Намерения напоказ

Спецвыпуск
Москва, 18.11.2002
«Эксперт Северо-Запад» №43 (104)
Выставка "Авто+Автомеханика" становится хорошим индикатором активности автомобильных компаний на Северо-Западе

Стало уже традицией, что мировые производители периодически игнорируют московские автошоу. Так случилось и в этом году. Проходившее в августе московское международное мотор-шоу стало фактически выставкой достижений российского автопрома. Причины просты: стоимость площадей на московской выставке выше, чем в Токио и Франкфурте, сервис значительно уступает, а ежегодная периодичность - слишком частая для страны, не являющейся пока ведущим рынком в стратегиях мировых гигантов. Не лишена этих противоречий и петербургская выставка "Авто+Автомеханика". Но, в отличие от московской, выставка в Петербурге из года в год собирает российские премьеры иностранных производителей. Анализируя состав ее участников, можно прогнозировать, как будет развиваться конкурентная борьба на рынках Петербурга и Северо-Запада и кто станет основным игроком.

Российские премьеры

Иностранцы приготовили на выставке "Авто+Автомеханика" сразу несколько российских премьер. Две из них приходятся на концерн Volkswagen. Компания Audi впервые в России показала новый флагман Audi A8. Представляя новинку, глава представительства Audi в России Оскар Ахмедов сказал, что инженеры фирмы в отличие от конкурентов пошли эволюционным путем, сохранив основные черты, присущие автомобилю этой марки. Такой подход, безусловно, найдет поддержку у консервативной части поклонников автомобиля с четырьмя кольцами на бампере. При этом с технической точки зрения в машине много новинок. Пожалуй, главной из них является мультимедийный интерфейс MМI, который является основой всей системы управления информационными и развлекательными функциями автомобиля. Его джойстик расположен сразу за селектором автоматической 6-ступенчатой коробки переключения передач, а экран появляется в центре передней панели между двух дефлекторов системы вентиляции.

Оскар Ахмедов особо отметил, что конструкторы Audi учли нарекания, поступавшие в адрес конкурентов (в первую очередь BMW, чья аналогичная система iDrive, по признанию многих экспертов, отвлекает водителя), и сделали работу MMI максимально простой. В 2003 году концерн Audi AG намерен продать в России около 600 машин, из которых три четверти придется на Москву, а остальные попадут в регионы.

В январе планируется открытие первого в России дилерского центра "Ауди Центр Петербург", который отвечает всем корпоративным архитектурным требованиям и построен в стиле hi-tech - в виде ангара, объединяющего демонстрационный зал, сервисный цех и склад запасных частей. В дальнейшем в Петербурге не исключено появление третьего дилера, а в регионах Audi будет искать партнеров для организации сервиса.

Сам Volkswagen также приурочил к петербургской выставке показ в России своей новинки представительского класса - модели Phaeton. Поскольку для каждого класса автомобилей обычно концерн использует единую платформу, можно было бы предположить, что Phaeton должен быть технически унифицирован с Audi А8. Но представители концерна изо всех сил дистанцируют эти автомобили друг от друга. Понять их довольно сложно. При сходной цене кто станет брать VW, если за эти деньги можно купить Audi? Когда цена машины зашкаливает за 50 тыс. евро, особое значение имеет престиж марки, однако автомобили VW обычно относят к классу народных, а значит, на взгляд потребителя не престижны. Вероятно, речь может идти о серьезных переменах в брэндовой политике руководства концерна, вплоть до перепозиционирования Seat или Skoda. Впрочем, VW Phaeton, возможно, рассчитан на тех, кто не хочет громко заявлять о своем положении, но не прочь пользоваться просторным салоном и всем тем, что есть в престижных машинах. Как бы то ни было, Phaeton произвел внешне хорошее впечатление.

Каждому - свое

Компании, уже добившиеся определенного успеха в регионе за счет массовых моделей, главный упор на выставке делали на новые разработки и модификации уже известных машин. Так, Ford показал новую Fiesta, а также Ford Mondeo ST220, ну и, естественно, лидера продаж компании последнего времени - Focus всеволожской сборки.

Перед началом выставки президент российского отделения компании Ford Хенрик Нензен сообщил журналистам, что с начала работы во Всеволожске принято 3240 заказов, 560 машин уже отправлены покупателям. На заводе всерьез думают о введении второй смены, что даст Ленобласти еще 400 рабочих мест. В следующем году концерн планирует продать в России 9100 машин, подавляющее большинство которых придется на модель Focus.

Комментируя оптимистические заявления представителей Ford, конкуренты компании не преминули отметить, что такое производство способно давать прибыль только при выпуске не менее 100 тыс. машин в год, а значит, пока Ford продает продукцию себе в убыток.

Концерн FIAT был представлен на выставке продукцией двух своих подразделений - FIAT и Alfa Romeo. Одним из самых красивых экспонатов стала Alfa Romeo 166, седан бизнес-класса, исполненный изящества. Из линейки FIAT интересно было еще раз увидеть модель Stilo. С ней концерн связывает свои надежды на возврат утраченных рыночных позиций. В какой-то мере эти ожидания оправдываются. По крайней мере в Европе продажи этой модели идут довольно бойко.

На стенде Renault компания представила практически весь свой модельный ряд: недавно обновленные Symbol, Megane, мини-вэны Scenic. Украшением экспозиции стал авангардный Renault Avantime. Двухдверный автомобиль был, по словам стендистов, самым дорогим экспонатом и одним из самых необычных на выставке.

Неплохо идут дела в нашем регионе и у французской компании Peugeot. Например, недавно появившийся дилер Peugeot в Мурманске реализует около 10 машин в месяц. По словам генерального представителя Peugeot в России Жерара Жакена, в Петербурге, в дополнение к компании "Автоевросервис", продающей примерно 50 машин в месяц, скоро появится еще один дилер.

