Цифра не для всех

Москва, 17.03.2003
«Эксперт Северо-Запад» №10 (119)
В ближайшие годы российское цифровое наземное телевидение будет доступно только небольшой части потребителей. Но в перспективе оно вытеснит традиционное аналоговое вещание

Цифровое телевидение от петербургской компании "Телемедиум" впервые было представлено публике еще на прошлом "Норвекоме". Тогда проходила тестовая эксплуатация проекта - длилась она в общей сложности около двух лет, и только на нее, по разным данным, компании пришлось потратить около 3 млн долларов. В этот раз "Телемедиум" презентовал уже работающую в полноценном коммерческом режиме телевизионную сеть цифрового наземного вещания стандарта DVB-T.

Коммерческое продвижение проекта началось в октябре прошлого года, но исходной точкой выхода компании на рынок стал нынешний февраль, когда "Телемедиум" начал предоставлять весь пакет услуг: свои собственные каналы, демонстрирующие кино в широкоэкранном формате 16х9 со звуковым сопровождением Dolby.

Основная антенна "Телемедиума" установлена на городской телебашне. Сигнал с нее передается на обычную ДМВ-антенну клиента и преобразуется с помощью специального цифрового ресивера, стоимость которого составляет около 200 долларов. Помимо этого пользователь должен заплатить за подключение (1700 руб.) и вносить ежемесячную плату (300 руб.). Клиент компании может смотреть пять каналов. Два из них - фильмовые - формируются самой компанией. Остальные - это Euronews, Eurosport и TV-1000 (шведский фильмовый канал, ночью транслирует эротические фильмы). Права на их показ "Телемедиум" покупает.

Фильмы транслируются круглосуточно в режиме нон-стоп (как говорят в "Телемедиуме", "48 часов кино круглые сутки") и идут на языке оригинала с русскими субтитрами. При просмотре каждого из пяти каналов клиент может пользоваться дополнительными возможностями: "вызвать" на экран телевизора программу передач, аннотацию транслируемого фильма, узнать длительность его показа, получить одновременную трансляцию звукового сопровождения на предпочтительном для себя языке.

"Телемедиум" стал первым российским оператором цифрового наземного телевидения. Запуск проекта специалисты рассматривают как начало цифровизации отечественного телевидения. Известно, что стандарт DVB-T уже тестируется также в Москве и Нижнем Новгороде, но о коммерческой эксплуатации цифрового ТВ там речь еще не идет. "Телемедиум" - дорогой проект с долгим сроком окупаемости. Прогнозировать его будущее всего через месяц после начала полноценного цифрового вещания пока преждевременно (число подписчиков в компании не разглашают; вероятно, их сейчас не более полутора тысяч).

Генеральный директор компании " Телемедиум" Дмитрий Волобуев утверждает, что уже сейчас на DVB-T в России можно делать успешный бизнес: "Главное - не упирать на технологию, а больше думать о контенте".

- Какова история стандарта DVB-T? Насколько я понимаю, он уже несколько лет применяется в Европе и начинает всерьез конкурировать с аналоговым вещанием...

- Сперва, как известно, телевидение было только аналоговым. Сохранялась такая ситуация вплоть до конца 70-х - начала 80-х годов, когда с появлением первых hi-fi систем оказалось, что качество звука может быть на порядок лучше. Потом появились первые компакт-диски. В качестве звука произошел большой прорыв. А вот телевидение оставалось на прежнем уровне. Ведь с ТВ работать гораздо сложнее: объем информации в каждом телевизионном кадре на порядок больше, чем в одной секунде звука.

Перелом в телевидении произошел только в 1992 году, когда группой экспертов был предложен алгоритм цифрового сжатия сигнала и разработан стандарт MPEG-2. Тогда же появилась первая серия рекомендаций (еще не стандарта) DVB (Digital Video Broadcasting). Инициатор создания и разработчик DVB - европейский консорциум, состоящий из телевизионных компаний, производителей оборудования и основных операторов, заинтересованных в том, чтобы появился единый стандарт цифрового телевизионного вещания. Идеи DVB заключались в том, чтобы создать единый алгоритм сжатия и передачи изображения, совместимый со спутниковым, кабельным и наземным вещанием.

Первой ласточкой стала DVB-S - система цифрового вещания со спутника. Потом появилась система DVB-С, работающая уже с кабельным телевидением. Технология наземного цифрового вещания DVB-T была разработана последней. Ее придумать было сложнее всего. У спутника - условия тепличные: есть прямая видимость, отражений практически не бывает. С кабелем - сложнее, но тоже достаточно просто. А вот с наземным вещанием все очень непросто: огромное количество отражений, помех, диапазон зашумлен и т.д. Технологию разрабатывали долго, зато она оказалась суперудачной.

С 1998 года в Англии заработал первый оператор цифрового телевидения этого стандарта. Правда, судьба его сложилась не очень удачно, но дело там было не в недостатках технологии, а в плохом менеджменте . Сейчас цифровое ТВ стандарта DVB-T активно внедряется в Великобритании, Германии, Швеции, Испании, Австралии, Сингапуре и ряде других стран.

- Почему стандарт DVB-T, как вы говорите, суперудачен?

