Ненужные капиталы

Региональные власти не заинтересованы в притоке инвестиций, которые им трудно контролировать

Опрос представителей администраций и бизнеса ряда регионов Северо-Запада подтвердил нашу гипотезу о том, что налоговые льготы не имеют решающего значения для инвестиционного процесса. Инвесторам мешают главным образом другие проблемы, первопричину которых генеральный директор Калининградского консалтингового центра "Бизнес-Эксперт" Георгий Дыханов определил так: "Лоббистский принцип построения экономических отношений, имеющий мало общего с долгосрочными интересами населения и бизнеса".

Региональные власти оказывают поддержку избранным инвесторам, с которыми им удалось найти общий язык и чью деятельность они могут контролировать (не только, впрочем, в своих интересах, но и в интересах своей территории). Так, в одном из регионов предприниматели в беседе с корреспондентом "Эксперта С-З" заявили: "Без ведома этого вице-губернатора в области не совершается ни одна сделка".

В притоке же массовых инвестиций региональные власти (даже власти почти столичного Петербурга), по большому счету, не заинтересованы, и в чем-то он их даже пугает, так как создает угрозу снижения их контроля над феодальной вотчиной. Именно поэтому так мало регионов, где создается инфраструктура, появляются механизмы "одного окна" и прочие составляющие нормального инвестиционного процесса.

Карельская репутация

Отмена права регионов предоставлять льготу по налогу на прибыль на ситуации в Карелии не отразилась: власти применяли эту льготу крайне редко, и поэтому ее потерю в республике не заметили. По мнению лидера республиканского отделения "Яблока" Александра Чаженгина, куда большее значение, чем любые льготы, имело бы упрощение доступа к природным ресурсам: "Пока же стороннему инвестору крайне трудно, порой невозможно получить в пользование, например, лесной участок, поскольку республиканская власть отдает явное предпочтение традиционным пользователям угодий - местным леспромхозам, хотя во многих случаях они используют лесной ресурс Карелии крайне неэффективно".

Также, по мнению Чаженгина, весомый фактор - наличие относительно свободного доступа к региональной промышленной собственности, а с этой точки зрения у Карелии сформировалась плохая репутация. Даже если инвестор покупает в Карелии негосударственные предприятия, он вынужден согласовывать покупку с республиканским правительством. При этом правительство, как правило, обременяет сделку целым рядом условий. Яркий пример - история приобретения банком " МЕНАТЕП" Питкярантского целлюлозного завода. Власти "разрешили" купить завод при условии активной поддержки банком социальной сферы республики. По мере работы "МЕНАТЕПа" в республике, от него требовали все больших социальных вложений, а когда банк начал "упрямиться", ему пришлось уйти с территории Карелии, продав контрольный пакет завода югославской компании. Широко известно и бегство из республики шведского концерна AssiDoman, который в какой-то момент не устроил власти субъекта РФ.

С оценками "Яблока" во многом согласны республиканские бизнесмены: "Люди, которые приходят в регион с деньгами, не нуждаются в начальниках", - подчеркивает президент производственного объединения "Карелнеруд" Вячеслав Смородин, а директор по экономике и финансам компании "Карельский окатыш" Евгений Ромашин говорит о необходимости срочно снижать социальную нагрузку на предприятия. "Если это сделать, инвестиционная привлекательность региона заметно возрастет", - считает он.

По словам нового министра экономического развития Карелии Валерия Шлямина, в республике вскоре будут созданы условия для инвесторов, "близкие к тем, что существуют, к примеру, в Финляндии". Вместе с тем министр высказывается за то, чтобы правительство Карелии и впредь выступало в роли посредника между местными предприятиями и потенциальными инвесторами. Таким образом, главный вопрос - о "лояльности" бизнеса к региональной власти, и наоборот, не будет снят с повестки дня.

Игра в брэнд

Климат российского "инвестиционного рая" - Новгородской области - слегка испортился. Помимо отмены льготы по налогу на прибыль предприниматели, работающие на экспорт, отмечают и усложнение таможенных правил. Но работу местной администрации в целом они считают правильной. "Новгородская область несмотря ни на что остается очень привлекательной для инвесторов территорией, - утверждает директор по продажам компании "Флайдерер - Чудово" Сергей Чернышов. - Ценно, например, что здесь за каждым крупным предприятием закреплен конкретный чиновник, который помогает ему преодолевать все административные барьеры. Эта "персональная" технология - ноу-хау Михаила Прусака, и оно работает".

Сам Михаил Прусак сказал корреспонденту "Эксперта С-З", что "когда главный рычаг - налоговые льготы - стал прерогативой центра, основным механизмом нашей инвестиционной политики становится брэнд "Великий Новгород". За восемь лет мы сумели заслужить доверие инвесторов, создать привлекательный имидж территории, и сейчас намерены максимально эффективно его использовать". Новгородская власть занялась укреплением своего брэнда: участвует в инвестиционных ярмарках, готовит широкую рекламную кампанию области, активно приглашает иностранные делегации.

Новгород может сосредоточиться на работе с брэндом еще и потому, что все прочие предпосылки инвестиционного успеха им уже созданы. Имеется фонд страхования инвестора от форс-мажорных обстоятельств, возникающих по вине региональных властей. Сформирован земельный кадастр, и на его основе создаются каталоги, систематизирующие пригодные для вложения инвестиций объекты - от пустых площадок до производственных помещений с готовой инфраструктурой. "Такие каталоги уже сделаны по Новгородскому и Чудовскому районам, а в ближайшее время специалисты начнут работать в Старорусском и Валдайском районах", - отмечает председатель экономического комитета администрации области Арнольд Шалмуев.