Целый ряд новых моделей представил концерн General Motors. Из них особое внимание привлекал SAAB 9-3 Sport Sedan. Сейчас концерн вкладывает много усилий в раскрутку старой марки. Внешне машина повторяет контуры модели 9-5, отличия только в ее задней части, некоторые линии которой взяты от обычного автомобиля, а все остальное как будто от самолета. Не меньший интерес у посетителей выставки вызывал и Opel Vectra, продажи которого недавно начались в России. Новичок призван заменить в модельном ряде компании заднеприводной Opel Omega, которому давно пора на покой. На стенде концерна показали и претерпевший значительные изменения мини-вэн Opel Zafira. Машина строго утилитарная, и на значительный спрос из-за высокой цены здесь рассчитывать не приходится. Украшением экспозиции стала ярко-красная Opel Astra Coupe. Над экстерьером машины работало итальянское кузовное ателье Bertone. В этом автомобиле сочетаются элегантный внешний вид и масса полезных мелочей, позволяющих водителю комфортно чувствовать себя за рулем.

Toyota представляла в Петербурге обновленный Land Cruiser. Правда, изменения на первый взгляд незаметны и коснулись в основном решетки радиатора, дисков и "автомата". По признанию президента ООО "Тойота Мотор"Норио Нака, высокая популярность этого крупного внедорожника в России больше всего удивила представителей японской компании. Российский рынок - новый для Toyota, и она действует здесь осторожно, шаг за шагом. Руководствуясь этой тактикой, Toyota не спешит ни искать дилеров в регионе, ни отвечать на атаки конкурентов. Естественно, что при таком подходе петербургский рынок не рассматривается компанией в числе приоритетных. Что, в частности, подтвердил и Норио Нака.

В экспозиции Daimler-Benz среди уже знакомых машин блистал мини-вэн Mercedes Vaneo. Эта модель появилась весной и весьма привлекательна внешне. Однако ее перспективы неоднозначны. С одной стороны, спрос на мини-вэны в России крайне низок, а с другой - более крупная модель Vito пользуется устойчивым спросом.

На стенде Citroen можно было посмотреть как компактный С3, так и универсал С5. С последним французы на Северо-Западе связывают определенные надежды. В соседней Финляндии он по популярности не уступает седанам.

Щи да каша - made in Russia

Из российских производителей легковых автомобилей на выставке были представлены " Иж-Авто", АвтоВАЗ и " GM-АвтоВАЗ". "Иж-Авто" помимо пятидверного хэтчбека, "каблука" и пикапа показал пятидверный универсал. Из достоинств машины можно отметить большой проем задней двери и расширяющий объем багажника подъем крыши.

Экспозиция Волжского автозавода была гораздо представительнее. Семейство "Калина" было представлено седаном, хэтчбеком и универсалом. К сожалению, при осмотре салона становится понятно, как далеки эти модели от постановки на конвейер: детали "торпедо" всех трех машин вылеплены вручную. Интересные идеи внешнего вида заложены в "ВАЗ-2112", предназначенном для кольцевых гонок. Неплох и трехдверный хэтчбек на базе "ВАЗ-2112". Весьма симпатичная и своевременная машина.

Рядом с моделями АвтоВАЗа нашла место продукция СП "GM-АвтоВАЗ" в виде двух машин Chevy Niva. На одной из машин были штампованные диски от старой "Нивы" - как бы демонстрация преемственности. Пожалуй, это единственная общая черта. Директор СП Джон Милонас после изучения продукции конкурентов не без удовлетворения указал на неровный дверной зазор выставленной модели и заявил, что на Chevy Niva это исключено. Напоминание о том, что один из первых покупателей машины Константин Титов лишь с третьего раза смог закрыть дверь, его не смутило. По мнению Джона Милонаса, виноват сам Титов, который одновременно толкал дверь и тянул ручку. Попытка корреспондента "Эксперта С-З" повторить эксперимент губернатора Самарской области не привела к ожидаемому результату, так что, видимо, проблема была все же не в этом.

Весьма представительной была на выставке и экспозиция тюнинговых и сервисных компаний. "Аларм СПб" привлекал посетителей выставки новейшим Hammer H2 в окружении солдат армии США. Их оппоненты из компании Union сделали ставку на реставрированные отечественные машины середины прошлого столетия. Черный "Гелендваген" с маленьким телевизором в потолке, подготовленный фирмой "Бладхаунд", привлекал проблесковыми маячками и мигалками, а Audi TT, оснащенная компанией "АвтоАудиоМастер", - мощной акустической системой, способной выдавать 600 Вт чистого звука. Компания "Росан" показала BMW M3 - пусть не новый, зато с телевизором и в тюнинге Hamann. Из "музыкальных шкатулок" запомнилась еще тольяттинская "восьмерка" с бронированными стеклами, которые понадобились для того, чтобы выдержать мощь звука, выдаваемого ее акустической системой. Правда, умельцы забыли укрепить в машине пол, и он, не выдержав децибелов, дал трещины.

Наши московские коллеги из журнала "Эксперт" в своем материале, посвященном выставке, отметили, что у каждой компании были свои резоны участвовать в "Авто+Автомеханика". Думается, что правильным также будет сказать, что у всех фирм, не принявших в ней участие, на то были тоже свои причины. Можно констатировать, что выставка становится хорошим индикатором активности автомобильных компаний в регионе. Отсутствие среди экспонентов одного из лидеров российского сегмента престижных автомобилей - компании BMW - исключение, которое только подтверждает правило.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама