На пивных дрожжах

Бурный рост рынка пива, продолжавшийся семь лет, спровоцировал подъем во многих отраслях промышленности

Начиная с 1996 года российская пивоваренная промышленность развивалась рекордными темпами - объемы производства увеличивались на 20-30% в год. Тем не менее уже в 2001-2002 годах рост отрасли был примерно вдвое меньше, чем в предшествующие годы, причем минувшей осенью-зимой некоторые пивоваренные компании начали испытывать заметные трудности. Новый пивной сезон, начинающийся в данный момент, будет, по словам пивоваров, довольно тяжелым.

Подводя итог периоду стремительного пивного роста, можно констатировать, что эти годы не прошли для экономики бесследно. Запущен механизм мультипликации: благодаря успехам пивоваров стартовали масштабные проекты в стекольной, алюминиевой, солодовенной и некоторых других отраслях. При условии грамотной работы менеджеров эти проекты будут развиваться, несмотря на замедление роста породившей их индустрии.

Рынок на перепутье

Еще в начале минувшего года аналитики предупреждали, что триумфальное шествие российских пивоваренных компаний может сильно замедлиться. Однако прогнозы начали оправдываться лишь к осени 2002 года, когда закончилась летняя жара. По общим итогам года прибыль "Балтики" уменьшилась, в сравнении с 2001 годом, примерно на треть, а объем производства - на 35%. Прибыль пивоваренного холдинга Sun Interbrew (марки "Клинское", "Толстяк", "Сибирская корона") снизилась в три раза. Столкнулось с трудностями и "Браво": его попытки вывести ряд своих брэндов (несколько сортов "Бочкарева", "Экспортное" и некоторые другие) в сегмент premium, сменив дизайн бутылок, каналы продаж и увеличив цену, оказались, по большому счету, неудачными. И хотя общий годовой рост российской пивной отрасли (за счет летних месяцев) оказался неплохим (по разным оценкам, 10-15%), новый сезон, как считают участники рынка, будет трудным и удастся не всем.

Начался новый этап, когда расширение ниш, занятых игроками, не происходит автоматически - надо разрабатывать новые маркетинговые ходы, осваивать другие сегменты, в том числе сегмент premium, чему пивные компании пока не вполне научились.

По словам одного из "смежников" пивоваров - генерального директора Покровского стекольного завода (Вологодская область) Алексея Вивсяного, "сотни тысяч бутылок оригинальных форм, предназначенных для пива новых премиальных марок, сейчас стоят у нас на складе - пивным заводам не удается продавать эти марки в запланированных объемах". Однако тут же он заметил, что с января бутылки начали потихоньку убывать, "то есть лед тронулся - продвижение марок немного ускорилось, и для нас это хороший знак".

Бутылка, которую запомнят

По оценкам экспертов, потребность российской пивной отрасли в бутылках составляет 8 млрд штук в год, петербургской - 2,5 млрд. Сейчас от 60 до 90% бутылок, используемых пивзаводами, - это оборотная тара, то есть бывшая в употреблении. Долгая жизнь тары пивным компаниям выгодна: старая бутылка стоит 50 коп., а новая - 1,5-1,7 руб. Существует, однако, несколько "но": во-первых, старой тары хватило бы при стабильных объемах производства пива, а поскольку объемы быстро росли, возник дефицит. Во-вторых (что важнее), использованные бутылки безлики и не позволяют выводить на рынок новые, запоминающиеся потребителю брэнды. Эти два фактора вызвали увеличение спроса на новую стеклянную тару.

Потребности петербургских пивоваров пока обслуживают два завода в Ленинградской области (Киришский и Тимофеевский) и два - в Вологодской (Покровский и Чагодощенский). Стекольный рынок Северо-Запада в общих чертах уже поделен между пивными компаниями: комбинат "Степан Разин" приобрел Чагодощенский стекольный завод, "Балтика" кредитовала большие проекты Покровского завода, а Тимофеевский завод производит бутылки главным образом для "Вены".

Заметим, что до конца прошлого года Тимофеевский завод был единственным в Ленинградской области производителем темных пивных бутылок. До реконструкции, начавшейся в ноябре 2002 года, которая обошлась заводу в 2,5 млн долларов, он выпускал около 30 млн бутылок в год. К весне же текущего года, когда реконструкция завершится, мощность завода составит 45 млн в год, и это не предел - планируется построить в Луге вторую производственную площадку мощностью 300 млн бутылок ежегодно, во что предприятие вкладывает примерно 20 млн долларов. По оценке директора Тимофеевского завода Геннадия Тимофеева, после завершения всех работ его предприятие займет около 13% петербургского рынка пивных бутылок.

