Иногда, чтобы двигаться вперед, надо слезть с дохлой лошади, а не пытаться ее оживлять.
Казалось бы, вполне понятная мудрость, выстраданная поколениями индейцев племени дакота. Вкладываться в дело, которое не имеет перспективы, значит безвозвратно терять время и деньги. Тем не менее наши люди с упорством, достойным лучшего применения, продолжают бездарно растрачивать силы и ресурсы, все больше увязая в безнадежных проектах.
Свое сельское хозяйство Калининградская область умертвила сама, пролоббировав создание на своей территории особой экономической зоны (ОЭЗ) и открыв границы. Естественно, что при этом большинство производителей (в том числе и производителей сельскохозяйственной продукции), работавших на местный рынок, стали неконкурентоспособными. В качестве компенсации Калининград получил преференции в развитии сборочных производств. Не сомневаюсь, что потеря одних возможностей ради других была сознательным выбором.
Тем не менее каждый раз в области пытаются спасти то, что в принципе не спасаемо. Даже если на минуту предположить, что, получив дополнительные ресурсы, областное сельское хозяйство сможет по своей эффективности приблизиться к эффективности европейских земледельцев, их продукция в условиях открытого рынка все равно не сможет на равных конкурировать с продукцией из ЕС.
Можно долго рассуждать о том, правы европейцы, дотируя свое сельское хозяйство, или нет, однако факт остается фактом: почти 45% бюджета ЕС идет на дотации сельхозпроизводителей, что в сумме дает примерно 40 млрд долларов. Весь консолидированный бюджет России составляет чуть более 70 млрд долларов. А ведь у каждой страны, входящей в ЕС, действует еще и внутренняя система протекционизма. Понятно, что при всем желании Россия не в состоянии соревноваться с богатой Европой в размерах сельскохозяйственных субсидий.
И уж тем более этого не может себе позволить отдельно взятая Калининградская область. Если крестьяне "материковой" России по крайней мере отделены от европейских производителей таможенными барьерами и транспортными тарифами, то у их калининградских коллег такой защиты нет. Поэтому не лучше ли отказаться от заведомо проигрышного варианта и заняться созданием новых рабочих мест в тех секторах экономики, которые имеют перспективы на калининградской земле, в том числе и благодаря режиму ОЭЗ?