О Мурманской области чаще всего вспоминают как о мощном оборонном форпосте государства на Северо-Западе России. В последнее время особо подчеркивается стратегическое значение экономики этого региона. Обращают на себя внимание ее выгодное географическое положение: близость к центральным регионам страны и одновременно общая граница с ЕС, а также возможность круглогодичной навигации с прямым выходом на международные морские торговые пути. Мурманская область - это уникальная по составу и запасам минерально-сырьевая и рыбопромысловая база. О сегодняшней экономической ситуации и перспективах развития рассказывает губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов.
- Юрий Алексеевич, экономика Мурманской области ориентирована в основном на добычу сырья и его первичную переработку. Два года назад в интервью "Эксперту" вы говорили о том, что в условиях колебаний цен на сырье на мировых рынках следует просчитывать разные варианты развития событий; в любом случае поддерживать сырьевую базу, диверсифицировать производство, улучшать его структуру. Именно на это была нацелена разработанная администрацией области "Стратегия экономического развития региона на период до 2015 года". Что изменилось за это время?
- Прежде всего, мы перешли от разработки "Стратегии экономического развития..." к ее реализации. Мы по-прежнему предпочитаем быть реалистами и исходить из показателей, ниже которых при самых неблагоприятных обстоятельствах как внешнего, так и внутреннего порядка экономика области не опустится.
В то же время не следует недооценивать такой фактор, как добыча нефти и газа на Арктическом шельфе. Именно этот фактор может приобрести решающее значение и дать существенное увеличение всех объемов производства на Кольском полуострове. Два года назад, если вы помните, мы очень осторожно оценивали реальные перспективы начала освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и добычи природного газа. Сегодня мы видим, что ЗАО "Севморнефтегаз" ("дочка" "Росшельфа" и "Роснефти") активизировало работы по подготовке Приразломного и Штокмановского месторождений к освоению. Появились заказы у наших предприятий "Арктикморнефтегазразведка" и "Севморнефтегеофизика". В случае благоприятного хода событий получат развитие вся инфраструктура, морской транспорт, будет осуществляться газификация области, появятся предпосылки для создания химико-молекулярных производств и многого другого. Не знаю, стоит ли сейчас делать какие-то прогнозы. Но следует учитывать и геополитический аспект этой проблемы. Норвежцы уже объявили об обустройстве подобного, хотя и меньшего по запасам, месторождения Сновит к северу от Хаммерфеста, в непосредственной близости от "серой" зоны. Я не исключаю, что норвежские инвесторы придут и к нам, на российскую часть шельфа Баренцева моря. Здесь есть месторождения, которые смогут их заинтересовать.
- Недавно в Мурманске премьер-министр Михаил Касьянов заявил о том, что в ближайшее время правительство рассмотрит вопросы развития нефтегазоносных провинций Западной Арктики. По его словам, предстоящее полугодие станет ключевым для принятия решений, связанных с эксплуатацией ресурсов севера России и Западной Сибири, их доставкой на западные рынки. Причем в основе этих решений - комплексный подход: будут оцениваться перспективы развития Балтийской трубопроводной системы, а также нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск и Северо-Европейского газопровода, существующих пока как идеи. Придет ли большая нефть к берегам Мурмана?
- Общий настрой, который, на мой взгляд, был характерен для всех совещаний, проведенных председателем правительства в Мурманске, можно передать следующими словами: "Большая нефть должна прийти в Мурманскую область". Я уже предвижу ваш вопрос о серьезности намерений четырех, а по некоторым данным - уже пяти ведущих российских компаний построить нефтепровод Западная Сибирь - Мурманск. Интерес тем более понятен в связи с заявлением главы правительства о том, что частных трубопроводов в России быть не может и необходимо "структурировать" этот проект так, чтобы трубопроводный транспорт остался в руках государства. Не знаю, замедлит ли позиция премьера реализацию проекта, но могу сказать определенно, что у меня не появилось оснований сомневаться в серьезности намерений его инициаторов.