Ставка на связи

После трех лет непрерывного роста инвестиций в экономику Калининградской области отмечен провал: в первом полугодии 2002 года в регионе было привлечено на 36,6% меньше, чем в аналогичный период 2001 года. Причин этого, по оценкам менеджера проектов института "Восток - Запад" Артура Усанова, несколько: нестабильность федерального законодательства в отношении ОЭЗ (особой экономической зоны, действующей в Калининграде), неясное будущее эксклава в связи с расширением Евросоюза на восток и, конечно, отмена части налоговых льгот. Впрочем, главная, пожалуй, причина - застарелые пороки инвестиционного климата области, которые не лечились годами.

Один из важнейших изъянов - кризис доверия инвесторов к региональной власти, сложившийся в конце 1990-х годов, после скандальной истории с кредитом Dresdener Bank. Кредит был взят еще при Леониде Горбенко для реализации инвестиционных проектов под гарантии областного бюджета и, можно сказать, исчез в тумане. Возвращен он не был, а невнятная позиция нынешней администрации (то собирается его обслуживать, то нет) портит имидж области в глазах инвесторов, особенно - иностранных.

Кроме того, зарубежные эксперты не раз отмечали, что для региона, со всех сторон окруженного иностранными государствами, особенно важно создавать механизмы, облегчающие работу на его территории внешних партнеров: обеспечить упрощенный визовый режим для въезда в российский эксклав иностранных предпринимателей, открывать консульства. Однако ни такого режима, ни консульств в Калининграде до сих пор нет, хотя, как считает Артур Усанов, администрация может неформально повлиять на этот процесс: "В данный момент в Калининграде готовится к открытию консульство Швеции, и я не вижу, чтобы власти оказывали шведам какую-то поддержку - в виде подбора помещений, упрощения бюрократической волокиты и так далее".

Другие существенные проблемы эксклава аналогичны тем, что существуют в большинстве российских регионов: "В регионе слишком запутанны процедуры регистрации и лицензирования предприятий, - говорит Георгий Дыханов, - нет четкого регламента, какую информацию должны предоставлять инвесторы в органы власти, сложна и запутанна процедура получения инвестиционных льгот и отсутствуют механизмы контроля за их использованием. Словом, так называемое институциональное регулирование инвестиционной деятельности - неэффективно".

Впрочем, по словам первого заместителя председателя комитета по доходам и инвестициям областной администрации Сергея Белянина, власти собираются предпринять активные действия как раз в "институциональном" плане: внедрить технологию "одного окна", создать единую базу данных инвестиционных проектов, где будут обозначены все площадки, "пригодные" для вложения средств, условия инвестирования в тот или иной объект, а также базу данных потенциальных инвесторов.

Долой гигантоманию

Основной инвестиционный потенциал Архангельской области связан с ее природными ресурсами - лесом, нефтью, бокситами, алмазами и т.д. Однако достаточных возможностей по эффективному освоению этих ресурсов не создано. Так, по словам руководителя департамента маркетинга ОАО "Архбум" Дмитрия Купоросова, "в регионе слабо развита инфраструктура, обеспечивающая основной бизнес, и прежде всего это касается лесной отрасли: бизнес сталкивается с острой нехваткой лесовозных дорог". Соответственно, усилия власти, как считает представитель "Архбума", должны быть сосредоточены в ближайшее время на развитии инфраструктуры и "передаче прав на использование ресурсов на долгосрочной основе - естественно, с жестким контролем", что будет побуждать бизнес создавать инфраструктуру самостоятельно. Для стимулирования бизнеса также необходимо избавить его от части социальной нагрузки, которая в регионе, по оценкам многих предпринимателей, чрезмерна.

Еще одним недостатком инвестиционной политики области является, как считает Дмитрий Купоросов, "слишком высокое внимание власти к грандиозным знаковым инвестиционным проектам и недостаточное содействие средним и малым, а именно здесь и следовало бы приложить максимум усилий". Впрочем, сами региональные власти согласны с тем, что надо переносить акценты на работу с большим количеством небольших проектов: принимаемые сейчас регионом бюджет и программы развития на следующий год во многом нацелены именно на поддержку малого и среднего бизнеса.

Слишком много инвесторов

Ленинградская область - уникальный регион: там практически нет проблем с привлечением инвестиций, и именно это становится главной проблемой. Приход инвесторов оказался таким массовым, что в области возник острый дефицит площадок, которые можно предложить. "Все хотят строить на трассах Выборг - Петербург и Петербург - Москва, а также на нескольких примыкающих к Петербургу участках во Всеволожском, Тосненском и Ломоносовском районах, - констатирует вице-губернатор области Григорий Двас, - но именно там подготовленных площадок практически не осталось". В результате инвестор порой стоит перед выбором: брать подготовленную площадку за 100 км от Петербурга или в 5 км от Новгорода? И, даже несмотря на более благоприятный налоговый климат в Ленобласти, многие выбирают Новгород.

Региональные власти надеются решить эту проблему путем реализации масштабной программы инженерной подготовки территорий. За ближайшие два года планируется создать 16 новых промышленных зон - больших участков, на каждом из которых расположится несколько предприятий. Примечательно, что подготовкой займется не сама Ленобласть на бюджетные деньги, а профессиональные девелоперы. Они же будут привлекать на созданные территории инвесторов. Таким образом, регион отдал развитие инфраструктуры на откуп частному бизнесу, и Григорий Двас не сомневается, что это приведет к успеху.

Опыт области подтверждает высказывания многих экспертов о том, что региональной власти важно найти консенсус с широкими слоями бизнеса, научиться соблюдать его интересы, и этого для развития инвестиционного процесса будет достаточно. Дальше - одни инвесторы будут создавать условия для прихода других.

Санкт-Петербург — Новгород — Петрозаводск — Калининград