Бедные люди

В Карелии принцип "Кто хорошо трудится, тот хорошо живет" не работает

В течение последних лет федеральное правительство последовательно проводит политику централизации бюджетных ресурсов страны. В свое время в Бюджетном кодексе РФ было забито соотношение 50 на 50, гарантировавшее, что половина налоговых поступлений должна была оставаться субъекту Федерации. Сейчас это соотношение де-факто - 60 на 40 в пользу федерального правительства. При этом деньги забираются, а полномочия, уже не подкрепленные финансированием, остаются "на местах".

Аналогичные процессы идут и в самих регионах. Главы правительств субъектов РФ пытаются переложить издержки централизации на нижестоящие уровни, что порой приводит к парадоксальной ситуации: чем лучше работает экономика территории, тем хуже живет ее бюджетная сфера. Нельзя сказать, что нынешняя ситуация с межбюджетными отношениями устраивала хоть один из уровней власти, однако решение этой проблемы так и остается вне ряда первоочередных. Ситуация в Питкярантском районе Карелии - лишь иллюстрация к вышесказанному.

Богатый район

В 20-е годы прошлого века финны построили на одном из островов Ладожского озера завод по производству электроизоляционной целлюлозы. Вокруг возникли город Питкяранта и Питкярантский район. Сейчас завод "Питкяранта" стабильно наращивает выпуск целлюлозы. Заработал и второй по величине в районе Североладожский бумажный комбинат в поселке Ляскеля.

Питкяранта славится богатейшими месторождениями природного камня. Захиревшая в 90-х камнедобывающая промышленность в последние два-три года переживает бум. Помимо традиционных недропользователей появляются новые предприятия, а с ними - инвестиции. Владельцы предприятия "Гранитная гора", по официальным данным, вложили не менее 40 млн руб. На предприятии "РК-Гранит" счет инвестициям идет на миллионы долларов.

Возможно, в масштабах страны такие вложения и не кажутся глобальными, но для района, в котором проживают менее 30 тыс. человек, они важны. И можно предположить, что жители района, показатели которого быстро растут, ощущают плоды экономических успехов... Но не тут-то было.

Обобрали

За последние четыре года платежи района в федеральный бюджет выросли в 18 раз, в республиканский - в 4,4 раза. Доходы же бюджета города Питкяранта, составлявшие в 1998 году 50% от всех собранных на территории района платежей, в 2001 году составили лишь 28%. Отдав в прошлом году в "верхние" бюджеты более 160 млн руб., районный бюджет получил республиканскую дотацию в сумме 45 млн.

Интересно, что налоговые платежи снижаются. Самый высокий уровень производства целлюлозы был достигнут заводом "Питкяранта" в 2001 году, а платежи в районный бюджет снизились по сравнению с 2000 годом на 32,8 млн руб. и составили всего 18,7 млн. Причем 30 млн руб. недополучено исключительно из-за изменения налогового законодательства.

Основная доля платежей в структуре доходов городского бюджета приходится на подоходный налог с физических лиц - 33%. Казалось бы, создание новых предприятий и рост числа работающих должны способствовать увеличению сумм налога, но законодательные изменения сводят на нет эффект от положительной динамики роста занятости и доходов населения. Процент отчисления подоходного налога в городской бюджет, составлявший в 1997 году 90%, а в 1999-м - уже 50%, с нынешнего года снизился еще на 10%.

Ежегодно снижается и норма отчисления по налогу на прибыль. Если в 2000 году районный бюджет получил от этого налога 36 млн руб., то в 2001 году - всего 5 млн, а по итогам текущего года эта цифра едва составит 2 млн.

Отчисления за пользование природными ресурсами, включая недра, лес, землю и воду, составили за весь прошлый год 3 млн руб. Попытки решить проблему на местном уровне не приводят к желаемым результатам. Когда районная администрация ужесточила порядок выделения лесных ресурсов, федеральный центр уменьшил отчисления в бюджет города по лесному доходу с 50 до 3%.

19 млн руб. потерял местный бюджет в результате отмены налога на ЖКХ, по странной случайности совпавшей по времени с передачей ведомственного жилья и объектов соцкультбыта в муниципальное ведение.

Внутренние резервы

Нельзя сказать, что районные власти сидят сложа руки. Поиск неналоговых источников доходов идет активно. Составлен реестр муниципальной собственности, привлечены арендаторы в пустовавшие помещения, количество договоров аренды за три года выросло в два раза, а доходы от арендной платы - втрое. Но доходы от управления муниципальным имуществом не могут покрыть выпадение налоговых поступлений.

Примечательно, что в 1997 году экономические показатели района находились на самом низком уровне, зато нормативы отчислений в местный бюджет были самыми высокими. В 2001 году все налоговые и неналоговые поступления в районный бюджет составили 62 млн руб. Если бы по-прежнему применялись нормативы 1997 года, район располагал бы 169 млн руб. собственных средств. А так при постоянном росте экономических показателей местная администрация только путем длительных переговоров смогла начать этой зимой отопительный сезон.

С надеждой на царя

Кроме обращения к федеральному центру, в районе другого выхода не видят. "Я считаю, что органам местного самоуправления следует объединиться и вместе добиваться изменений налогового законодательства, - говорит Ольга Старикова, первый заместитель главы местного самоуправления района по вопросам экономики и финансов. - Если невозможно убедить центр изменить нормативы отчислений, нужно добиться закрепления в Налоговом кодексе местных налогов, которые должны оставаться на территориях". Отсутствие взаимосвязи между экономическим и финансовым положением района подтверждается и таким примером. На территории Сортавальского горсовета, по соседству с Питкярантой, проживают, как и в Питкярантском районе, около 30 тыс. жителей. Положение с занятостью населения там отличается в худшую сторону, а работоспособных градообразующих предприятий нет. Тем не менее поступления в местный бюджет за текущий год по прогнозам составят ровно столько же, сколько и в бюджет Питкяранты - 60 млн руб. Так что принцип "Лучше работать - лучше жить" пока не работает.

Петрозаводск