- Однако мы помним, как вы подписывали соглашение с "ЛУКОЙЛом" три года назад о строительстве нефтеперерабатывающего завода и терминала на Кольском полуострове, затем была создана рабочая группа для разработки проекта строительства нефтеперевалочного комплекса в Печенгской губе, однако серьезного прорыва не произошло до сих пор...
- Вы знаете, вполне можно представить ситуацию, когда частная компания заключает протокол о намерениях с руководством какого-либо региона, а потом по разным причинам откладывает его реализацию. Но здесь мы сталкиваемся с совершенно иным случаем: впервые в новейшей российской истории компании, которые всегда были злейшими конкурентами на нефтяном рынке, договариваются между собой, просчитывают экономику, предусматривают все риски, в том числе те, которые могут возникнуть при кардинальном изменении международной ситуации. Поэтому я предпочитаю оставаться оптимистом и верить, что наши нефтяные магнаты найдут приемлемый для всех выход из создавшегося положения. Иного пути нет: Мурманск - единственный в России незамерзающий порт, способный принимать танкеры дедвейтом свыше 240 тысяч тонн. Для нас значение нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск, перевалки нефти на западные рынки трудно переоценить. Как и Штокмановский, этот проект повлечет развитие всей инфраструктуры полуострова, создаст новые рабочие места, а также на четверть увеличит доходную базу областного бюджета.
Во время визита главы правительства обсуждался не только этот нефтепровод, но и ускорение работ по оценке нефтеносности Кольского участка шельфа Баренцева моря, требующего на порядок более низких инвестиций, чем Штокмановское месторождение. Для нас это потенциально очень важный ресурс. Премьер-министр дал поручение Минприроды оформить госзаказ на бурение параметрической скважины на одной из рифогенных построек в пределах этой перспективной зоны. Работы будет выполнять наше предприятие - " Арктикморнефтегазразведка". Так что мы уже немало сделали и намерены сделать для приближения к нашим берегам большой нефти.
В прошлом году первые 770 тысяч тонн нефти уже были вывезены танкерами в зарубежные порты. Думаю, в 2003 году объем перевалки нефти в Кольском заливе по схеме, отработанной Мурманским морским пароходством и ЮКОСом, достигнет 3 млн тонн. В протоколе, подписанном председателем правительства по итогам совещания на атомоходе "Ямал", предусмотрено осуществить ряд мер, обеспечивающих для этого необходимые условия. Поскольку предполагается создание и обустройство соответствующей береговой инфраструктуры, эффект должен проявиться уже в этом году.
- Понятно, что разработка запасов полезных ископаемых, эксплуатация Севморпути - это локомотивы, которые смогут вытянуть базовые отрасли промышленности. Какую роль здесь сможет сыграть Мурманский транспортный узел?
- Ключевую. В Мурманске премьер-министр однозначно подтвердил: Мурманск - ключевой город, начальный пункт транзита по Северному морскому пути. Для того чтобы использовать Севморпуть, необходимо сохранить возможности Мурманского морского пароходства - единственной российской компании, способной работать в Арктике круглый год, нужно продлевать ресурс действующих ледоколов, проектировать и создавать ледокол нового поколения. Для увеличения объемов перевалки нефти до 3 млн следует, не посягая на обороноспособность, решать вопрос с расширением юрисдикции морской администрации порта на акватории Кольского залива в районе губы Кулонга - Белокаменка. В порту нужны инвестиции в новый угольный терминал. Вопросов много, но не стоит откладывать их решение. Экономика страны движется на Север, и от развития Мурманского транспортного узла зависит развитие России, соблюдение ее геополитических интересов.
