Присутствие живой музыки в доме веками украшало жизнь человека. Однако, планируя сегодня дизайн своей квартиры, мы неожиданно замечаем, что рояль (черный, классический, полированный инструмент) не соответствует современной концепции интерьера. Чтобы пианино и рояли гармонично вписывались в наше жизненное пространство, старинная фабрика музыкальных инструментов Sauter создает линию авторского дизайна Петера Мали. В России эксклюзивные пианино и рояли представлены только в Петербурге - в "Магазине музыкальных инструментов" Снежаны Абросимовой.
Открыть подобный салон - предприятие вполне рискованное. Впрочем, Снежана, его директор и совладелец, считает, что именно риск и красота делают бизнес интересным.
- Снежана Борисовна, вы осознанно выбирали бизнес, столь тесно связанный с музыкальным миром?
- С детства знала наизусть все оперетты и мечтала их спеть когда-нибудь, мечтала стать опереточной певицей. Но поступила в ЛГУ на филологический. Я всегда любила литературу, очень много читала и читаю. На мой взгляд, филологическое - самое лучшее образование в Петербурге.
- В данный момент вы уже являетесь владельцем бизнеса и сами же управляете им как генеральный директор. Вам достаточно гуманитарного образования?
- Мне - нет, и поэтому, когда стало не хватать специальных знаний, я закончила курсы менеджмента в IMISP.
- Но вы хотели получить творческую профессию?
- Моя работа - вполне творческая. Бизнес - в определенной степени тоже творчество, особенно если он связан с музыкальными инструментами.
- Ваш "Магазин музыкальных инструментов", где представлены дизайнерские пианино и рояли, - единственный в России?
- Да, это единственное место, где можно найти пианино и рояли авторского дизайна.
- С чего все начиналось?
- Началось с идеи. Хорошо бы для петербургских музыкантов открыть магазин-салон, где их встретят приветливо, где они найдут то, что ищут для работы - струны, инструменты. А не ездить за границу и не покупать все это или заказывать каким-то людям... Начиналось все три года назад, первые полгода провела, зарывшись в литературу, каталоги, прайс-листы, журналы, сайты, сидя у себя на кухне с компьютером. Не было ни офиса, ничего.
Первым музыкальным инструментом были канадские мостики для скрипок. Первого покупателя-музыканта я, конечно, помню очень хорошо. Это был Виктор Кулешов, знаменитый петербургский скрипач. У него скрипка "Вильом" XIX века. Виктор стал нашим добрым другом. Для меня и для нашей компании это большая честь. Вначале у нас был маленький музыкальный салон, который занимался только классическими инструментами - скрипками, струнными, духовыми, пианино и роялями, а через год мы стали искать помещение для большого магазина. Тогда стало понятно, что фирма будет представлять и электромузыкальные инструменты.
- Но ваш эксклюзив - это авторский дизайн пианино и роялей?
- Это то, чего нет у других. Да, возможно, было ошибкой, что мы привезли первый инструмент от Петера Мали два года назад, потому что наш рынок еще не был готов к этому. Но хороший продавец - это не тот, кто отслеживает спрос, а тот, кто его формирует. Я думаю, что в случае с инструментами от Петера Мали так и случилось. Он входит в десятку лучших дизайнеров Европы. Он очень известен, работал с фабриками, имена которых у всех на слуху.
- А как произошло знакомство с Петером Мали?
- На выставке во Франкфурте я увидела на стенде фабрики Sauter его коллекцию инструментов и решила послать ему письмо с предложением о сотрудничестве. Дизайнерские работы этого мастера настолько эстетичны и лаконичны, что просто не могли не понравиться. Естественно, первые инструменты, которые я купила, были именно пианино Петера Мали. Тогда это, как я уже говорила, все-таки было ошибкой.
- Вы несколько раз повторили: "...это было ошибкой"...
- Да, потому что тогда еще не было достойного помещения и наши начинания, наверное, были преждевременны. С точки зрения бизнеса неправильно, поскольку несвоевременно. С другой стороны, это подтолкнуло к тому, чтобы из маленького музыкального салона стать большим магазином с несколькими залами, в которых представлены самые разные инструменты. Теперь у нас в магазине есть даже музыкальная гостиная, которая выполнена по проекту Петера Мали.
- Кто может оценить красоту дизайна именно в музыкальных инструментах?
- Именно те, кто ценит хорошие марки автомобилей. Все должно находиться в соответствии со статусом человека. Если у вас хороший дом, хороший автомобиль, хорошая мебель и т.д. Кроме того, эти инструменты были созданы для тех людей, чьи интерьеры содержат предметы мебели от современных дизайнеров.
- По-моему, рискованно делать ставку в бизнесе на некий вкус.
- Да, это большой риск, но тем не менее рынок есть, он изучен. Есть люди, которые обладают этими инструментами, они их приобрели. И в перспективе было бы идеально, если бы все понимали, что подобные инструменты должны быть вписаны в интерьер уже на момент дизайнерского проекта, будь то квартира или дом.
- И сколько стоит "хороший вкус от Петера Мали"?
- Хороший вкус, конечно, не купить. Что касается инструментов, то по сравнению с обычными они стоят дорого. От 10.000 долларов. Хороший автомобиль или дизайнерская мебель тоже стоят дорого.
- В Москве больше ваших клиентов - почему вы открыли магазин именно в Петербурге?