Тем временем у Тимофеевского завода появился конкурент в Ленобласти - в декабре минувшего года состоялся запуск первой очереди Киришского стекольного завода, инвестиции в строительство которой превысили 19 млн долларов. Появится новое производство и в Новгородской области. Его первая очередь, по планам ООО "НовгородСтекло", учрежденного консорциумом финских компаний, начнет работать в 2004 году.

В целом инвестиции в стекольную отрасль Северо-Запада за последние несколько лет составили около 75 млн долларов. Поскольку перечисленные выше предприятия более чем на 90% живут (или будут жить) за счет заказов петербургских пивоваров (оставшиеся 10% в объемах производства приходятся на аптечные и водочные бутылки), их развитие напрямую связано с ростом рынка пива.

Неполная мультипликация

Спрос на алюминиевые банки начал быстро расти с 2001 года, что вызвано заметным расширением на рынке сегмента баночного пива, который прирастает за счет молодых потребителей.

Алюминиевые банки в России производят только два завода - Rexam и "Ростар", вместе - не более 3 млрд штук в год, в то время как одной только "Балтике" в 2002 году понадобилось 600 млн банок, а в наступившем году нужно будет приблизительно 900 млн штук. Налицо дефицит, который пивоварам трудно компенсировать за счет закупок импортных банок, потому что пошлины на их ввоз с начала минувшего года серьезно увеличены - во многом, как считается, благодаря усилиям алюминиевого лобби. Российская алюминиевая промышленность пытается частично "оправдаться" перед пивоварами, отреагировать на острую потребность рынка, расширяя производство банок.

Весной 2002 года был проведен тендер на строительство нового завода по производству алюминиевых банок во Всеволожске Ленинградской области. На участок претендовали польская компания Can Pack, у которой покупают алюминиевую тару российские заводы группы Baltic Beverages Holding, и "Ростар". Предложение "Ростара" показалось местным властям более привлекательным, и осенью он начал строить завод, который должен стать крупнейшим производителем алюминиевой тары в России. Впрочем, Can Pack также собирается построить завод - в Гатчинском, Волосовском или Тосненском районе Ленобласти. Увеличивает объемы производства и Rexam, инвестируя 30 млн долларов в установку третьей линии на своем заводе в Подмосковье.

По идее, "пивная" мультипликация может распространиться и дальше, "вглубь" алюминиевой промышленности: должны расшириться мощности производства отечественной алюминиевой ленты, из которой делаются банки. Пока Россия обеспечена алюминиевым подкатом в лучшем случае лишь на 40% от необходимого (Самарский металлургический завод, принадлежащий "Русскому алюминию").

Дивиденды для аграриев

Интересно влияние "пивного эффекта" на агропромышленный комплекс. Пивоваренные заводы потребляют огромное количество солода - продукта переработки ячменя, а также мальтозного (кукурузного) сиропа. И солод, и ячмень, и сироп пока закупаются главным образом за рубежом, но пивоваренные компании заинтересованы брать все названные компоненты в России.

Сейчас большинство отечественных пивоваренных компаний инвестируют в производство солода. Здесь пионером выступила "Балтика", построив совместно с французской Groupe Soufflet солодовенный завод "Суффле Санкт-Петербург".

Первое время, после того как в 2000 году завод начал работать, он покупал исключительно импортное сырье. Однако вскоре была учреждена компания " Суффле Зерно Рус", которая занялась выращиванием пивоваренного ячменя в России и его первичной переработкой. На старте посевные площади фирмы составляли 520 га, но уже в 2002 году их расширили до 11 тыс. га и вырастили на них 110 тыс. тонн ячменя. Таким образом, компания близка к тому, чтобы полностью обеспечить потребности солодовенного завода, составляющие 130 тыс. тонн ячменя в год. "Предполагается, что с 2004 года солодовенное предприятие будет использовать только российский ячмень, - говорит директор по развитию сырьевых ресурсов "Балтики" Геннадий Гущин и добавляет: - Поскольку "Балтика" является главным потребителем солода, выращенного из этого зерна, нашу компанию можно считать участником аграрных проектов".

