Маленький конкурент TETRA PAK

Русский бизнес
Москва, 17.03.2003
«Эксперт Северо-Запад» №10 (119)
Новгородский завод стал российским лидером по производству упаковочной техники

Расположенный на скромной территории рядом с центром города, в малоэтажных корпусах, Новгородский машиностроительный завод (НМЗ) производит впечатление заурядного производства. Это впечатление обманчиво. В советское время НМЗ выпускал сложные промышленные роботы, обеспечивая ими весь СССР. С приходом рынка предприятие тоже стало лидером, но уже в другой сфере.

Завод освоил новое не только для себя, но и для России направление - производство фасовочно-упаковочных аппаратов. Сейчас НМЗ занимает в своей нише около трети российского рынка, успешно конкурируя с TETRA PAK, Elo Pak и другими международными концернами. Его успех связан как с изобретательностью новгородских конструкторов, так и с четко выбранной нишей: сделана ставка на обслуживание, по выражению менеджеров НМЗ, "маленького большинства" - небольших аграрных предприятий и фермерских хозяйств.

Карманный заводик

В "прошлой жизни" Новгородский машиностроительный завод являлся "карманным" предприятием объединения "Планета", производя для него прецизионных промышленных роботов. Впрочем, поскольку спрос на новгородское оборудование был большой, роботы поставлялись и за пределы объединения. Это были автоматы с машинным зрением, предназначенные прежде всего для сборки микросхем. Завод стабильно развивался, совершенствовал свое оборудование, которое, впрочем, оказалось никому не нужно.

Около года НМЗ выпускал оборудование на склад, существуя за счет головного предприятия и цеха ширпотреба, производившего петли, скобы и даже барабанные палочки. Затем, в 1994 году, объединение "Планета" разбили на несколько АОЗТ. У новгородского производства появился новый хозяин - петербургская компания " Руссобалт", занимавшаяся прежде всего торговлей горюче-смазочными материалами. Впрочем, как развивать новгородское предприятие, "Руссобалт" тогда не представлял, и заводу предстояло решить эту проблему самостоятельно.

Технический тупик

Идея заняться пищевым оборудованием возникла неожиданно. Сначала попробовали сконструировать мини-молокозавод, перерабатывающий сырье одновременно в несколько видов продукции: молоко определенной жирности, сметану, творог и сливочное масло. Проект был, в принципе, своевременным: большие комбинаты в тот момент на порядок сократили объемы покупки молока у совхозов, и то, что сельским производителям необходимо самостоятельно перерабатывать свою продукцию, казалось очевидным.

Практически не владея технологией, конструкторы НМЗ взялись за воплощение идеи. Если говорить о техническом аспекте, проблема делилась на две составляющие: нужно было добиться нормализации (ситуации, когда молоко достигает нужной жирности, а излишки поступают на изготовление сливок и сметаны) и создать агрегаты пастеризации. Основные детали для пастеризаторов новгородцы решили покупать у концерна TETRA PAK. Однако концерны не любят создавать себе конкурентов, даже маленьких, и, продав новгородцам несколько комплектов деталей, TETRA PAK от сотрудничества отказался. Проект зашел в тупик.

Вооружить маленьких

Выход из тупика предложил новый генеральный директор завода - опытный конструктор Захарий Лерман, приглашенный компанией "Руссобалт".

"Я обратил внимание на "упаковочную" составляющую проекта, - рассказывает Лерман. - Сравнив цену разливного и упакованного в картонный пакет молока, увидел, что разница составляет почти 100%. Получалось, что на литре молока, упакованном в картонку, даже учитывая энерго- и прочие затраты на содержание упаковочных агрегатов, любое хозяйство могло получить до 30% балансовой прибыли".

В тот момент концерн ТETRA PAK начал поставлять на российский рынок относительно недорогие и эффективные пастеризаторы, а упаковочную технику еще практически не поставлял. Таким образом, стало ясно, что, если добавить к небольшим импортным пастеризаторам компактные и недорогие упаковочные агрегаты, можно вооружить малые аграрные хозяйства всем, что им необходимо для производства готовой продукции.

Как вспоминают на заводе, путь от идеи до опытного образца оказался чрезвычайно сложным - с водой созданный новгородцами агрегат работал безукоризненно, а как доходило дело до молока - возникали неразрешимые проблемы. "Молоко при наполнении пенится, и оседающий жир мешает запайке пакета. А руководства к действию нет, книжек нет, совета спросить не у кого... Иногда казалось, никогда нам не осилить эти премудрости", - признается Лерман. На создание первого образца полуавтомата - фасовщика молока в картонную упаковку PURE-PAK конструкторам пришлось потратить год.

Машину разработали, но наладить серийное производство, имея в штате только трех рабочих - двух токарей и одного фрезеровщика, - а оборотных средств не имея вовсе, было нереально. На решение кадровой проблемы Лерман первый и единственный раз попросил денег у "Руссобалта" - 50 тыс. долларов, которые пошли на погашение задолженности по зарплате. Слух о том, что НМЗ ее выплачивает, мгновенно распространился по Новгороду и позволил нанять более 20 рабочих. Найти оборотные средства было гораздо сложнее: банковский кредит под 200% годовых (уровень ставок в середине 1990-х годов) исключался, а продавать было нечего. Захарий Лерман поехал в Москву показывать новую машину на выставке "Инпродторгмаш-95", и, по его словам, "именно там нас и ждали".