- Потому что Петербург - законодатель мод и культурная столица. И несмотря на то что здесь не так много клиентов, способных купить довольно дорогие инструменты, на мой взгляд, это здорово, что начало положил Петербург. Но учитывая то, что многие мои клиенты - москвичи, мы планируем открыть магазин и в Москве.
- Как вы оцениваете перспективы на российском рынке?
- Положительно. В России люди получили возможность строить и обустраивать собственные дома. Культура дома подразумевает наличие музыки в нем. При всей популярности домашних кинотеатров с суперзвуком, многие предпочитают устраивать и музыкальные гостиные. Я говорю о том, что у музыкального инструмента есть душа. Кто покупает в свой дом пианино - берет фактически живое существо. Со своим голосом, со своим именем. Важно это и для детей, чтобы живая музыка была рядом с ребенком. Необходимо, чтобы традиция музыкального воспитания сохранялась. Известно, что хорошее воспитание обязательно включает и владение музыкальным инструментом. Замечательно, если есть возможность купить ребенку пианино. И я мечтаю, чтобы такая возможность была у многих.
- Когда появилось дизайнерское направление в создании музыкальных инструментов?
- Если брать вообще историю инструментов, то, в принципе, уже очень давно они могли создаваться под определенный интерьер. Другой вопрос: а какие были интерьеры? Барокко, рококо, классицизм. Всегда было можно заказать инструмент своей эпохи. Например, эпоха Людовика ХIV - богатство украшений, позолота и т.д. Сейчас мы говорим о других инструментах - инструментах современного человека, который живет в XXI веке и устал от излишнего декора. В современной эстетике должна присутствовать мощь, но без вычурности, крикливости. Музыкальному инструменту следует оставаться строгим. В некотором смысле это соответствует эстетике минимализма.
- Как оценивают профессиональные музыканты звучание?
- Нет двух музыкантов, которые сошлись бы во мнениях по поводу звука данной фабрики. Каждому нравится что-то свое. Если у человека стереотип, что рояль должен быть непременно Steinway, то с этим трудно что-то сделать. Я могу только сказать, что фабрика Sauter была основана в 1819 году. И все инструменты Sauter - дизайнерские, даже обычная линейка моделей этой фабрики. Все они обладают замечательным тембром, звуком. Многие музыканты отмечают, что это действительно хорошие инструменты.
- Кто ваши конкуренты?
- Московские фирмы, имеющие представительства в Петербурге. Но если говорить об инструментах от Петера Мали, то конкурентов нет, это авторский дизайн и новое направление, в том числе и за рубежом, - вписать инструмент в современный интерьер. Ведь инструмент может быть создан только для конкретного интерьера и только для его владельца. Будет учтено и пространство, в которое "вживляют" инструмент, и личность обладателя.
- Сколько продается инструментов?
- Очень мало. Я говорю не о залах, где представлены струнные и электрические инструменты, а именно об авторском дизайне пианино и роялей. Это редкой красоты пианино, и они не рассчитаны на широкую публику. Более того, их можно приобрести только при определенном материальном достатке и при определенном понимании ценности красоты и гармонии.
- Кто ваши клиенты?
- Я очень бы хотела рассказать о тех, кто приобрел именные пианино Петера Мали. Это охарактеризовало бы людей с самой лучшей стороны, но существует определенный этикет в отношениях между продавцом и покупателем. К тому же инструменты стоят в домах, а дом - это частная собственность... Было бы некорректно рассказывать без ведома хозяев. Но, надеюсь, я получу возможность в том числе и сфотографировать некоторые интерьеры. Инструмент идеально вписывается в пространство дома! Я могу сказать только то, что это состоятельные люди, имеющие тонкий вкус.
- Предполагаете ли вы работать с русскими дизайнерами?
- В России, и в Петербурге в частности, есть мастера струнных инструментов. Что касается пианино, роялей - для таких инструментов нужно отлаженное производство - фабрики.
- Бизнес отнимает почти все время. Нет ощущения, что работа идет в ущерб семье?
- Бизнес поглотил все время. Но он у нас семейный. Так что никакого ущерба нет. Моя работа - это часть жизни.
- Отдыхать успеваете?
- Недавно были в Китае. Об этом я могу много рассказывать. Я увлечена Востоком.
- Вы водите автомобиль?
- Да. Я научилась ездить на машине в 16 лет.
- И какие автомобили предпочитаете?
- Очень люблю старинные. Однажды в Лондоне я видела старый Bentley 60-х годов - очень красивый! Нравятся спортивные машины, но, мне кажется, неуместно гонять на спортивной по городу. Я езжу на джипе. Летом хочу погонять на мотороллере. По-моему, очень подходит для нашего города. Осталось только приобрести костюм для скутера, например плащ от дизайнера Артема Тамазова.
- И подобрать к новому образу часы...
- По-моему, мужчины больше обеспокоены этим. Для меня все просто: часы должны нравиться. У меня есть Cartier и Chanel. Они абсолютно разные по стилю и просто мне нравятся. Я их надеваю в зависимости от настроения и ситуации... А часто и вовсе не ношу.
- Ваша цель в бизнесе?
- Это - прежде всего команда, нацеленная на успех, доброжелательная. Считаю, что нет дела, которое можно сделать легко. Любая работа, любой бизнес - адский труд. Я с уважением отношусь и к тем, кто открыл маленький ларечек, и к тем, у кого огромный супермаркет. Не умею сидеть на одном месте, поэтому бесконечно учусь, работаю. Просто мне нравится мое дело и я хочу делать его красиво, правильно и успешно.