности, молодежные коллекции нарядного белья. ...В общем, отечественная "бельевая" отрасль развивается в последние годы достаточно, на мой взгляд, динамично.

- Знаете, как говорят: жена должна быть русской, пиво - чешским, телевизор - японским, а одежда - европейской... или же китайской.

- Нет, не соглашусь с вами. Китайская одежда - в том числе белье - представлена в низшем ценовом сегменте, где российскому производителю оперировать не с руки. Потому что в этом случае надо использовать низкокачественные ткани, работая с которыми, мы потеряем имидж. С европейской одеждой высшей ценовой категории - такой, как белье компании Triumf, мы тоже не можем и не планируем тягаться. Мы ориентируемся на средний сегмент - самый массовый и, соответственно, финансово перспективный: на женщин, которые зарабатывают 100-200 долларов в месяц сегодня и будут зарабатывать, при продолжении нынешних тенденций в экономике, 300-400 долларов завтра. И вот этот сегмент "Трибуна" совместно с теми российскими компаниями, которые я называл вначале, имеет шанс занять почти полностью, оттеснив западных конкурентов.

Не надо, знаете ли, демонизировать европейские компании. Мы на своем опыте убедились, что не боги горшки обжигают. Те образцы, которые направляет нам Lovable, не лучше изделий, которые "Трибуна" делает самостоятельно. Наша продукция начинает поступать в Финляндию - пару недель назад отправили туда первую партию. По заказу итальянской торговой компании мы отправили также пробную партию белья под маркой "Трибуна" в Италию, и изделия были быстро раскуплены. В данный момент обсуждаем с нашими итальянскими торговыми партнерами вопрос о создании там небольшого торгового дома, который займется реализацией белья "Трибуны". Если европейцы благожелательно воспринимают нашу продукцию, то почему мы-то считаем, что российская одежда не может пользоваться спросом? Конечно, надо делать ее не только качественной, но и модной. И если улавливать тенденции элитной моды, находясь в России, довольно трудно, то в части моды на повседневную одежду мы способны даже разрабатывать свои направления. В ближайшем будущем "Трибуна" собирается открыть собственную школу модельеров и добиваться того, чтобы Петербург стал российским центром модного белья.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама