Любое вино - это тайна! В древнейших каббалистических текстах эти слова - тайна и вино - обозначаются, как синонимы, одним числом. Вино есть тайна, и оно же есть посвящение в тайну и причащение к ней. Но из всех вин, нет никаких сомнений, шабли - тайна самая изысканная и самая утонченная.
Странноприимная обитель
Мощенные известняком гулкие безлюдные улочки начинаются случайно, капризно петляют и легко обрываются, стремясь неизменно вернуть незнакомого путника к сердцу города - церквушке Сен-Мартен, освященной в честь Святого Мартина, покровителя странников и путешественников, святые мощи которого с XII века укрывались бенедиктинцами в основанном ими маленьком монастыре Обедиансери. Церковь окружена разновысокими каменными домишками, на окнах которых в терракотовых горшках пылятся под открытым солнцем красивые нерусские цветы. Где-то на одной из этих улочек в 1429 году подковала свою лошадь отважная Жанна д'Арк...
Золотые ворота Бургундии - город Шабли, основанный странствующими монахами, стал свидетелем многочисленных войн, которые волнами прокатывались по Франции на протяжении всей ее истории, и он всегда гостеприимно принимал страждущих и гонимых войной путников, традиционно предлагая им не только приют, но и свое жизнерадостное и нежное вино. И первое, что открывалось взору гостей, когда на пути к Шабли они взбирались на высокий каменистый холм, было изумрудное море виноградных лоз, затопившее неровную долину хорошо продуманными асимметричными делянками. И, пожалуй, именно этот вид с холма (а вовсе не древние погреба и даже не крошечная обитель Святого Мартина) был и остается главной достопримечательностью города Шабли, являющего собой аккуратный шедевр провинциальной французской жизни.
Этот городок с окружающими его бесценными виноградниками и есть подлинное средоточие галльской вселенной, напоенное слезливой росой, правильно искрящейся в солнечных лучах, напоенное запахом теплого дыма, которым ранней весной виноградари Шабли бережно укутывают лозу, напоенное птичьим акцентом благополучных французских тружеников и скромным ощущением бытия - скромным и в то же время брутальным, бытия, чей смысл веками костенел в гармонии традиций.
Лучшие из лучших
Шаблизианские виноделы страсть как любят науки. Вкус своего вина они с важным видом академиков приписывают свойствам киммерийских известняковых отложений, где произрастает виноград "шардонне". Эти отложения на деле есть не что иное, как окаменевшие останки морских рачков, устриц и прочих вкусных гадов. В сочетании с особым микроклиматом и прочими научными и волшебными факторами эти почвы образовали действительно уникальное пространство площадью не более 7500 акров. Исключительно на нем и можно создать вино шабли. Данный факт, как это водится у французов, защищен законодательно с 1938 года. Лучшие виноградники Шабли (Chablis Grand Cru) расположены на северном берегу реки Серен и занимают не более 100 гектаров (2% от всех виноградников Шабли). Щепетильные шаблизианцы ухитрились поделить и эти 100 гектаров на семь климатических участков, и надо отдать этим людям должное - на каждом из них получается неповторимое по своим качествам вино.
Самым знаменитым шабли является Les Clos (Ле Кло) - своеобразный архетип этого напитка. Виноградники этого Гран Крю растут на ближайшем к городу Шабли холме - самом живописном и самом солнечном. Именно здесь совершали свои первые трудовые подвиги ученики Святого Мартина.
Будучи достаточно сдержанными в юности, по мере созревания вина Les Clos наиболее красноречиво и щедро выразят самые характерные свойства шабли, его исключительную утонченность и элегантность, не утратив при этом минеральной свежести и искристости. Так что тем, кто желает получить идеальное представление о классическом шабли, обычно рекомендуется попробовать именно Les Clos, но не менее двух-, трехлетней выдержки. Если же у вас хватит терпения, то можете отложить бутылку шабли любого Гран Крю лет эдак на 15-20, но желательно - удачного года (из последних это был 2000-й), и при условии правильного хранения вы получите "на выходе" совершенно фантастическое вино - с тягучими медовыми нотами, напоенными пряным привкусом земляники, нежной спелостью дыни и еще бог знает какими чудесами.
