Без денег

Успех региональной инвестиционной политики все больше зависит от усилий властей в институциональной сфере

Инвестиционная политика региональных властей на основе предоставления разного рода льгот, в том числе налоговых, уходит в прошлое. Возможности раздавать льготы у властей сокращаются, и в предпринимательской среде укрепляется мнение, что льготы, на круг, приносят больше вреда, чем пользы. На первый план выходят другие приоритеты - вообще не связанные с государственными финансами. Роль властей в привлечении инвестиций не уменьшается, но заметно меняется потребность в характере их деятельности. От чиновников все больше ждут усилий институционального характера.

Неважно

В обществе бытует убеждение, что главным инструментом инвестиционной политики является налоговое регулирование. И потому наиболее привлекательны те регионы, где налоги ниже, а льготы инвесторам больше. Именно поэтому, считают многие, инвесторы предпочитают Ленинградскую и Новгородскую области другим регионам Северо-Запада.

С такой точки зрения проводимая в последние годы федеральным центром политика в бюджетно-финансовой сфере, все больше уменьшающая возможности региональных властей регулировать налоги, подрывает основы инвестиционной политики. Особенно сильные изменения произошли в течение последнего года: с 2002 года субъекты Федерации лишены права уменьшать свою часть ставки (16,5%) налога на прибыль более чем на 4%, а табачные акцизы с 2003 года будут полностью поступать в федеральный бюджет. В результате, по оценке комитета финансов администрации Санкт-Петербурга, доля доходов, регулируемых региональным законодательством, в общем объеме городского бюджета сократилась с 24-22% в 90-е годы до 17% в настоящее время.

Оказывается, однако, что все эти фискальные игры не так уж и важны. Во-первых, федеральные ограничения легко обойти, если переориентироваться с Налогового кодекса на Бюджетный и вместо налоговых льгот предоставлять бюджетные субсидии. Воспользовавшись этой возможностью, правительство Ленобласти, например, намерено с 2003 года полностью компенсировать инвесторам затраты на уплату региональной части налога на прибыль путем предоставления им бюджетных субсидий. А создаваемые федералами дыры в региональных бюджетах (с учетом механизмов их компенсации) не настолько велики, чтобы фатально испортить экономическую политику. Во всяком случае, вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас уверенно заявляет: "Можно констатировать, что действия федеральной власти не станут для нас ограничением по сохранению и развитию благоприятного инвестиционного климата в Ленобласти".

Во-вторых, для создания в регионе благоприятного экономического климата налоговые, как и вообще фискальные, рычаги становятся все менее важными. На первый план выходят совсем другие инструменты.

Помощь, но не льготы

Чтобы правильно расставить приоритеты, Григорий Двас советует рассуждать следующим образом. Для инвестора принципиально важно сочетание двух факторов: рентабельности вложенных средств и минимизации рисков. Для конкретных проектов значение каждого из этих факторов может быть разным. Скажем, если взять проекты, связанные с деревопереработкой, решающим фактором для инвестора является наличие доступного и конкурентного по цене сырья. Если у него нет такого сырья, то никакие льготы не помогут. По этой же причине, как считает заместитель председателя правления Промышленно-строительного банка (ПСБ) Владимир Бланк, курирующий вопросы развития бизнеса на Северо-Западе (в недавнем прошлом - вице-губернатор по экономике Псковской области), компания Cadberry никогда бы не построила завод в Псковской области, поскольку в ее интересах - размещать предприятия в максимальной близости от рынков сбыта, чтобы нести минимальные транспортные затраты. И потому завод закономерно появился в Новгородской области, между двумя огромными потребительскими рынками - Петербургом и Москвой.

Для многих других проектов основное - стоимость земельного участка (в том числе инженерной его подготовки). Принципиально важны возможность обеспечить новое производство рабочими руками, стабильность энергоснабжения и его цена. А также, конечно, степень жесткости и количество административных барьеров. Разумеется, важен и налоговый режим, однако наличие налоговых льгот в таком контексте очень редко фигурирует как главный аргумент. Хотя для разных проектов с учетом особенностей данного региона значение каждого из этих факторов может быть различным по своему весовому коэффициенту, в среднем их иерархия соответствует тому порядку, в котором они перечислены выше. Из этого и должна, по мнению специалистов, исходить власть при распределении своих усилий.