Таким же - косвенным, но активным участником аграрных программ является холдинг " Пивоварни Ивана Таранова", имеющий пивоваренный завод, в частности, в Калининграде. Приход "Пивоварен" в этот регион стал одной из главных причин старта проекта "Неманский солод". Одноименная компания, созданная в Петербурге, построит в Калининграде ("Эксперт С-З" уже об этом сообщал) солодовенный завод с плановой мощностью около 80 тыс. тонн в год. Предполагается, что завод будет работать на собственном ячмене: почвы региона пригодны для выращивания этой культуры.

Применяемый при производстве пива мальтозный сироп используется как заменитель сахарозы и подчеркивает вкусовые особенности разных сортов "жидкого хлеба". До недавнего времени его в России практически не производили. Тем не менее и здесь пивной бум дал толчок, обеспечив быстрое развитие Ефремовского глюкозо-паточного комбината (Тульская область), ставшего в итоге главным поставщиком ведущих пивоваренных компаний России.

Хорошо, но мало

Можно назвать еще целый ряд производственных направлений, на динамику которых влияет "пивной" рынок, например выпуск этикеток, пошив летних шатровых палаток, производство к ним каркасных конструкций. Правда, в этих областях, в отличие от приведенных выше, мультипликационное воздействие по разным причинам менее линейно и труднее оценивается.

Например, если говорить об этикетках, то с их российскими производителями пивовары работают не очень активно, закупая основную часть за рубежом. Дело в том, что "ни одна отечественная компания не может обеспечить нужных тиражей этикеток, - поясняет Геннадий Гущин. - "Балтика" контактирует, например, с "Полиграфоформлением", но их поставки - мизер по сравнению с объемом наших потребностей".

Зато иностранные полиграфисты начинают строить в России свои дочерние предприятия. Так, чуть больше года назад в Петербурге появилось два производителя этикеток: типография "Конкордия" и совместное предприятие компании " Экотек" с двумя немецкими фирмами. Если говорить о других регионах, то можно упомянуть проект немецкого концерна Heidelberg, создавшего в Подмосковье типографию "Ост-Мастер" (теперь "Черноголовка-Типография") для выпуска этикеток по заказам Клинского пивкомбината и пивоварни "Москва-Эфес".

Кроме того, нередко пивзаводы создают "домашние" производства этикеток, для которых важны не столько объемы, сколько мобильность и сроки выполнения заказов. По отзывам специалистов, на Урале и в Поволжье существует множество такого рода мелких типографий. Небольшие российские производства, ориентированные на выпуск этикеток, есть и в Петербурге, например полиграфический центр Multiprint. Впрочем, в пивной столице их, конечно, могло бы быть и больше.

В зачаточном состоянии пока находится и сотрудничество пивоваров с разными участниками производства летних кафе-палаток, главным образом ввиду низкого уровня так называемого потребления на местах, то есть в кафе и барах (россияне предпочитают употреблять пиво из горлышка, никуда не заходя). Пивные компании хоть и отмечают, что заказывают фирменные павильоны, зонты, ролл-бары, барные стойки, пластиковую и деревянную барную мебель исключительно у российских производителей, но не могут внятно ответить, сколько этих производителей с ними сотрудничают и как они, собственно, называются. Исключение составляет "Балтика", которая смогла по крайней мере прикинуть, что в текущем году ей понадобится около 600 комплектов палаток со всей перечисленной выше "начинкой", на что будет потрачено ориентировочно 2 млн долларов.

В любом случае, можно предположить, что палаточный бизнес, связанный с пивом, уже сейчас кормит немало семей, поскольку летние кафе - сфера малого, семейного бизнеса.

Свободу заложникам

Некоторые предприятия, такие как производители алюминиевой банки и этикетки, не успевают за ростом пивного рынка. Другие, например - производящие сироп и бутылки, развиваются пропорционально росту пивной отрасли. Но и тем и другим одинаково опасно, как говорится, останавливаться на достигнутом - радоваться возможности обслуживать пивоваров и этим ограничить свою деятельность.

Мультипликативное воздействие можно будет считать состоявшимся, когда предприятия, порожденные пивной отраслью, начнут развиваться самостоятельно, без инвестиций (а также кредитов, в том числе и в форме крупных авансовых проплат заказов) с ее стороны и станут помимо нее обслуживать и других потребителей. Тогда солодовенные, алюминиевые, стекольные и прочие заводы не будут заложниками пивного рынка, попадая в прямую зависимость от каждого его колебания.

Санкт-Петербург