Мурманским торговым портом уже принимаются суда водоизмещением более 200 тысяч тонн. Введены в строй новые перегрузочные комплексы; теперь в порту перерабатывается более 10 млн тонн различных грузов. Понятно, что развитие Мурманского транспортного узла требует комплексного подхода. Мы рассчитываем на государственную поддержку развития Кандалакшского торгового порта, реконструкции железнодорожной станции Мурманск, открытия постоянного пункта пропуска в специализированном морском порту Витино, финансирования и придания федерального статуса дорогам, ведущим к международным автомобильным пунктам пропуска на границе с Финляндией и Норвегией. Не могу не сказать и о проблеме затянувшегося строительства моста через Кольский залив, финансируемого в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России". Для того чтобы завершить строительство моста в 2005 году, необходимо 1 млрд 600 млн рублей, в том числе 500 млн - в этом году.
Но это лишь отдельные звенья цепи. В целом Мурманский регион имеет стратегическое значение для России. Из Мурманска хорошо видно, как Арктический район становится местом пересечения интересов многих стран мира, стремящихся получить доступ к ресурсам северных морских зон и континентального шельфа. Здесь нет никаких домыслов, существует реальная опасность лишиться возможности разработки запасов нефти и газа на шельфе Северного Ледовитого океана. Ведь то, что в 1926 году СССР в одностороннем порядке объявил своими "полярными владениями" территорию в 6 млн квадратных километров, еще не гарантирует прав России на эти ресурсы, так как, по международным правилам, Россия имеет право только на 200-мильную зону от побережья. А с 1982 года, в соответствии с принятой ООН конвенцией, любая иностранная компания при поддержке своего правительства может получить разрешение на разработку природных ресурсов в пределах "российских владений". Нам нужно как можно скорее подготовить обоснование наших прав на всю территорию, в том числе за пределами 200-мильной зоны. Нельзя забывать, что речь идет о более чем 1,5 млн квадратных километров с прогнозными ресурсами до 20 млрд тонн условного топлива.
- Близкое соседство Северной Европы - это не только конкуренция, но в первую очередь большие возможности для сотрудничества. Удается ли Мурманской области быть инвестиционно привлекательной для своих ближайших соседей?
- Доля иностранных инвестиций в экономику области невелика и составляет, если брать среднюю цифру за последние годы, около 20 млн долларов США. Иногда нас упрекают в недостаточно активном привлечении инвестиций из-за рубежа. Ну, во-первых, как можно говорить о низкой инвестиционной активности, если за первое полугодие 2002 года наши предприятия вложили в основные производственные фонды 3,25 млрд рублей, и это не в самый лучший для области год! Мы рассчитываем на собственные средства предприятий и ожидаем, что в следующем году объем инвестиций в основной капитал составит не менее 13,2 млрд рублей. Будут продолжены реконструкция и техническое перевооружение предприятий горно-металлургического комплекса; ОАО "Комбинат "Североникель"", ОАО "ГМК "Печенганикель"", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский ГОК". Надеемся, что хозяева Кандалакшского алюминиевого завода приступят к реализации проекта развития этого предприятия с утроением мощностей по производству алюминия, что также должно сказаться на повышении эффективности Кольской АЭС. А во-вторых, если посмотреть, каковы объемы иностранной помощи, направляемой на повышение ядерной радиационной безопасности (а ведь это также можно рассматривать как инвестиции), то не так все плохо в этом отношении. И мы ожидаем колоссального притока денег на эти цели. Уже сейчас, если подсчитать стоимость контрактов, которые для повышения ядерной радиационной безопасности планируется в ближайшее время подписать только с Норвегией, то это еще 6,5 млн долларов. Не подпадают под определение иностранных инвестиций и выпадают из статистического учета также деньги, направляемые на энергосбережение, обучение кадров, решение социальных задач, научные исследования и т.п. Данные за 2002 год поступят в апреле 2003 года, но, к примеру, за последние три года объем этих "инвестиций" составил более 44 млн долларов.
- В прошлом году в промышленности Мурманской области отмечалось падение темпов роста. В чем причина? В политике крупнейших предприятий полуострова, входящих в холдинги? В изменении денежных потоков? Как строятся отношения новых собственников крупных предприятий и правительства области?
