Широким фронтом

Москва, 10.03.2003
«Эксперт Северо-Запад» №9 (118)
В ближайшие два-три года рынок широкополосного Интернета в Петербурге ждет переворот - на него обратили внимание универсальные операторы

До недавнего времени услуги широкополосного подключения к Интернету частных абонентов в Петербурге развивались не очень активно. Однако в конце 2002-го о планах экспансии на рынке широкополосного Интернета заявили несколько компаний кабельного телевидения, а в начале года текущего и крупные универсальные операторы связи анонсировали свои проекты на этом поле. Логика событий в других сегментах телекоммуникационного рынка показывает, что резкая активизация происходит именно при появлении крупных игроков. В частности, в 2001-2002 годах так произошло с услугами коммутируемого доступа в Интернет, а также IP-телефонии. После активизации универсальных операторов в упомянутых рыночных сегментах цены снизились в среднем на 30%, а общая абонентская база увеличилась в полтора-два раза.

По всей видимости, то же самое может произойти и с рынком широкополосного подключения к Интернету. Об интересе к нему в Петербурге уже объявили такие компании, как " Северо-Западный Телеком" (СЗТ), " ПетерСтар", " Голден Телеком", " Комбеллга". "Мы приняли стратегическое решение выйти на рынок широкополосного подключения жилых зданий и уже начали реализацию пилотных проектов", - заявляет, в частности, директор отдела телематических служб "ПетерСтара" Петр Акульшин.

Что за зверь?

Под термином "широкополосный Интернет" обычно понимают услугу высокоскоростного доступа в глобальную Сеть, которая позволяет принимать не только традиционный "легкий", но и "тяжелый" контент - к примеру, аудио- и видеоинформацию (будь то прямая трансляция рок-концерта или последний выпуск теленовостей). Только интернет-канал с широкой полосой пропускания сможет обеспечить качественный прием и воспроизведение подобной информации.

Для организации услуги используется несколько технологий. Наиболее популярная среди них - подключение к Интернету целых домов тем же способом, как это делается при строительстве офисных сетей (так называемый Ethernet). По улице прокладывается магистральный кабель, а от него до дома делается разводка. В здании устанавливается оборудование, от которого услуга дотягивается до конечного пользователя и включается в стандартный Ethernet-разъем сетевой платы компьютера.

Широкополосный Интернет можно доставить в квартиру и по сети кабельного телевидения (КТВ). Правда, в данном случае сеть должна иметь так называемый обратный канал (по которому будут уходить запросы от пользователя). Такой возможностью обладают только новые операторы, а старым приходится раскошеливаться на модернизацию оборудования и проводки.

Специалисты говорят еще об одном способе широкополосного подключения к Интернету домашних абонентов - это технология DSL (Digital Subscriber Line - цифровая абонентская линия). Она позволяет значительно увеличить скорость передачи данных по обычной телефонной линии (в сравнении с обычным модемом), причем сама линия при работе в Сети остается свободной. Крупнейший петербургский интернет-провайдер "Вэб Плас" уже несколько лет продает частным лицам услугу ADSL (одна из разновидностей описанной выше технологии). В конце прошлого года услуга приобрела законченный "коробочный" вид - все необходимое для подключения желающие могут приобрести в компьютерных магазинах.

Однако обычно под широкополосным доступом понимаются скорости от 1-2 Мбит/с, в то время как большинству частных пользователей ADSL хватает всего 128-512 кбит/с. Другое существенное отличие DSL от двух перечисленных технологий - "частный" характер общения с провайдером. При подключении через Ethernet или при помощи кабельного ТВ выход в Интернет получает любой житель дома, попутно создается локальная сеть, участники которой могут бесплатно обмениваться данными (например, играть в сетевые игры).

Долгий провод

Еще два года назад на петербургском рынке действовал всего один оператор, развивавший прокладку районных сетей Ethernet - "Неваком". Сейчас он уже покинул рынок, на его место пришли новые игроки. Наибольшим числом подключенных домов (около 550) может похвалиться компания " Матрикс Сетевые Решения", которая в 2000 году приступила к строительству сети в районе метро "Пионерская". Чуть позже стало известно о самом, пожалуй, амбициозном проекте: компания " Ай Пи Нет СПб" (учредитель - американская фирма IP-Land Ltd) хочет подключить каждый петербургский дом к единой городской сети. Причем конечный пользователь сможет рассчитывать на Интернет со скоростью 100 Мбит/с. Сегодня сеть "Ай Пи Нет СПб" завершена где-то на треть. Провайдер уже более года ведет подключение домов в Центральном, Московском, Петроградском и Василеостровском районах и в Купчино, однако об особых успехах пока не слышно.

В конце 2002 года список участников рынка пополнила сертоловская фирма "Домашние сети", которая поставляет услуги в микрорайоне Шувалово-Озерки. Компания "Квантум" с прошлого года подключает жилые дома к Интернету по радиоканалам (ранее эта компания специализировалась исключительно на корпоративном рынке).

Хитрый кабель

Несмотря на то что многие петербургские компании кабельного ТВ периодически заявляли о намерениях запустить сети с интерактивными услугами (помимо Интернета это может быть, например, доставка видео по запросу), до недавнего времени в городе работали только два подобных проекта - они были созданы операторами КТВ "П.А.К.Т." и "Каравелла" при активном участии провайдера "Ред Нет". Совсем недавно услугу широкополосного Интернета предложил еще один новый оператор КТВ - "ТелеПлюс". Несмотря на сложное положение с инвесторами (мажоритарный акционер оператора - американская корпорация Metromedia выставила свою долю на продажу), фирма запустила в конце прошлого года интерактивную сеть, охватывающую более 44 тыс. квартир в Приморском районе.

