Вентспилс получил отказ

24 марта 2003, 00:00
  Северо-Запад

"Транснефть" отказалась от предложения акционеров Ventspils nafta (VN) купить часть акций этого латвийского терминала.

Подобный ответ, несомненно, обескуражил латвийскую сторону: совсем недавно председатель правления VN Янис Адамсонс утверждал, что российская монополия посадила терминал на голодный паек с единственной целью - принудить продать свои акции.

Из трех основных компонентов собственности VN - мощностей по перевалке сырой нефти, нефтепродуктов и контрольного пакета Латвийского морского пароходства (Latvijas kugniesciba) - россиянам был предложен только первый. За него, в соответствии с оценкой Deloitte&Touche, акционеры VN запросили 200 млн долларов. Такую же сумму называл ранее и мэр Вентспилса Айвар Лембергс.

Из комментариев представителей " Транснефти" следует, что компанию не устроили ни предложенный пакет, ни его цена. Да и сам терминал не очень-то нужен, поскольку существует возможность нарастить производительность Балтийской трубопроводной системы и переваливать через терминал в Приморске до 50 млн тонн нефти в год (подобные планы руководители "Транснефти" озвучили недавно в Петербурге). Этих мощностей в сочетании с литовской Бутинге будет достаточно для обслуживания Северо-Западного направления нефтяного экспорта. Как известно, основными акционерами VN являются Latvijas Naftas Tranzits (LNT) и государство: им принадлежит соответственно 47, 87 и 42,68% акций. Вице-президент LNT Владимир Соломатин не исключает, что отказ "Транснефти" - не окончательный, просто российский монополист хочет сбить цену. Задача эта вполне выполнима, достаточно лишь продолжать нефтяной бойкот Вентспилса. В этом году терминал не получил ни капли нефти. Последняя партия пришла в середине декабря.

Единственный выход из ситуации VN видит в наращивании поставок по железной дороге. Несмотря на то что этот способ в три раза дороже, чем доставка по трубе, VN хочет уже в этом году довести объем перевалки до 13 млн тонн (сырая нефть плюс нефтепродукты), а к 2005-му - до 25 млн тонн.

Но и в этом случае Вентспилс не сможет полностью восстановить свое значение - ни по обороту, ни тем более по прибыльности. В былые времена Россия переваливала через латвийский порт только сырой нефти 15 млн тонн в год, что ставило его в ряду морских экспортных направлений на второе место после терминала в Новороссийске.

Вильнюс