Из рук в руки

На рынке проката автомобилей обострилась конкурентная борьба

На протяжении последних нескольких лет на петербургском рынке проката автомобилей царило полное спокойствие. В городе действовало не поддающееся точному подсчету количество частных диспетчеров и около 20 легальных прокатных контор. Среди легальных прокатчиков можно выделить несколько наиболее крупных: Hertz, " Космос", " Рольф", " Свит" и ряд других. Каждая из этих компаний имела свой устоявшийся круг потребителей. Hertz сдавал автомобили своим иностранным клиентам, а также посетителям стойки в аэровокзале "Пулково II". "Космос" обслуживал иностранцев, клиентов одноименной турфирмы и гостей недавно открывшейся гостиницы Radisson SAS. "Рольф" предоставлял машины клиентам своего автосервиса, а "Свит" - клиентам гостиницы "Прибалтийская".

Однако в начале этого года ситуация изменилась. В верхнем ценовом сегменте рынка появилась компания "Скай Авто", имеющая международный брэнд Europcar и крепкие московские корни автомобильного холдинга " Гема". В нижнем сегменте начали активно действовать компании " Proкат" и " Автосити". Можно было предположить, что, имея международный брэнд, " Скай Авто" ограничится работой с иностранными туристами, как Hertz, однако он занял более агрессивную позицию на рынке, вторгшись в нишу, традиционно считавшуюся вотчиной другого прокатчика. Пользуясь партнерскими отношениями Radisson и Europcar, компания потеснила из Radisson "Космос". Затем последовал договор с отелем "Невский Палас". Скоро там тоже появится офис "Скай Авто". Как сказал управляющий менеджер компании Игорь Свенцицкий, было бы странно не начать активную работу, выйдя на рынок с хорошим брэндом, большими возможностями и при явной пассивности конкурентов. Но главную ставку компания делает на обслуживание корпоративных клиентов и долгосрочную аренду.

Обслуживая иностранных туристов, любая из прокатных компаний вынуждена считаться с сезонным характером этого бизнеса. Летом спрос многократно превышает предложение, зато зимой приходится перебиваться редкими заказами. Работа же и в нише обслуживания корпоративных клиентов позволяет нивелировать фактор сезонности. Норма прибыли здесь значительно меньше, но зато высока стабильность загрузки парка. Уже сейчас корпоративные клиенты обеспечивают около 25% заказов для "Космоса" и Biracs. Потенциально их доля может значительно превысить 50%.

Престиж напрокат

Хорошие перспективы долгосрочной аренды для корпоративного рынка обусловлены несколькими факторами. Первый и самый значимый: для того чтобы обзавестись автомобилем, предприятию необходимо иметь собственное автохозяйство. Для его открытия компания будет вынуждена помимо подготовки соответствующих документов и приказов взять на работу врача для контроля здоровья водителя и техника, который будет отвечать за техническое состояние выходящего в рейс автомобиля. Кроме того, фирма обязана поставить приобретенный автомобиль на учет в военкомате. Идти на такие жертвы из-за необходимости иметь всего одну-две машины многим не с руки.

В таких условиях 1500 долларов за месяц аренды Audi A6 многим не кажется слишком высокой платой. При этом сервисное обслуживание автомобиля, его ремонт и замена в случае поломки или ДТП становятся проблемой прокатной конторы. Не говоря о том, что на покупку Audi A6 надо единовременно вынуть из оборота компании 40 тыс. долларов.

Естественно, что на стадии становления рынка прокатных услуг основными их пользователями стали иностранные фирмы. Свой выбор иностранцы делают, в немалой степени ориентируясь на брэнд прокатчика, который гарантирует качество предложения, характеризующееся возрастом автомобилей, возможностью предоставить машины как с водителем, так и без него, перечнем дополнительных услуг - таких, как страхование или охрана.

Значительную роль при выборе прокатчика играет лимит страховой ответственности. Иностранные компании требуют, чтобы пассажиры были застрахованы не менее чем на 100 тыс. долларов. Значение приобретают такие характеристики прокатной конторы, как способность выставить одновременно десяток одинаковых представительских автомобилей для встречи делегации из аэропорта, когда никого нельзя обидеть, предложив одному гостю Audi, а другому - Opel.

Да и брэнд с ним

По словам Юлии Швейкиной из компании Biracs, теперь рынок Петербурга заполнен и свободного места на нем больше нет. Свои традиционные каналы получения клиентов ни одна компания отдавать не собирается, а за новых будет вестись тяжелая бескомпромиссная борьба. Ясно, что в такой битве за потребителя особое значение имеет раскрученный международный брэнд прокатной конторы. Широкая сеть представительств по всей Европе или Америке привязывает клиентов к одному брэнду, гарантируя не только одинаково высокий уровень сервиса, но и дополнительные услуги. Преимуществом является уже сама возможность забронировать автомобиль в стране назначения. Только на одной брони офис зарабатывает 7-8 долларов с клиента. В Москве бронирование приносит неплохой доход благодаря большому числу обращений - около 150-200 в месяц. В Петербурге поток клиентов пока значительно меньше - в обычный месяц в Hertz и Europcar за бронью вряд ли обращаются больше двух десятков клиентов.

Теоретически в Петербурге еще свободны лицензии международных сетей Avis и Budget. Avis уже начинал работу в Петербурге и лишь недавно разорвал отношения с местным партнером. Главным претендентом на лицензию Avis некоторые участники рынка называют компанию "Рольф". Отсутствие же Budget в Петербурге, по непроверенным данным, объясняется корпоративными соглашениями о разделе рынка московских агентств.

В компаниях, несущих международные брэнды, как правило, услуги обладают высокой стоимостью, приближающейся к ценам в других странах, а нередко и превышающей их. Тем не менее в компании Biracs нам сообщили, что в ближайшее время добиваться международной лицензии не собираются. Точно так же, как не спешат присоединяться к международным сетям и в компании "Космос". По словам ее генерального директора Владимира Кожевникова, у него на столе уже некоторое время лежит предложение от немецкой сети SIXT.

Осторожность российских прокатчиков можно понять, ведь иностранные компании предъявляют к своим франчайзинговым сетям очень высокие требования. В первую очередь это касается парка автомобилей. Машины, работающие под международным брэндом, не должны быть старше трех лет. Зачастую парк автомобилей должен быть еще и определенных марок. Компания "Космос" принципиально покупает машины старше трех лет, делая исключение только для автобусов. Таким образом, для того чтобы вступить в сети, обеим компаниям придется кардинально обновить парк, понеся при этом существенные затраты. Тем более что новые авто за три года эксплуатации больше теряют в цене, чем трехлетние. Правда, при эксплуатации парка автомобилей одной марки все обходится значительно дешевле. Тем не менее уже сейчас перед российскими прокатчиками стоит серьезный выбор: либо присоединиться к известным международным сетям, либо сосредоточиться на предоставлении услуги частным клиентам, где в настоящее время рынка практически нет, а значит, его придется раскручивать с нуля.

Санкт-Петербург