- У нас по итогам 11 месяцев 2002 года снизилось производство электроэнергии и цветных металлов. Первое совершенно не связано с проблемами на Кольской АЭС и "Колэнерго". Просто больше не покупают, в том числе в связи с уменьшением производства никеля, меди и кобальта в Кольской горно-металлургической компании. Это уменьшение объясняется просто: трезвой политикой "Норильского никеля" на внешнем рынке. Закончилось время бездумного, себе в ущерб, затоваривания международных рынков сбыта, бирж нашими цветными металлами, что приводило к падению цен. Из-за проблем с сырьевой базой снижены объемы производства на Оленегорском ГОКе. Но это борьба за выживание, вернее - за увеличение сроков деятельности предприятия. Иная, отрадная для нас картина на тех предприятиях, которые полностью или преимущественно ориентированы на внутренний рынок, - "Апатите", Ковдорском ГОКе и других.
Что касается наших отношений с собственниками крупных предприятий, то они строятся нормально. Так, как и должно быть в рыночных условиях. На федеральном уровне занимаются регулированием макроэкономическими методами; мы действуем в пределах своей компетенции. А как к правительству области относятся руководители крупных предприятий, можно судить хотя бы по их активной деятельности в разработке и реализации "Стратегии экономического развития региона...". Они никогда бы не стали этим заниматься, если бы не верили в реальную отдачу совместных усилий по стабилизации положения в регионе, в способность власти учесть их интересы.
Даже если наши предприятия превратятся в филиалы, как это произошло с Кандалакшским алюминиевым заводом, то стоимость имущества, зарплата не уменьшатся, а это основная база для налогов, зачисляемых в бюджет территорий. Другое дело - прибыль. К сожалению, законодатель, с одной стороны, освободив налогоплательщика от льгот на часть прибыли, реинвестируемую в производство, с другой - создал массу возможностей минимизировать прибыль, сформировал условия для того, чтобы налогоплательщик скрывал реальные финансовые результаты. А это уже не зависит от того, где они формируются, - в Москве, Кандалакше или Ковдоре.
- Социологи и демографы прогнозируют, что вследствие миграции через 20-25 лет Мурманская область утратит четверть своего населения. Вы - сторонник сохранения присутствия на Севере любой ценой или оптимизации численности населения?
- Вахтовый метод, возможно, и приемлем для каких-либо других регионов Крайнего Севера, но только не для Мурманской области. А что касается проблемы миграции, вернее, оттока населения, который действительно есть... Не будем забывать, что сегодня на территории Мурманской области проживает 233 тысячи пенсионеров. Эти люди в свое время честно, добросовестно, приехав по призыву, осваивали территорию. Они отдали лучшие годы своей жизни Северу, а теперь оказались здесь не у дел. Вот почему прекращено жилищное строительство в Мурманской области и возводится жилье только в средней полосе: в Смоленской, Белгородской, Вологодской, Ленинградской, Псковской и других областях. У нас на очереди более 24 тысяч желающих уехать в более благополучные климатические условия.
Это наша сознательная программа. В результате появляется и вторичный рынок жилья, который сразу же будет востребован, если появятся рабочие места. Прежде всего, конечно, когда начнутся работы на шельфе. Другой вариант появления рабочих мест - если будут осуществляться программы по массовой утилизации ядерных и радиоактивных свалок, которых у нас в изобилии. Сейчас в области проживает около 970 тысяч человек. Возможно, это оптимальная численность населения для нашего края. Повторюсь: те, кто уедет на заслуженный отдых, должны быть заменены молодыми подготовленными кадрами. При этом имейте в виду - у нас 180 тысяч детишек. Они к Северу прикипели. Они считают этот холодный суровый край самым-самым теплым и прекрасным домом на всей земле. Если в каждом регионе России, у каждого ее жителя будет такое восприятие жизни, то, я абсолютно уверен, все у нас получится.
Мурманск