Во второй половине XX века СССР не имел равных в мире по количеству и качеству добываемой пушнины, ассортимент которой насчитывал свыше 100 видов. Причем это касалось и так называемой дикой пушнины (то есть добываемой охотниками), и пушнины звероводческой (то есть выращенной в зверохозяйствах). При этом именно на "звероводческую" пушнину приходились основные объемы реализации. Добыча охотников в общей сумме поставляемого на внутренний и внешний рынок меха колебалась в районе 10%. Пушное звероводство в России достигло расцвета в 1986-1987 годах. Тогда ежегодно производилось, к примеру, до 18 млн шкурок норки. Из них на экспорт уходило более 3 млн (весь экспортный мех директивно реализовывался через аукционную площадку внешнеторгового объединения " Союзпушнина").
Начало резкого спада в российском звероводстве по времени совпало с распадом Союза. Последним "урожайным" годом был 1990-й. Общее производство норки, песца и лисицы составило тогда 16,9 млн шкурок. К 2000 году этот показатель сильно снизился - было произведено всего около 3 млн, то есть объем упал более чем в пять раз. По данным "Союзпушнины", из 250 зверохозяйств, которые работали в советские годы, сегодня остались на плаву всего около 30.
На международном рынке Россия оставалась в основном благодаря меху соболя. Просто потому, что его не добывают больше нигде в мире. Внутренний спрос, который в стране с суровыми зимами всегда оставался высоким, удовлетворялся за счет импорта.
Около 95% производства пушнины реализуется через специализированные аукционы, подобные петербургским аукционам "Союзпушнины". В Европе крупнейшие площадки расположены в Копенгагене (основные продажи норки) и Хельсинки (основные продажи песца). При этом, как отмечают специалисты, товар с упомянутых аукционов уходит в основном на рынки России и Китая. По данным Российского пушно-мехового союза, удельный вес импортируемого в страну сырья достигает 40%, варьируясь по отдельным регионам от 15% до 80%.
Михаил Лебедев, первый заместитель генерального директора "Союзпушнины", руководитель петербургского филиала компании, уверен, что ситуация, когда пушнина для внутреннего рынка производится и закупается за пределами России, абсолютно нелогична. Та же "Союзпушнина" поставила себе цель в ближайшие три-четыре года консолидировать на своей торговой площадке продажи российской звероводческой пушнины и добиться того, чтобы до 70% производимого в стране меха реализовывалось через аукционы в Петербурге.
Помимо привлечения поставщиков, всегда экспортно ориентированная "Союзпушнина" в последнее время серьезно озаботилась привлечением на свои аукционы и покупателей меха из России. Первые результаты уже есть. Выручка последнего, январского пушного аукциона в Петербурге (около 10 млн долларов) оказалась рекордной за последние шесть лет.
Санкт-Петербург