В специальном интервью для журнала "Эксперт С-З" генеральный директор АО "Ленэнерго" Андрей Лихачев отвечает на критические замечания по плану реформирования своей компании и на пожелания заинтересованных сторон по внесению изменений в схему реформы.
- Главы муниципальных образований опасаются, что, потеряв статус перепродавца электроэнергии, а значит, и соответствующую скидку, их муниципальные предприятия не смогут нормально обслуживать свои сети.
- Совершенно очевидно, что наличие перепродавцов - это бич сегодняшней системы энергообеспечения. Общеизвестно, что почти все муниципальные перепродавцы в Петербурге и Ленобласти больны одной и той же болезнью - они исправно собирают деньги на оплату электроэнергии с потребителей, но только тратят их на что угодно, кроме разве что перечисления оплаты этой энергии производителю.
Когда же мы ставим вопрос об отключении, точнее - об ограничении подачи электроэнергии перепродавцам за неплатежи, то получаем в ответ слезы и рассуждения про огромную социальную значимость их предприятий. Даже если они не смогли получить деньги с какого-нибудь коммерческого предприятия или, что тоже не редкость, "простили" ему долг, аргументом станут снабжаемые по сетям перепродавца, скажем, жилые массивы. Жильцы которых в большинстве своем плату за свет вносят регулярно.
В целом ряде случаев не сбалансирована тарифная политика. И скидки для перепродавцов достигают половины стоимости электроэнергии, отпускаемой производителем. На практике это означает следующее. Транспортировка электроэнергии на десятки и сотни километров, в том числе по высоковольтным сетям, обходится "Ленэнерго" в 12 копеек с каждого киловатт-часа. А перепродавцы на транспорт энергии на несколько метров, в лучшем случае на несколько сотен метров, по их распределительным сетям закладывают затраты 30-40 копеек с киловатт-часа. В то время как состояние сетевого хозяйства у перепродавцов много хуже, чем состояние сетевого хозяйства "Ленэнерго", и это тоже ни для кого не секрет. А ведь тариф - это деньги потребителей. Возникает законный вопрос: куда же тогда деваются эти деньги?
Кроме того, крупная, эффективная компания, такая как "Ленэнерго", способна проводить реконструкцию и модернизацию своего хозяйства не за счет тарифных денег, не за счет кармана своего потребителя, а за счет привлечения инвестиций. Понятно, что перепродавцы не имеют возможности выхода на финансовые рынки и могут действовать только в рамках тарифа. Крупная компания более эффективна, чем мелкая.
Для того чтобы восстановить справедливость, предлагается ввести более объективную и прозрачную систему - не скидки для перепродавцов, а назначение сетевого тарифа за транспорт электроэнергии, который будет сопоставим для всех без исключения компаний, занимающихся транзитом энергии.
- Сотрудники администрации Ленобласти говорят о том, что хотели бы иметь отдельную сетевую и сбытовую компанию по области, в виде "дочек" образующихся структур. Насколько это было бы разумно?
- Если деятельность образующихся в результате реформы компаний будет экономически эффективной, частный бизнес устремится в этот сектор независимо от пожеланий чиновников. Появятся не одна и не две сбытовые компании, и зарегистрированы они будут в разных субъектах Федерации. То, где они будут регистрироваться, опять же зависит не от пожеланий властей, а от того, что эти власти сделают для подобного бизнеса, чем они привлекут его в определенный субъект Федерации.
Что касается сетевой компании, считаю, что это методологическая ошибка - настаивать на том, чтобы в каждом субъекте была непременно своя сетевая компания. Это лишит подобные компании целого ряда конкурентных преимуществ. Тех преимуществ, которые может иметь крупная межрегиональная компания. Если это будет предприятие исключительно одного региона, то, скорее всего, его развитие и модернизацию будут оплачивать жители исключительно этого региона и только из своего кармана. Если это будет большая компания, то жители возьмут на себя небольшую часть затрат, примерно одну седьмую, а шесть седьмых будут составлять частные инвестиции.