Главный сдерживающий фактор при развитии услуги широкополосного Интернета через сети КТВ - необходимость масштабных инвестиций для создания кабельной сети с обратным каналом. По оценкам экспертов, подключение одного абонента к такой сети обходится в сумму от 30 до 100 долларов. Большинство операторов на подобные затраты не готовы из-за отсутствия четко сформированного спроса - относительно дорога как сама услуга (постоянный доступ в Интернет), так и абонентское оборудование (кабельные модемы). По некоторым оценкам, только 1% от общей абонентской базы операторов кабельного ТВ готовы платить за интерактивные услуги.

Перечисленные обстоятельства, похоже, помешали развиваться в выбранном направлении таким операторам КТВ, как "Теликс", "Катрина", "Телевизионные интегрированные кабельные сети" ("ТВ-ИКС"). Все они заявляли о намерениях по развитию интерактивных сетей в 1999-2000 годах, однако максимум, чем располагают сейчас, - опытными зонами вещания и неопределенными планами на будущее.

Пересмотрела свои масштабные проекты и "Телекомпания "Санкт-Петербургское кабельное телевидение"" ("ТКТ"), созданная с участием монополиста ГУП "Санкт-Петербургское кабельное телевидение" и частной компании "Радиотехнология". Первоначально в планы создания общегородской интерактивной сети КТВ "Радиотехнология" вложила около 1 млн долларов и пообещала привлечь дополнительные инвестиции объемом 50 млн долларов. Однако летом 2002 года проекты "ТКТ" неожиданно поменялись. Вместо организации полномасштабной городской сети оператор решил пойти по пути создания кластеров - систем коллективного приема ТВ, рассчитанных на 1 тыс. абонентов. При этом компания временно отказалась от идеи предоставления дополнительных услуг, что позволило снизить требуемую сумму инвестиций с 50 млн до 12 млн долларов.

Слоны идут

Несмотря на обилие анонсированных проектов, до последнего времени услуга широкополосного Интернета никак не угрожала бизнесу традиционных интернет-провайдеров. По некоторым оценкам, только 5% петербургских частных пользователей Интернета выходят в Сеть при помощи новых технологий, остальные используют привычное модемное соединение. Однако все изменится, когда свое слово скажут крупные универсальные операторы.

Так, "Северо-Западный Телеком" в начале этого года начал продвижение постоянного подключения к Интернету на базе технологии HomePNA (Home Phoneline Networking Alliance). Технология предназначена для организации доступа в Интернет по обычной телефонной проводке, проложенной в здании ("лапше"), и носит название альянса разработчиков, создавших ее. Как в случае с технологиями DSL, передача данных идет в другом частотном диапазоне, нежели передача разговорного трафика. Поэтому при использовании HomePNA телефон остается свободным. По словам представителей СЗТ, на этапе тестовой эксплуатации новая услуга будет доступна только для юридических лиц. Однако в дальнейшем компания приступит к обслуживанию и частных абонентов, примерная стоимость для них составит 20 долларов в месяц.

Начинает подключение жилых домов к своей сети по технологии Ethernet "ПетерСтар". Недавно компания анонсировала создание большой городской IP-магистрали, часть ресурсов которой будет использоваться для предоставления услуг не только корпоративным, но и частным абонентам. К рынку широкополосного Интернета присматриваются также и "Совинтел" (который после объединения с "ТелеРоссом" работает под брэндом "Голден Телеком"), и местный филиал компании "Комбеллга". Первый уже успел подключить один дом, а "Комбеллга" пока осторожничает. "Мы считаем этот рынок перспективным, но находимся в стадии разработки типовых проектов", - говорит руководитель коммерческой службы петербургской "Комбеллги" Валерий Лохин.

Голубые дали

Как видно, планы универсальных операторов находятся в зачаточном состоянии. Камень преткновения все тот же - в Петербурге пока относительно немного людей, готовых выкладывать ежемесячно 20-30 долларов за постоянный доступ в Интернет. Цена тормозит развитие услуги не только у нас. Впрочем, неутешительными оказались результаты исследований "домашнего" использования широкополосного доступа в Интернет европейцами, которые проводило Gartner Dataquest. Только 10% опрошенных считают, что такой доступ по нынешним расценкам оправдывает себя. "Если цены в ближайшее время не упадут, то к 2005 году в лучшем случае 10% европейских семей будут выходить в Сеть, используя широкополосный Интернет", - резюмирует руководство Dataquest.

Тем не менее, по прогнозам аналитиков, спрос на услугу все равно будет постепенно расти. Соответственно, вырастет и интерес операторов к рынку. В Петербурге большая часть проектов по широкополосному подключению жилых домов приходится на Выборгский, Приморский и Василеостровский районы города. Именно там ведется активное новое строительство и количество компактно проживающих потенциальных клиентов услуги доходит, по некоторым оценкам, до 35% жителей. Уже к концу 2003 года в упомянутых районах услуга широкополосного Интернета войдет почти в 300 тыс. квартир. При этом каждая вторая из них, по оценкам операторов, сможет приносить им от 10 до 40 долларов ежемесячно.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама