Кандидатская шарада

22 декабря Литва начнет выбирать третьего президента

Первый тур выборов, судя по расстановке сил, не определит нового президента Литвы - все решится во втором туре. 22 декабря одновременно с президентскими состоятся и муниципальные выборы (решение об объединении было принято, чтобы сэкономить средства).

"Парад клоунов"

Один известный член литовского сейма назвал нынешние выборы "парадом клоунов". И небезосновательно, в прямом и переносном смысле. В прямом - поскольку в составе претендентов есть и клоун - редактор и актер популярного комического шоу Dviraciu sou Витаутас Шеренас. В переносном - потому что уж очень несерьезно выглядит нынешняя кампания, в которой участвует аж 17 кандидатов в президенты (до отбора их было 20). На это можно было бы и не обращать внимания, если бы не сенсационный успех Шеренаса, который, согласно рейтингам, вышел на четвертое место. И литовские политологи теперь ломают головы над феноменом "шутовства" в политике: на памяти у них и история с уличным "вождем бедноты" Витаутасом Шустаускасом, ставшим пару лет назад мэром Каунаса, затем членом сейма, а сегодня также баллотирующимся в президенты.

Другой особенностью предстоящих выборов является существенная перетасовка реальных кандидатов. Например, среди лидеров числятся представители партий либо совсем недавно возникших (соцлибералы, независимые либералы), либо прежде малозаметных (либералы), зато вовсе не участвует одна из самых прежде весомых политических сил - Консервативная партия Витаутаса Ландсбергиса. Афера по передаче управления Mazeikiu nafta (крупнейшего в Литве приватизированного объекта) американской компании Williams нанесла столь сильный удар по авторитету консерваторов, что они предпочли не высовываться. Все это создает редкостную непредсказуемость нынешней избирательной кампании, течение которой отмечено резкими и хаотическими перепадами рейтингов.

Претендент

Тем не менее основные фигуры можно выделить. Прежде всего это нынешний президент Валдас Адамкус - единственный из кандидатов, который в социологических опросах стабильно занимает первое место по популярности. Почти никто из политологов не сомневается, что у него будет самый высокий результат, в то же время мало кто надеется, что Адамкус сможет победить уже в первом туре (то есть получить свыше 50% голосов).

Те же опросы позволяют судить и о том, на чем зиждится авторитет Адамкуса. Прежде всего в действующем президенте обывателю импонирует его представительность - эдакий поджарый, элегантный "американский дядюшка", непринужденно общающийся с западными политиками. Он не замешан в коррупционных скандалах и старательно дистанцируется от какой-либо определенной политической группировки. Вместе с тем Адамкус не скрывает своих симпатий к правому флангу и в своей "новой политике", сформулированной в послании сейму два года назад, поставил цель объединить правых с центристами. Сейчас он с грустью констатирует, что цель эта не достигнута и, вопреки его замыслам, правая оппозиция расколота в еще большей степени, чем раньше. Стало быть, требуются новые усилия, чтобы выполнить поставленную задачу.

Безусловно, в лице Адамкуса Литва будет иметь твердого и активного "евроинтегранта". С главной задачи - успешно завершить процесс вхождения в НАТО и быстро "создать современные вооруженные силы" - начинается его предвыборная программа. Свою миссию он видит в стимулировании "общественной дискуссии", в ходе которой надобно убедить граждан, что интеграция с ЕС и НАТО - не для элиты, а для "простых людей". При этом Адамкус ратует "за открытую торговую политику ЕС и создание свободного торгового пространства между ЕС и Россией". Более Россия в программе не упоминается, разве что косвенно: "Будучи членом НАТО и ЕС, Литва будет поддерживать хорошие отношения с соседями, не принадлежащими этим альянсам".

Соперник...

Мало внимания связям с Россией уделяется и в программах других реальных претендентов на президентский пост. За разворот к экономическому и политическому сотрудничеству с Россией активно борется член сейма антинатовец Юлиус Весялка, но шансы на выборах у него практически нулевые. Но, например, у второго по значимости претендента - спикера сейма Артураса Паулаускаса она вообще не упоминается, говорится лишь, что необходимо "оценить и рационально использовать мост между Востоком и Западом и существенно улучшить условия для транзита".

Паулаускаса, с микроскопическим отставанием проигравшего Адамкусу на выборах 1997 года, несмотря на большие колебания его рейтинга, политологи держат в числе наиболее вероятных кандидатов во второй тур. Его искусство как политика заключается в способности создать и поддерживать универсальный имидж, позволяющий ему привлекать на свою сторону людей с диаметрально противоположными взглядами. Не в последнюю очередь эта его способность обеспечивается за счет гибридной идеологии его партии "Новый союз" - социал-либерализма, в котором совмещается несовместимое ("наша идеология простая и всем доступная: раскрепостить бизнес и вместе с тем не забывать о социально-острых проблемах"). Не случайно в его активе (наряду с ностальгирующими по социализму пенсионерами) оказался мультимиллионер русского происхождения Виктор Успаских, бывший газпромовский рабочий, ныне возглавляющий экономический комитет сейма. Успаских, чье личное состояние задекларировано в 60 млн литов, не только обеспечил мощную финансовую поддержку партии, но и сам, будучи президентом Литовской конфедерации работодателей, организовал настоящий поход предпринимателей во власть (в нынешнем сейме как никогда много людей из бизнеса).

В меру осторожный и гибкий Паулаускас, в случае победы, безусловно, будет проводить более "патриотичную" политику, нежели американизированный Адамкус, стараясь прежде всего поддерживать местный бизнес и дружить с соседями. Как бывший генпрокурор, особый акцент Паулаускас сделает на борьбу с преступностью и коррупцией.

...и остальные

О шансах остальных реальных претендентов (среди них следует упомянуть либерала Эугениюса Гентвиласа, либерального демократа Роландаса Паксаса, лидера "Новой демократии" Казимеру Прунскене, христианского демократа Казиса Бобялиса и социал-демократа Витяниса Андрюкайтиса) можно говорить с практически одинаковой долей вероятности. Они представляют весь политический спектр - от классического либерализма (Гентвилас) до левого уклона социал-демократии (Андрюкайтис). При этом в составе пятерки нет никого, кто мог бы позволить себе хоть какие-то колебания в политике евроинтеграции: все в прошлом году "повязали" себя верностью ее идее, подписав межпартийное соглашение. Но нет среди них и тех, кто настаивал бы на конфронтации с Россией, как это позволяли себе консерваторы.

Человеческий фактор

По мнению профессора-политолога Альгиса Крупавичюса, особенностью нынешней избирательной кампании является повальное смещение пропагандистского акцента с государства на человека (прежде бы сказали "на человеческий фактор"). Типичный образчик предвыборного лозунга (у Паулаускаса) - "Повернемся лицом к человеку" (лозунг прежних кампаний - "Литва - наша родина!"). При всей демагогичности он отражает потребность общества, занятого поиском "третьей силы".

И последнее: политологи обращают внимание на то, что Адамкус - слабый полемист и вполне может быстро растерять очки во втором туре, если конкурентам удастся навязать ему хотя бы парочку ярких раундов. Тут завалить его смогут многие, и любые сенсации возможны. Второй тур состоится спустя две недели после первого.

Вильнюс