- Власти боятся, что акционеры будут вкладывать деньги прежде всего в те сети, которые сулят им большие прибыли. И пострадают потребители, получающие энергию от неперспективных сетей, модернизация которых стоит больших затрат, которые окупаться будут очень долго...
- Неправильно утверждать, что на первом месте стоит модернизация, но при этом считать наличие частной собственности, частных акционеров препятствием к ней. По поводу перспективных и неперспективных сетей скажу следующее. Такое противоречие в принципе не может возникнуть. Сегодня государственные органы назначают тариф, и государство диктует, что нужно построить на эти деньги. Но если появляется потребитель, имеющий личный проект, то оплачивать этот проект он должен сам.
- В администрации Петербурга не одобряют создание управляющей компании. Точнее, наделение ее функциями генерального директора генерирующей и сетевой компаний, а также включение в ее состав сбыта. Что вы можете им возразить?
- Неодобрение предложенного нами плана реформирования "Ленэнерго" могут высказывать только те чиновники администрации СПб, которые просто не разобрались еще в ситуации. Представители городской власти в один голос утверждают, что на переходном этапе реформирования важно сохранить управляемость, не снизить надежность и бесперебойность энергоснабжения. Но ведь именно с этой целью мы и предлагаем создание управляющей компании, которая будет управлять одновременно генерирующей и сбытовой компанией.
Сейчас в "Ленэнерго" одна бухгалтерия, один диспетчерский центр, единая информационная система. Нельзя все это в момент разделить, при этом не опасаясь за надежность энергоснабжения. Представьте - юридически компании уже разделились, формально уже не имеют друг к другу никакого отношения, но при этом еще не сформировалась бухгалтерия, еще не выстроена система обмена информацией, не выработаны способы принятия решений.
Кто-то хочет поставить эксперимент и одномоментно развести новые компании по разным углам? Я не могу себе позволить подобные эксперименты. И поэтому я настаиваю на необходимости существования управляющей компании. На переходном этапе, в течение определенного оговоренного срока. Одной из первейших задач такой компании будет постепенное формирование органов управления самостоятельных в будущем фирм, отработка их взаимодействия и скоординированности действий.
Что же касается передачи сбыта в сетевую кампанию, то совершенно очевидно, что такая методика означает приход к тому, от чего хотели уйти. Самое страшное, что есть в сегодняшнем монополизме, при создании подобной конструкции не удваивается, а удесятеряется. Вы получаете ситуацию, в которой ни один независимый производитель не получит доступа к потребителю.
Сетевая компания, которая где-то приобрела энергию, пусть не оптимальным образом, пусть дорогую, - подчеркиваю, не произвела сама, поскольку у нее нет генерации, а где-то купила, - сделает все, чтобы продавать только эту, купленную самостоятельно энергию. И не позволить кому-либо пропускать через свои сети энергию, которую продает не она. Это самый худший из всех возможных вариантов. При такой системе все будут пытаться продать энергию подороже. И самое плохое - они будут иметь такую возможность.
Себестоимость производства энергии может быть сколь угодно низкой, а продажная цена - сколь угодно высокой. А доход от продажи такой энергии сбытовик-сетевик поделит с производителем, который эту энергию ему продал. Фактически владелец сетей, если он еще и продавец энергии, может назначать любую цену, на него уже никто не влияет, поскольку он больше никого не пускает в сеть. Более того, он же будет диктовать и цену покупки, поскольку будет шантажировать производителя возможностью сменить поставщика. Схема совмещения транспорта и сбыта в одной структуре - это просто дорога в петлю.
- Как вы относитесь к желанию Смольного, чтобы сбытовая компания (управляющая) была зарегистрирована в Петербурге?
- Со стороны городской администрации подобных предложений я не слышал. Администрация СПб вообще сейчас оказалась в весьма неоднозначной ситуации - губернатор интуитивно понимает, что нужно реформу поддерживать, но люди, которые должны были бы ему помогать и профессионально готовить для него экспертные заключения, с этой задачей явно не справились. Они просто напрямую заявили на заседании городского правительства, что не готовы к обсуждению, и предложили перенести рассмотрение проекта реформирования.