Ключевой фактор

Во всех регионах власти должны всерьез заняться инженерной подготовкой территорий. "Из всех мер поддержки инвесторов, находящихся в компетенции региональных властей, ключевым сейчас должно стать инфраструктурное обслуживание", - уверен генеральный директор Калининградского консалтингового центра "Бизнес-Эксперт" Георгий Дыханов. Весьма полезным тут, по мнению Владимира Бланка, может быть механизм компенсации инвестору инфраструктурных затрат: "Региональная власть может либо финансировать из бюджета создание необходимой инфраструктуры на отведенных под инвестпроекты земельных участках, либо, наоборот, выкупать у инвестора построенные им инфраструктурные объекты". Возможен, конечно, и чисто рыночный подход, при котором проблема отдается на откуп профессиональным девелоперам - они за свои деньги готовят территории, а потом продают их инвесторам. Как подчеркивает Владимир Бланк, компенсация инфраструктурных затрат хороша еще тем, что "не нарушает, в отличие от налоговых льгот, общих правил игры - налоги, я убежден, должны быть равными для всех".

Идея равенства условий и отсутствия каких-либо привилегий все больше овладевает умами предпринимателей. Так, они особо подчеркивают, что предоставление инвесторам земельных участков, объектов недвижимости и т.д., находящихся в госсобственности, не должно предусматривать каких-либо льгот. Это позволит избежать нарушения условий равной конкуренции, а также в какой-то мере защитит инвесторов от главного порока власти - коррупции. Эти же соображения относятся и к идее "сопровождения приоритетных инвестиционных проектов" чиновниками администраций.

Желание работать

Немного по-другому видят сейчас эксперты и проблему административных барьеров. "Наша страна живет не столько правом, сколько феодальными понятиями, - говорит эксперт "Леонтьевского центра" Лев Савулькин. - У региональных властей масса возможностей договариваться с федеральными структурами на своей территории. От воли губернатора во многом зависит стиль поведения и пожарников, и СЭС, и налоговиков, и налоговых полицейских, и других контрольно-разрешительных ведомств. Если губернатор действительно захочет, все они будут вести себя цивилизованно". Практика Новгородской и Ленинградской областей подтверждает мнение специалиста.

Значительно повысилась в глазах экспертов роль информационной политики властей, в том числе пиар-активности по cозданию благоприятного имиджа своего региона. "Чтобы понять, насколько это важно, достаточно проанализировать опыт Новгородской области, - комментирует зампред ПСБ. - Все говорят о новгородском чуде, хотя в Ленинградскую область привлекается на порядок больше инвестиций, а в Псковскую область - лишь немногим меньше, чем в Новгород". В городе Великие Луки, продолжает Владимир Бланк, за последние 5 лет создано почти столько же предприятий с итальянским капиталом, сколько в Ленобласти и Петербурге, "но о великолукском (псковском) итальянском инвестиционном чуде никто не говорит, что, видимо, можно признать недостатком информационной политики Псковской области".

Самвел Аветисян, директор по маркетингу компании " ТИНЬКОФФ", работающей в разных регионах России, считает важнейшей причиной, тормозящей привлечение инвестиций, то обстоятельство, что "региональные власти не видят в бизнес-сообществе своих партнеров, единомышленников и лишь периодически вспоминают о нем перед избирательными кампаниями".

Экономический климат в регионе зависит от осмысленного поведения местных властей в гораздо большей степени, чем они зачастую пытаются представить (и потому благорасположение чиновников к инвесторам следует считать главным из субъективных факторов инвестиционной привлекательности региона). Ссылками на "объективные препятствия" (федеральное законодательство, ограничения федеральных органов и т.п.) власти многих регионов просто прикрывают свое неумение и нежелание работать. В этом смысле показательно высказывание одного крупного бизнесмена по поводу причин различия предпринимательского климата в разных регионах: "Если сравнить Москву, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, то в Москве проще всего: даешь деньги чиновникам, и они делают. В Ленобласти не просят денег, но делают. А в Санкт-Петербурге даешь деньги, но не знаешь - сделают или нет. И никакого прогресса в Питере я не вижу - здесь даже за деньги не хотят работать".

Санкт-Петербург