Дошел до управления

На Калининградском янтарном комбинате стартовала процедура банкротства

Решением Арбитражного суда Калининградской области на ФГУП "Калининградский янтарный комбинат" - российском монополисте по промышленной добыче и обработке янтаря - введено внешнее управление. Это вторая стадия в процессе банкротства - первой, как правило, является процедура наблюдения. Но когда наблюдать не за чем - и так ясно, что предприятию без серьезной структурной перестройки не погасить многочисленные долги, - сразу вводится внешнее управление.

Как сообщили корреспонденту "Эксперта С-З" в арбитражном суде, внешним управляющим назначен Александр Багров, до этого, по информации агентства "Росбалт", работавший внешним управляющим на Солнечном горно-обогатительном комбинате в Хабаровском крае. Обязанности директора будет исполнять Валерий Устинов. Срок полномочий Александра Багрова установлен на 18 месяцев и истечет 17 сентября 2004 года. До этой же даты действует мораторий на выплату долгов кредиторам.

Утраченное золото

Внешнее управление является логичным следствием развития ситуации на комбинате в течение последнего десятилетия. По мнению Николая Петухова, одного из топ-менеджеров "старой" команды, первого заместителя генерального директора, толчком к возникновению на этом производстве вялотекущего кризиса стала неудачная попытка приватизации, предпринятая в 1993 году. Тогда руководство комбината купило крупный пакет акций "своего" предприятия, выставленный на аукцион. Но представители трудового коллектива доказали в суде, что во время торгов были допущены нарушения, и, соответственно, заставили аннулировать результаты аукциона. Им также удалось доказать, что Калининградский янтарный комбинат можно отнести к объектам, в принципе не подлежащим приватизации, поскольку он - национальное достояние. Таким образом, повторные торги не проводились - комбинат вернулся государству, получив статус государственного унитарного предприятия (ГУП). А государство, как известно, в подавляющем большинстве случаев является неэффективным собственником.

Немаловажно и то, что на выяснение вопросов собственности ушло несколько лет, а за это время предприятие потеряло многое. Во-первых, деньги: комбинат лишился всей выручки на валютных счетах, заработанной на закате советской эпохи, и накопил задолженность, которая в последующие годы разбухала и достигла сегодня около 50 млн руб. Во-вторых, он потерял нишу на рынках ювелирных изделий - как российском, так и зарубежных. Наконец, был полностью растрачен его золотой запас, что стало для комбината одной из ключевых проблем: только выпуск изделий на основе золота и серебра, в отличие от производства янтарных украшений в "простых" оправах, приносил предприятию настоящий доход. Продажа золотых изделий с янтарем в 1980-е годы достигала 85% всего объема реализации комбината, при этом "золотая" составляющая в чистой прибыли находилась на уровне 70%.

После ухода предприятия в частные руки и его последующего возвращения государству попытки возродить промышленное производство дорогих ювелирных изделий предпринимались, но ощутимых результатов не давали.

Воруют все

Другой проблемой для комбината в последнее время является воровство и контрабанда янтаря - причем такая масштабная, что янтарную отрасль стали называть "черной меткой" калининградской экономики. Федеральные министерства и ведомства периодически делают гневные заявления в адрес калининградских правоохранительных органов, которые не способны предотвратить массовые хищения полудрагоценного камня. В прессе каждые несколько месяцев появляется информация о задержании крупных партий янтаря - как на границах с Польшей и Литвой, так и на территории самой области.

Видимо, сам комбинат виноват в хищениях только отчасти - в области расположено несколько "ничейных" месторождений янтаря, которые в последние годы практически не охраняются. В любом случае - воруют ли на комбинате или за его пределами - развитие нелегального рынка камня подрывало позиции предприятия.

Абсолютное добро

По мнению ряда аналитиков (в частности, такое мнение высказывает депутат областной думы Сергей Козлов), способом решения проблем предприятия могло бы быть разделение янтарного бизнеса на добычу сырья и его обработку. Это как минимум усилит контроль над отраслью. Вместе с тем, существует и противоположная точка зрения, которой склонны придерживаться на самом комбинате, в том числе и представители новой менеджерской команды. В соответствии с ней, разделения янтарного бизнеса допустить нельзя, поскольку добыча камня (чего не скажешь о его обработке) является низкорентабельным производством: сегодня уровень его рентабельности не превышает 3-4%.

Программу оздоровления предприятия новая команда менеджеров комбината огласит через два месяца - тогда, наверное, будет высказана и официальная позиция по поводу разделения бизнеса. Пока же эксперты однозначно говорят только о том, что решение арбитражного суда нужно расценивать исключительно как позитивное - впервые за долгое время предприятие будет работать с разблокированными счетами.

Калининград