Абсолютное преимущество

3 февраля 2003, 00:00
  Северо-Запад

Группа компаний " ИСТ" объявила о создании судостроительного холдинга, который объединит принадлежащие "ИСТу" активы профильных предприятий. Речь в первую очередь идет о Балтийском заводе, а также о других приобретениях в сфере судостроения.

"ИСТ" объединяет в рамках одной структуры эксклюзивных поставщиков судового оборудования и технологий. К их услугам прибегают основные конкуренты нового холдинга на территории России, в том числе "Северная верфь" и судостроительные предприятия Северодвинска. Им новый поворот событий ничего хорошего не сулит. "Наша цель - сконцентрировать на себе основные финансовые потоки в отрасли, - говорит президент группы компаний "ИСТ" Александр Несис. - Поэтому мы будем вести такую политику, которая обеспечит эту задачу".

Главной специализацией учреждаемой "Балтийской объединенной судостроительной корпорации" станет проектирование и производство сложных судов, в частности - боевых кораблей и ледоколов. "Одно из основных конкурентных преимуществ России - значительно превосходящий среднемировые показатели уровень инженерной подготовки специалистов. Поэтому на международном рынке надводного судостроения мы можем конкурировать именно в области сложных судов", - уверен Александр Несис. Необходимое условие для успешной конкуренции, по мнению Несиса, - инвестиционная привлекательность отрасли: "Если не вкладывать деньги в технологии, еще сохранившийся советский задел будет проеден". Глава корпорации утверждает, что основная предпосылка создания судостроительного холдинга лежит именно в сфере инвестиций.

Сейчас отрасль держится в основном за счет военного экспорта, в частности - миллиардных заказов из Индии и Китая. Банки, однако, не горят желанием инвестировать в предприятия судостроения, так как ответить на вопрос, кто в итоге получит тот или иной заказ, невозможно: роль государства в качестве посредника при принятии решений увеличивает степень неопределенности.

"ИСТ" решил эту задачу радикальным способом. Создание холдинга обеспечивает, по выражению Александра Несиса, "абсолютное технологическое преимущество над другими". "Без нас корабль не построить. В результате решение о передаче заказа становится очевидным", - поясняет он.

Наблюдатели считают создание "ИСТом" судостроительного холдинга вполне логичным шагом. Существующий объем заказов, похоже, не может обеспечить перспективное развитие на территории России нескольких конкурирующих производств в столь капиталоемкой отрасли.

Санкт-Петербург