Старое выигрывает

Фестиваль компьютерной анимации в петербургской Филармонии - неудавшаяся заявка на признание ее искусством

Фестиваль предполагал осветить развитие новейших стилей компьютерной анимации и ее отражение в других видах искусства. "Мультивидение", по замыслу организаторов, означает не только то, что на фестивале можно увидеть огромное количество "мультов" (компьютерных мультфильмов), но и многообразие "точек зрения на мир", которые делают его "объемным, многокрасочным, ярким, таким, как в анимационных фильмах". Мысль провести фестиваль в Филармонии удачна: борьба/соревнование нового со старым представлена наглядно. Но новое в "борьбе/соревновании" отнюдь не выглядит победителем. Сама обстановка располагает к сравнениям: компьютерных мультфильмов - с рисованными; электронной музыки - с классической. В Большом зале показывали "мульты", в Большом фойе проходили концерты-перформансы, а в Малом фойе можно было поиграть в интерактивную флэш-анимацию на огромном экране.

Концерты оставили двойственное впечатление. Например, группа с оригинальной музыкой "Новые композиторы" (сочетание ситара или флейты, живого голоса и электронных ритмов) не нуждается в демонстрации на экране хроники, кадров из фильмов и компьютерных эффектов. Никакого сочетания компьютерной анимации и музыки у "Новых композиторов" нет. А вот Sound declaration полностью использовала возможности, предоставленные ей "Мультивидением": на белом платье вокалистки мелькали спирали, штурвалы, ромбы, квадраты, ленты Мёбиуса и другие фигуры. Несколько раз группе удалось расшевелить выпивающую аудиторию, но эффекты были уж больно однообразны, а музыка без них не завораживала.

"Мульты": не только "Масяня"

Однако основным был показ мультфильмов, и здесь дело обстояло немногим лучше, чем с концертами. Начали, конечно, с "Масяни" - единственного "мульта", известного всем пришедшим на фестиваль. "Масяня" воспринималась как первый отечественный проект подобного рода, ставший коммерческим. Ныне она перестает приносить деньги создателю: Олег Куваев, по его собственному выражению, "уходит в подполье" (теперешний сайт - www.hrundel.ru). На "Мультивидении" Куваева не было, но он разрешил показывать свои работы, а также озвучил "мульты" американца Joe - живой легенды флэш-анимации (www.joecartoon.com). Сама Масяня уже несколько поднадоела: каждый из присутствовавших хоть пару серий да видел.

Интересно было посмотреть в первую очередь на то, как делают подобные вещи за границей, где возможность заниматься компьютерной анимацией появилась гораздо раньше. Просмотр работ Joe и Hoving (www.hoving.com) (одни из известнейших американских авторов "мультов") объяснил популярность Масяни, как оказалось, заслуженную. Большинство авторов эксплуатируют всего лишь две темы - секс и садизм, иногда их смешивая. Любимый персонаж Hoving'а - уродливый цыпленок, пьющий все, что горит, и любящий все, что движется. У Joe - "крутая" муха, каждый мультик заканчивается тем, что она кого-то убивает, снося половину черепа.

Садизм и пошлость

Садизм оказался плодотворнее пошлости. "Мульты" Mondo (www.mondominishows.com), показывающие, как симпатичные белочки гибнут от различных случайностей (авторы крайне изобретательны: орудием убийства в их руках становится все - начиная с карусели и заканчивая мясорубкой), значительно интереснее, чем "эротические". Авторы этих "мультов" пересказывают пошлые и совершенно не смешные анекдоты. Вышло вообще замечательно: организаторы не нашли ничего лучше, чем победно завершить фестиваль именно ими. Последний "мульт" - "Энтузиазм на спине" пересказу не поддается.

Удручающие итоги

В некоторых работах были хорошие идеи, но исполнение подкачало. Например, авторы "мультов" серии "300 историй о петербуржцах" (их будут показывать на канале ТВС) экранизируют рассказы Хармса и исторические анекдоты в его стиле. Но найти что-нибудь интересное помимо сюжета не удается. Есть и талантливые работы. К сожалению, их показывали мало: например, забавный "мульт" David'а Jones'а под названием Heist ("Ограбление") про вора, который при невольной помощи полиции крадет слона.

В целом фестиваль показал, что "новое искусство" пока не дотягивает до "старого". Новая музыка использует компьютерную анимацию, пытаясь скрыть свою неполноценность, в то время как классическая ни в чем подобном попросту не нуждается. "Мульты" - это не диснеевский "Пиноккио" и не советский сериал про кота Леопольда. В них не гнушаются шуток самого низкого пошиба, и подчас совершенно нет красочности и многообразия. Авторы чаще всего и не претендуют на соревнование с серьезной мультипликацией, что входит в противоречие с самим фактом организации фестиваля в Филармонии как своеобразной заявки на то, чтобы счесть компьютерную анимацию искусством, каковым она пока не является. Может быть, проблема в отсутствии специального образования, а может быть, в ущербности самой технологии, во многом уничтожающей живое начало в мультфильмах: все-таки чувствуется, когда над каждым кадром трудятся люди, а когда - компьютер. А может быть, мой пессимизм навеян неудачно проведенным фестивалем, и у компьютерной анимации - большое будущее.