Но наши акционеры не обязаны ждать, пока чиновники разберутся в вопросе. И тем более - спрашивать разрешения у недобросовестных чиновников, что им делать со своей собственностью. Другое дело, что мы по доброй воле пришли к руководству города, чтобы инициировать процесс рассмотрения нашего проекта. В первую очередь для того, чтобы помочь представителям городской власти выполнить свои обязательства перед жителями. А вместо этого они сказали: нет, мы потом когда-нибудь...
- Как вы относитесь к обвинению в политизированности?
- Какая политизированность? Найдите хоть один случай, когда кто-то из потребителей "Ленэнерго" был отключен по политическим мотивам. Это будет последний день моей работы в компании. Генеральный директор "Ленэнерго" не может быть политизирован. Он вне политики, потому что отвечает за жизнеобеспечение большого региона.
Однако человек, который занимает эту должность, не может не быть носителем определенных взглядов, потому что от его позиции в конце концов зависит нормальное существование миллионов потребителей. Ему не только не запрещено, а обязательно нужно размышлять на темы о политическом устройстве и экономических реалиях того региона, в котором он работает. И вообще, нельзя запретить человеку иметь собственное мнение.
Для представителей власти было бы более разумным периодически интересоваться взглядами на происходящее тех людей в городе, которые способны мыслить перспективно. Я говорю не только о себе, но и о многих других людях, на деле доказавших свое умение решать серьезные и порой крайне сложные вопросы. Однако представители сегодняшней петербургской власти, похоже, этого либо не умеют, либо боятся. И другим хотят запретить это делать. Но невозможно запретить человеку думать.
Наши противоречия носят объективный характер. И это не тот вопрос, который должен решать губернатор, фактически работая за свою администрацию. Есть профильный комитет, есть заместители губернатора, курирующие энергетику. Получается, что они ничего не делают, поэтому все приходится делать одному губернатору. И нет ничего удивительного в том, что, когда человек пытается сделать разом все, он делает это хуже, чем тот, кто должен специализироваться на каком-то одном вопросе.
Есть требования технологии, экономики предприятия, от которых никуда не денешься. Я знаю, что надо сделать для того, чтобы реформы прошли благополучно и принесли полезный результат. И этот путь - не через повышение тарифов. Нужен инвестиционный капитал, и я знаю, как его можно привлечь. Объективно, что многие действия нынешней администрации Петербурга ставят препоны на пути инвестиций. Страдает надежность, бесперебойность энергосистемы.
Я предлагаю, как сделать лучше. А мне в ответ: "Это политика". Я, без сомнения, имею свое мнение в отношении тех людей, которые работают в нынешней администрации. Поэтому, оставляя за губернатором безусловное право назначать людей себе в команду, я не могу не сказать о том, что мне с этими людьми даже разговаривать трудно. Какое может быть понимание, если эти люди мыслят плоско и не способны оценивать ситуацию с точки зрения существующих реалий. Это можно называть политикой или чем угодно, но от этого суть проблемы не изменится. Для меня это не политика, а в чистом виде технология, технология моей работы.
- Не вырастут ли тарифы из-за разделения компании?
- Не вырастут. Это бы произошло, если бы управляющая компания создавалась просто в дополнение к сегодняшней структуре. Но это не так - "Ленэнерго" разделяется по функциональному принципу. Затраты на управление и сейчас есть, и останутся такими же после разделения. Откуда же здесь рост затрат?
Правда, администрации Петербурга придется наконец предусмотреть в бюджете полный объем средств на оплату льгот населению. Если до этого времени "Ленэнерго" оплачивало энергию, потребляемую льготными категориями граждан, фактически из своего бюджета, то теперь администрацию в этом вопросе мы субсидировать не сможем.
В любом случае будем действовать в русле той логики, которую соблюдали в процессе подготовки реформы. Даже если наши акционеры предпочтут не принимать никаких юридически значимых действий по реорганизации нашей работы, мы все равно будем строить и развиваться. Реструктуризация началась после того, как "Ленэнерго" начало внедрять у себя отделение дивизионов для повышения эффективности. Мы и дальше будем следовать этой логике.
Санкт-Петербург