Нефтяной план

Превращение Мурманской области в сырьевой транспортный узел - самый перспективный путь ее развития

В конце минувшего года первые лица компаний " Сибнефть", " ЛУКОЙЛ", " ТНК" и " ЮКОС" подписали в Москве меморандум о создании нефтепроводной системы для транспортировки нефти через Мурманск. Толчком к сближению четырех крупнейших НК стало заявление США о намерении переключиться с ближневосточной нефти на российскую. Впрочем, "мурманский проект" не потеряет актуальности даже в том случае, если Америка откажется от своих намерений: Россия испытывает серьезный дефицит мощностей для экспорта нефти, который усиливается с каждым годом.

Стратегические интересы страны совпадают с интересами Мурманской области: для нее превращение в крупный транспортный узел - возможно, единственный путь решения накопившихся экономических проблем.

Укрощение дефицита

Тема русского нефтяного экспорта стала активно муссироваться в правительственных кругах Америки после налета исламских террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года. На саммите в Хьюстоне в октябре 2002 года представители США прямо выразили готовность отказаться от поставок из "протеррористской" Саудовской Аравии и покупать нефть в России. По приблизительным оценкам, освоение североамериканского рынка сулит России примерно 13,4 млрд долларов чистого дохода.

Безусловно, намерение США переключиться с южного сырья на северное пока выглядит далеко не окончательно. Во-первых, Штаты могут найти поставщиков альтернативного сырья за пределами России: так, активно ведется строительство нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, и нефтяные компании Азербайджана мечтают занять нишу на американском рынке. Во-вторых, ближневосточный конфликт может быть урегулирован и Америка вновь припадет к привычным аравийским скважинам. Однако важно отметить, что обострение конфликта между США и арабским миром - существенная, но не единственная причина, побудившая ведущие российские нефтяные компании начать первый в новейшей истории совместный проект.

Россия добывает в последние годы порядка 320-350 млн тонн нефти в год. На экспорт в прошлом году было отправлено 195 млн тонн нефти, и, по мнению самих промышленников, это далеко не предел: к примеру, Михаил Ходорковский прогнозирует увеличение российской нефтедобычи с 7 до 8-9 млн баррелей в сутки. Экспорт нефти и газа сдерживает неразвитость транспортной инфраструктуры. Ни трубопровод "Транснефти", ни задействованные в перевалке нефти порты (Туапсе, Приморск) не способны обеспечить необходимого объема транспортировки сырья. Через несколько лет дефицит экспортных мощностей составит 80 млн тонн в год. С этой точки зрения целесообразность "мурманского плана" нефтяного консорциума очевидна.

Контуры проекта

Скептики скажут, что меморандум сырьевых компаний мало значим - это еще не договор, а всего лишь слова, за которыми совсем не обязательно последует хоть один конкретный шаг. Однако похоже, что нефтяной консорциум настроен вполне серьезно - контуры реализации "мурманского плана" уже прорисованы.

В апреле нефтяники должны подписать декларацию о намерениях, на основе которой будут проработаны бюджет и схема финансирования проекта, а также долевое распределение акционерного капитала и условия допуска третьих лиц к транспортировке сырья по будущему трубопроводу. По предварительным данным, доли в концерне распределятся следующим образом: по 33% достанется "ЛУКОЙЛу" и ЮКОСу, остальное разделят между собой "ТНК" и "Сибнефть". В таких же пропорциях будут предоставлены права на прокачку нефти: ЮКОСу и "ЛУКОЙЛу" - по 20 млн тонн в год, двум "младшим партнерам" - по 10 млн тонн. Максимальная мощность трубопровода должна составить 80 млн тонн. Приступить к его строительству планируется в 2004 году, а ввести в действие - в 2007 году. Поскольку большая часть проходящего по трубе сырья будет поступать на рынки Западной Европы и Северной Америки, в Мурманской области намечено возвести нефтяной порт. Место для него пока точно не определено - он может быть построен в удаленных от населенных мест бухтах Мохнаткина Пахта, Лавна, Девкина Заводь или в акватории Мурманского морского торгового порта. У каждого из этих четырех мест есть общий несомненный плюс - незамерзающее море и большие глубины.

Сегодня рассматриваются два варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь - Ухта - Нюксеница - Мурманск протяженностью 3600 км и Западная Сибирь - Уса - Мурманск протяженностью 2500 км, часть которого пройдет по дну Белого моря. Первый, более длинный путь выглядит привлекательно с точки зрения загрузки будущего трубопровода: он пройдет не только по северной, но и по южной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Стоимость проекта, в зависимости от избранного маршрута, составит от 3,4 млрд до 4,5 млрд долларов США, срок окупаемости оценивается в 8 лет.

По данным пресс-служб компаний - участниц проекта, трубопроводный тариф по варианту Западная Сибирь - Ухта - Мурманск составит 24,1 доллара за тонну, а при транспортировке по дну Белого моря ограничится 19,7 доллара за тонну. И та, и другая цена сделает северные углеводороды вполне конкурентоспособными на мировом рынке.

ЮКОС рискует

В Мурманской области проект нефтяников воспринят с энтузиазмом. По мнению губернатора области Юрия Евдокимова, строительство трубопровода позволит "практически на четверть увеличить доходную базу областного бюджета, создать дополнительно от двух до шести тысяч рабочих мест". Впрочем, дело не только в налоговых поступлениях и рабочих местах - проект очень важен с точки зрения коррекции развития региональной экономики. "Наша задача - получить для Мурманской области новый вид деятельности, который необходим для ускорения темпов ее роста", - комментирует подписанный меморандум вице-губернатор области Владимир Мотлохов. Региональная экономика (о чем подробнее говорится в других материалах данного приложения) в 2002 году ощутимо забуксовала и, по имеющимся прогнозам, в ближайшее время стагнация продолжится. Крупные предприятия свертывают свои инвестиционные программы, и становится ясно, что ставка на активизацию освоения всевозможных полезных ископаемых мурманской земли не играет. Нужно делать новые ставки, и наиболее перспективная, по мнению экспертов, - как раз создание на территории региона крупного сырьевого транспортного узла. Исходя из этого, Мурманск занял по отношению к проекту "нефтяных королей" отнюдь не выжидательную позицию.

