Всех не вылечат

Спецвыпуск
Москва, 25.11.2002
«Эксперт Северо-Запад» №44 (105)
Региональный рынок добровольного медицинского страхования рискует оказаться в состоянии стагнации

Рынок услуг по добровольному медицинскому страхованию (ДМС), будучи одним из наиболее развитых сегментов регионального страхового рынка, рискует оказаться в состоянии стагнации. На эту опасность указывают и результаты деятельности страховых компаний по ДМС, и суждения самих страховщиков относительно текущего положения дел на рынке и его перспектив.

В трех координатах

Региональный рынок добровольного медицинского страхования представлен на сегодня почти двумя десятками страховых компаний, крупнейшие из которых перечислены в таблицах. Лидеры успешно оперируют не только в Петербурге, но и в других региональных центрах Северо-Запада.

Страховые компании, предлагающие услуги добровольного медицинского страхования, можно подразделить на три группы. Одна из них - страховщики, осваивающие рынок ДМС на базе опыта в проведении обязательного медицинского страхования (ОМС). Наряду с очевидными преимуществами подобные компании сталкиваются в своем развитии и с рядом субъективных трудностей: все-таки сейчас ДМС и ОМС - это виды бизнеса с очень разными текущими целями и задачами, предъявляющими различные требования к руководителям и специалистам.

Другая группа участников рынка ДМС - страховщики, аффилированные с финансово-промышленными группами. Как правило, маркетинговые интересы подобных компаний сосредоточены внутри "материнской" корпорации. Впрочем, в последнее время ситуация стала несколько меняться, что, однако, пока не оказывает существенного влияния на рынок ДМС.

Третья - возможно, не самая многочисленная, но, пожалуй, самая успешная группа игроков на рынке ДМС - рыночные компании, избравшие добровольное медицинское страхование зоной своих стратегических интересов. Развитие конкуренции неизбежно вывело именно их на лидирующие позиции на региональном рынке.

На сегодня можно утверждать, что лидерский пул на региональном рынке добровольного медицинского страхования сформировался. Лишь экстраординарные внешние воздействия - поглощения либо существенные инвестиции - могут позволить страховой компании, не имеющей серьезного опыта на рынке ДМС, поколебать позиции лидеров.

Пугающее однообразие

В течение последних лет региональный рынок ДМС демонстрировал впечатляющий рост, стабильно опережая среднеотраслевые показатели. Однако, следуя трендам национального рынка, темпы реального роста снизились с 80% в 2000 году до 25% в первом полугодии 2002 года. Причины снижения темпов роста объемов собираемой страховой премии следует искать в первую очередь в замедлении роста национальной экономики и снижении инвестиционной активности российских предприятий, а также в не слишком "дружелюбной" по отношению к ДМС системе налогообложения предприятий и граждан.

Впрочем, наблюдаемая динамика порождается не только факторами внешней среды. Рынок услуг по добровольному медицинскому страхованию в большой, если не в определяющей, степени зависит от системы отношений с поставщиками. Ими для страховых компаний, работающих в этом сегменте, являются медицинские учреждения.

Рынок медицинских услуг (за исключением, пожалуй, стоматологических), по оценкам специалистов, практически не является конкурентным: спрос намного превышает предложение. Это позволяет медучреждениям в большой степени диктовать страховщикам и цены, и условия сотрудничества. А значит - влиять на динамику регионального рынка ДМС.

В оценке конкурентной среды на самом региональном рынке услуг по добровольному медицинскому страхованию страховщики продемонстрировали единство. Небольшое количество жестко конкурирующих на рынке компаний предлагают весьма схожие страховые программы по сопоставимым тарифам. Подобная ситуация, по мнению специалистов, переводит конкуренцию в сферу качества околомедицинского сервиса и иных элементов инфраструктуры ДМС.

Характерно, что никто из опрошенных не назвал низкие тарифы в числе ключевых факторов успеха на рынке: среди особо значимых чаще всего упоминались квалификация персонала, имидж компании, инфраструктура ДМС и качество предлагаемых медицинских услуг. Отметим, что все перечисленные аспекты относятся к "производственным" - очевидно, успешные продажи планируется осуществлять исключительно за счет имиджа и рекламы. Такая стратегия может быть успешной при работе с крупными корпоративными клиентами, но не с частным потребителем.

Охота на корпорации

Анализ статистических данных указывает на заметный рост числа застрахованных по отдельному договору ДМС, а также на рост его стоимости. Иначе говоря, вся описанная жесткая конкуренция сосредоточена на относительно небольшом количестве крупных корпоративных клиентов. Мелкие и средние предприятия, а также частные лица пока остаются практически не охваченными добровольным медицинским страхованием.