"Интерес к машине был огромный, - продолжает Лерман, - мне удалось прямо на выставке заключить 10 договоров на поставку наших фасовщиков-упаковщиков с полной предоплатой. Эти деньги стали основой развития предприятия". Будущие владельцы фасовщиков - в основном крестьянские хозяйства, - оплатив заказ, стали ждать, а новгородцам еще предстояло довести "сырую" машину до полной готовности, изготовить партию, и все это за пару месяцев. Риск оказался оправданным - успели. После выполнения первого заказа НМЗ пошел в гору. Если в январе 1995 года выручка предприятия составляла 22 млн рублей, то к концу года она превысила 300 млн...

Сейчас в ряду фасовщиков-дозаторов НМЗ более 20 моделей: полуавтоматы и полные автоматы, машины, фасующие в картонную и пластиковую тару, в стаканчики и коробочки. "Наши аппараты могут фасовать все, что чуть-чуть движется по наклонной плоскости, например мед, - утверждает Захарий Лерман. - Хотя... есть исключения - некоторые "неподвижные массы", например сливочное масло и творог, тоже поддаются нашим машинам". Расфасовка сыпучих продуктов, таких как творог и фарш, в современную пластиковую упаковку - запатентованное ноу-хау предприятия.

До недавнего времени новгородские машины-фасовщики производились только под конкретные виды упаковки, выпускаемой на других предприятиях. Теперь НМЗ научился делать автоматы, способные самостоятельно формировать тару различных видов и размеров из листа пластика.

Основное преимущество

Несмотря на конкуренцию с TETRA PAK, Elo Pack (Швеция), Kombi Block (Швейцария) и рядом других международных игроков, активно поставляющих оборудование в Россию, новгородскому заводу удалось занять около трети отечественного рынка компактных фасовщиков-дозаторов. Основное преимущество НМЗ - цены: самый дорогой фасовщик-автомат из Новгорода стоит 50 тыс. долларов, самый дешевый концерна TETRA PAK - 500 тыс. долларов. Чтобы не повышать стоимость машины, конструкторы НМЗ сознательно не оснащают свои машины рядом опций, которые считаются обязательными на Западе, но на практике не очень нужны. Естественно, меньшая себестоимость получается и за счет низкого, по сравнению с Западом, уровня оплаты труда.

"Затраты на материалы у нас с иностранными конкурентами практически одинаковы: например, сталь мы берем немецкую, а пневматику французскую, - отмечает Лерман, - но в машиностроении значительную долю себестоимости занимает оплата труда - более 6000 деталей мы производим сами, плюс осуществляем сборку. Из разницы в оплате на каждом технологическом этапе складывается кардинальная итоговая разница в себестоимости". Тот факт, что уровень заработков в России постепенно растет, руководителя НМЗ не пугает: "Сейчас уровень зарплат на Западе выше российского минимум на порядок, поэтому даже при некотором сокращении разрыва наше конкурентное преимущество сохранится". Кроме того, в активе завода - знание специфики малых аграрных предприятий России.

Впрочем, приходится соперничать не только с зарубежными, но и с российскими конкурентами - за последнее время их у НМЗ появилось около десятка. Наиболее заметны новосибирская группа "Альт-А", московские компании "Промбиофит" и "Плат". Отечественные конкуренты дали Новгородскому машиностроительному заводу несколько полезных уроков: "Одна петербургская фирма занялась плагиатом, - рассказывает генеральный директор НМЗ, - скопировала модель машины, которую мы к тому моменту производили уже два года, и стала продавать ее под своей маркой. После этого инцидента мы стали умнее: патентуем практически каждый узел".

Без лица

В коридоре административного корпуса НМЗ висит карта Евразии, сплошь утыканная разноцветными фишками, - отмечены места, куда поставляются аппараты завода. Большая часть фишек, конечно, расположена на территории России и СНГ, которые являются для Новгородского машиностроительного завода основным рынком, но в дальнем зарубежье тоже немало покупателей. Правда, среди западных клиентов в основном не пищевые компании, а производители мини-молокозаводов. "Например, наши упаковщики применяются в качестве завершающего модуля на ряде немецких линий", - отмечает Захарий Лерман. Вскоре, возможно, к европейским покупателям машин НМЗ прибавятся и американские: после выставки упаковочной техники, проходившей в прошлом году в Дюссельдорфе, НМЗ наладил контакт с одной из компаний США, которая в данный момент проводит испытания новгородских аппаратов.

Заметим, что пока в подобных альянсах брэнд НМЗ стирается - техника поступает конечному покупателю под маркой западного производителя. Однако Лерман, по его словам, не в обиде, поскольку "нельзя достичь всего сразу": "Я полагаю, сильную торговую марку надо сформировать дома и только потом продвигать ее на мировом рынке".

Великий Новгород

Новости партнеров

    Реклама