Летом 2002 года Заполярье посетили два заместителя министров - транспорта и топливной промышленности, которые на встрече с руководством области говорили о необходимости развития транспортного узла Кольского полуострова с прицелом на перегрузку нефти Арктического шельфа. Результатом переговоров стало создание координационного совета мурманского транспортного узла и рабочей группы под руководством Владимира Мотлохова. В состав группы вошли сотрудники администрации, портовики, моряки, железнодорожники. Как утверждает вице-губернатор, "главной нашей целью было доказать возможность и целесообразность экспорта северной нефти через Мурманск, что может повлечь за собой развитие других проектов, в том числе таких глобальных, как строительство нефтепровода. Мы сосчитали стоимость морской перевозки нефти в Северную Америку из Мурманска, исходя из длины такого маршрута, средних тарифов и портовых сборов в иностранных портах и на Суэцком канале". Расчеты показали, что северный маршрут много короче (всего 5800 миль), чем все существующие ныне маршруты из Европы, не говоря уж о транспортном пути из Персидского залива (12.800 миль), и использование танкеров дедвейтом свыше 100 тыс. тонн делает его экономически эффективным. "Грузовладелец долго не мог поверить в наши расчеты, - продолжает Владимир Мотлохов, - однако мы сумели доказать, что цена доставки из Мурманска вполне конкурентоспособна по сравнению с черноморским и балтийским путями, причем не только до портов США или Канады, но даже до Европы, и он решил рискнуть".

Уже в октябре минувшего года, через четыре месяца после начала работы над разработкой концепции транспортного узла, из Мурманского морского порта было отправлено первое судно с экспортной нефтью: танкер Moskow river водоизмещением 122 тыс. тонн взял курс на Роттердам. Схема, использованная при загрузке этого танкера, была применена в Кольском заливе впервые. Нефть на Moskow river перекачали с двух танкеров дедвейтом 50 тыс. и 60 тыс. тонн, доставивших ее из беломорского порта Витино. В витинские же резервуары сырая нефть, принадлежащая компании "ЮКОС", была привезена по железной дороге. В ноябре-декабре ЮКОС уже отправлял из Мурманского морского порта по 300 тыс. тонн нефти в месяц. В наступившем году, по словам Владимира Мотлохова, нефтяная компания намерена отправить в Европу и Северную Америку через Мурманск 4 млн тонн сырья.

Интерес к опробованной ЮКОСом схеме сейчас проявляют другие нефтяные компании, в том числе "Сибнефть", однако для увеличения пропускной способности новых "ворот на Запад" необходимо построить рейдовый нефтеперегрузочный комплекс в Кольском заливе. Следующим этапом расширения этих ворот, в соответствии с разработанной группой концепцией, должно стать строительство в Кольском заливе специализированного терминала, намеченное на 2010 год. Тогда возможные объемы перегрузки нефти увеличатся на порядок. Впрочем, необходимость в появлении такого терминала возникнет только в случае реализации проекта нефтепровода.

Назло норвежскому соседу

Как бы ни сложилась судьба проекта, заявленного группой нефтяных компаний, пусть не потоки, но ручейки нефти развернутся в сторону Мурманска - собственно, уже развернулись. По мнению Юрия Еремина, начальника морской администрации Мурманского морского порта, "в ближайшее время реально привлечь для перевалки через наш порт 6-7 млн тонн нефти - ее можно получать из портов Белого моря (Витино, Архангельск), где из-за мелководности нельзя грузить сырье на суда большого водоизмещения; а также из Тимано-Печорской провинции, которая в 2003 году, по прогнозам, даст 1 млн тонн нефти".

Кроме того, в последние два года активизировались работы по подготовке добычи углеводородов на Арктическом шельфе. ЗАО "Севморнефтегаз"планирует начать добычу нефти на месторождении Приразломное уже в 2005 году, газа (на Штокмановском месторождении) в 2010 году, и есть надежда, что "новое" сырье не проплывет мимо Мурманска. Руководство региона также полагает, что наличие инфраструктуры для приемки и перевалки нефти привлечет инвесторов к доразведке и разработке месторождения Кольско-Канинской моноклинали - не столь богатого, как Приразломное, однако расположенного на значительно меньших глубинах и гораздо ближе к мурманскому берегу.

Наконец существует еще одно важное обстоятельство: выстраивая транспортную инфраструктуру, регион создает альтернативу планам норвежцев. Дело в том, что зарубежные соседи области гораздо раньше российского государства и отечественных нефтяных компаний задумались о возможности заработать на перевозке российской нефти за рубеж. Чиновники и бизнесмены Норвегии активно обсуждают вопрос о строительстве нефтеперегрузочного комплекса в районе города Киркенес, получившего от правительства статус свободного порта и соответствующие налоговые льготы. По замыслу инициаторов проекта, в Киркенес будет поступать западносибирская (а в перспективе - и шельфовая) нефть из Архангельского порта, которая далее направится в Большую Европу. Эту идею активно поддерживает губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов, но в Мурманской области к ней относятся, естественно, настороженно - такой вариант может увести из региона заметную часть транспортных потоков. Однако развитие на мурманской территории инфраструктурных проектов, о которых шла речь выше, может помешать осуществлению планов Норвегии.

Мурманск