В целом эффективность подобного подхода, с точки зрения возможного расширения клиентской базы страховой компании и устойчивости ее клиентского портфеля, вызывает определенные сомнения. В том числе и потому, что развитие инфраструктуры требует существенных инвестиционных вливаний. Заметно больших, чем, к примеру, диверсификация ассортимента страховых продуктов или концентрация маркетинговых усилий на какой-либо специфической группе потребителей. Тогда как сегодня ДМС не относится к числу наиболее прибыльных сегментов страхового рынка. За последние полтора года текущий уровень выплат вырос более чем в полтора раза - с 41,5 до 65,8%, с прогнозом к дальнейшему повышению. Такое положение дел едва ли устраивает акционеров страховых компаний.

Вообще, давление акционеров, имеющее своей целью максимизацию финансового результата, - явление для страхового рынка относительно новое. До последнего времени акционеры в основном видели страховую компанию как инструмент контроля финансовых потоков и снижения налоговых издержек. В результате прошедших в последние годы изменений структуры собственности на страховом рынке отношение к страховщикам изменилось. Новые акционеры видят свою собственность скорее как объект вложений на инвестиционной основе. А значит - требуют прибыли. Эти требования находят отражение в рыночных стратегиях страховых компаний: все чаще можно слышать об уходе страховщиков из "непривлекательных" сегментов и о концентрации усилий на немногих наиболее прибыльных.

Таким образом, на данном этапе рынок ДМС не оправдывает инвестиций в материальную инфраструктуру. В рамках избранной большинством игроков регионального рынка стратегии выход один - рост тарифов. Специалисты страховых компаний почти единогласно оценивают нынешние тарифы на услуги ДМС как невысокие и уверенно прогнозируют их существенное увеличение. За этим прогнозом, очевидно, стоит предположение, что рынок неэластичен по цене: мелкие и средние предприятия не покупают полисы ДМС и сегодня - по существующим ценам, а крупные корпоративные клиенты могут себе позволить заплатить и больше. А значит, услуги добровольного медицинского страхования едва ли в обозримом будущем станут доступными широким слоям населения.

Не то предложение

Так получается, что страховщики фактически сами ограничивают рынок сбыта своих услуг. Замедление экономического роста не позволяет рассчитывать, что заметное увеличение числа застрахованных граждан произойдет само собой. Однако можно утверждать, что имеются социально-экономические предпосылки высокой востребованности услуг по добровольному медицинскому страхованию. К таковым прежде всего можно отнести деградацию системы обязательного медицинского страхования.

Спрос на добровольное медицинское страхование есть не что иное, как выражение растущей потребности граждан в спокойствии и уверенности в завтрашнем дне. И отказ от приобретения страхового полиса потенциальным потребителем - это лишь свидетельство отсутствия возможности сделать это. Задача страховых компаний - предложить гражданам такие страховые продукты, которые позволяли бы удовлетворить эту потребность в рамках их возможностей.

Нельзя сказать, что страховые фирмы, работающие на региональном страховом рынке, не предпринимают никаких усилий в этом направлении. Можно выделить три основные группы страховых продуктов из числа недорогих либо ориентированных на специфические группы застрахованных. Одна из них нацелена на дородовое наблюдение и страхование детей первого года жизни. Другая - на оказание экстренной помощи при несчастном случае, например при ДТП. Наиболее интересными и наименее распространенными из этого ряда программ представляются те, которые включают консультации, профилактические мероприятия, возможность вызова врача на дом или обращения к терапевту и оформления больничного листа в платной амбулатории. Годовая стоимость полиса по таким программам не превышает 100 долларов.

Базовые же страховые программы, как уже упоминалось, мало чем различаются у разных страховых компаний. Основной пакет услуг включает амбулаторную помощь, экстренную/плановую госпитализацию, стоматологические услуги (кроме протезирования). К числу более дорогих можно отнести программы, в рамках которых застрахованные выбирают личного/семейного врача. В целом ассортимент программ ДМС, предлагаемых на региональном рынке, за последние годы расширился несущественно и стандартизировался. Унифицировались и требования к базовой околомедицинской инфраструктуре.

Санкт-Петербург

Данные таблиц: соб. инф.

Годовая программа для семьи из четырех человек: родители 35 лет и двое детей школьного возраста
Годовая качественная амбулаторно-стационарная программа для пяти сотрудников фирмы и членов их семей
Договоры ОМС с предприятиями, 2001 г.
Страхование корпоративных клиентов, ДМС, I полугодие 2002 г.
Страхование физических лиц, ДМС, I полугодие 2002 г.
Добровольное медицинское страхование, Санкт-Петербург, I полугодие 2002 г.

Новости партнеров

Реклама