- Преимущества цифрового телевидения перед аналоговым известны. Во-первых, это гораздо более высокое качество изображения и звука. Разницу между аналоговым и цифровым сигналом вы почувствуете даже на обычном 14-дюймовом телевизоре, не обязательно покупать для этого домашний кинотеатр. Второе - при том что цифровой сигнал, как и аналоговый, принимается на обычную ДМВ-антенну, он в несколько раз стабильнее.

При разработке стандарта эфирного цифрового вещания особое внимание уделялось стабильности приема и стойкости к переотраженным сигналам. Переотраженные сигналы - главный порок аналогового телевидения. А в случае с DVB-T от этой проблемы удалось избавиться практически полностью. Наконец одно из главных преимуществ системы DVB-T в том, что в формируемом ею транспортном потоке может жить сразу несколько телевизионных программ.

Аналоговое вещание осуществляется по принципу: один передатчик - одна частота - один телеканал. Цифровое телевидение через один передатчик на одной частоте может транслировать от четырех до восьми телеканалов. То есть фактически с переходом на цифровое вещание "программный" потенциал эфира увеличивается многократно и появляется возможность, наряду с каналами так называемого общего формата, создавать специализированные каналы. Плюс ко всему с помощью DVB-T можно реализовывать возможности интерактивного телевидения (впрочем, на начальном этапе развития цифрового ТВ эта тема не очень актуальна).

- Зачем вы тратите силы на создание собственного контента? Ведь можно было просто ограничиться продажей перспективной технологии вещания и набить свой эфир десятком спутниковых каналов, как это обычно и делают сейчас, скажем, многие кабельные сети...

- На самом деле потребителю по барабану, как ему доставили телевизионный сигнал. Его в первую очередь волнует, что ему предлагают и сколько он за это заплатил. Принцип любого платного телевидения должен быть один: развлекай лучше и бери за это по возможности меньше денег. Клиент Pay-TV рационален, он оценивает свои потребности в определенную сумму и готов платить только за то, что ему интересно. Исходя из этого на Pay-TV можно делать успешный бизнес.

Если клиенту предлагают какую-то невероятную, совершенную технологию, но при этом он получит несколько десятков европейских, китайских, арабских и т.д. каналов, в которых ничего не понимает, бизнес не пойдет. Надеяться на то, что мы сделаем толстенную трубу, в которую сольем десятки каналов мусора, после чего к нам повалит покупатель, совершенно бессмысленно. И опыт многих отечественных кабельных сетей это очень хорошо подтверждает.

Да, у них есть альтернативная технология подачи телевизионного сигнала, может быть, более надежная, чем при традиционном эфирном телевидении, но они при этом не развиваются, стоят на месте. Кроме того, заметьте, легальным образом сейчас транслировать большое количество каналов невозможно. Реально - даже при очень хорошем бюджете - сейчас можно легально показывать не более 20 западных каналов. Так что если кабельный оператор предлагает вам 50 каналов - будьте уверены, что большая часть каналов просто сворована со спутника.

Мы пошли другим путем. Создали два собственных фильмовых канала. Закупаем права на трансляцию фильмов (как иностранных, так и отечественных) и круглосуточно показываем их на этих каналах под нашим собственным брэндом. Ленты специально подбираются. Есть программный директор, который занимается этим вопросом. Для этого анализируем спрос своей аудитории, ее потребительские вкусы. То есть действительно занимаемся именно телевидением в полном смысле этого слова, а не только транспортировкой контента.

- И какая ваша целевая аудитория?

- Мы исходили из того, что существует определенная часть населения, которую нынешнее традиционное телевидение не удовлетворяет. Они его просто не смотрят. Эту категорию можно очень четко определить по уровню образования, по возрасту. Да и по уровню доходов - беря с клиентов 200 долларов за ресивер, автоматически отсекаем малообеспеченных и даже часть людей со средними доходами. Определив свою аудиторию, мы выяснили, что эти люди больше всего хотят смотреть хорошее кино.

По традиционному телевидению качественных фильмов идет крайне мало. При этом их все время прерывают рекламой. Есть, конечно, видеопрокат. Но люди с высокими доходами игнорируют эту услугу. У них просто нет времени: приехал с работы, вроде кино хочется посмотреть, а надо куда-то идти, то есть сделать усилие. А репертуар у всех видеопрокатов скудный, dvd-прокатов крайне мало... Вот такой человек - наш потенциальный клиент.

- Плата за ресивер представляется очень высокой, и, по-видимому, снижение ее хотя бы в два раза могло бы в несколько раз увеличить вашу аудиторию. Может быть, выгоднее организовывать собственное производство оборудования, а не закупать его за рубежом?

- Мы и так используем часть оборудования российского производства. Цифровые ресиверы у нас тоже уже могут делать. Но пока те, кто способен ими заниматься, почему-то топчутся на месте. Хотя определенные надежды все-таки есть. Не могу рассказать все, но есть компания, которая, в принципе, готова инвестировать в производство полноценных цифровых приставок. Она, кстати, никогда не занималась телевидением - просто ее менеджмент почувствовал, что это перспективный бизнес. И это не может не радовать. Не исключено, что в 2003 году у нас появятся "коробки" собственного производства. Может, правда, они будут продаваться под иностранным брэндом, так как будут производиться по лицензии. Мне известно, что подобные проекты есть и в других городах. Собственное производство поможет избежать таможенных издержек. Постепенно цена на ресиверы будет снижаться. И как только она достигнет оптимального для большинства потребителей уровня, аналоговое телевидение окончательно уйдет в прошлое.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

    Реклама