Что касается остальных Гран Крю Шабли, то у каждого из них есть своя изюминка, которая делает их уникальными в своем роде. Blanchot (Бланшо) славится насыщенным вкусом и прекрасным цветочным букетом; Valmur (Вальмюр) при не очень высокой минеральности отличается мощной структурой и ярким фруктовым ароматом; Grenouilles (Гренуй) - весьма капризное шабли, парадоксально сочетающее и силу, и нежность, что делает его вкус самым оригинальным, но и самым непредсказуемым; Vaudesir (Водезир) - нервное, воздушное и, безусловно, самое женственное шабли; Preuses (През) - округлое и маслянистое, со сдержанным букетом, Гран Крю этой апелляции идеально подходит для длительного хранения, поскольку раскрывает все свои достоинства в зрелом возрасте (после 5 лет); и наконец Bougros (Бугро) - его любят за открытый и солнечный характер, который порою можно упрекнуть в недостаточной элегантности, что, впрочем, с лихвой компенсируется композиционной уравновешенностью.
Отдавая должное лучшим из лучших, не стоит пренебрегать и тремя другими, номинально менее значимыми апелляциями этого чудесного винодельческого региона, в особенности - Chablis Premier Cru (Шабли Премье Крю). Белые вина (и шабли не исключение) чаще всего ценятся, когда они молоды. Юные шабли, разумеется, более резки и нервны, но зато покоряют легкостью, свежестью и искристостью, которая роднит их с озорным и шипучим шампанским. Поэтому зачастую на столе они будут более уместны, нежели их зрелые собратья. И в этом отношении многие вина Премье Крю ни в чем не уступят более дорогим и статусным представителям Гран Крю.
Остановите Землю - я сойду
Популярность шабли сыграла с этим вином злую шутку. Каждая пятая бутылка шабли, продающаяся в мире, является подделкой. Чтобы не пасть жертвой контрафакции, лучше покупать шабли в специализированных магазинах. В супермаркете хорошее шабли, даже если оно настоящее, невозможно купить по определению. В идеале, нужно не пожалеть времени и денег и съездить непосредственно на место: во-первых, это единственный способ узнать настоящую Францию, а во-вторых, вы можете завязать личные контакты с производителями, они необычайно гостеприимны и с удовольствием изготовят для вас эксклюзивную партию. Причем это может быть сделано как современным и высокотехнологичным способом (пневматические прессы, пластмассовые пробки и т.п.), так и по старинке, средневековым методом, на старинном прессе, в особом погребке... Теоретически следует предпочесть первый вариант, но, с другой стороны, глупо приехать в Шабли и не проникнуться аурой секулярных традиций и не вкусить сполна весь экзотизм кустарного виноделия.
Шаблизианцы, на первый взгляд, - народ серьезный, задумчивый, но при более близком знакомстве оказываются необычайно теплыми и радушными. На протяжении всего года в Шабли проводятся десятки всевозможных фестивалей и праздников - и это, конечно же, влияние жизнерадостной бургундской культуры. Оказавшись в тех краях, не премините продегустировать не только вина, но и знаменитую шаблизианскую ветчину, которая не уступит даже болонской и пармской, а также уникальное шаблизианское печенье "Дюше". Как это водится в гастрономии, происхождением сей кондитерский шедевр обязан досадной ошибке одного кулинара, который забыл обыкновенный бисквит на ночь в духовке. Хотите - верьте, хотите - нет, но это печенье и правда выпекается не менее семи часов. Можете теперь себе представить, с каким вниманием делают в Шабли вино, если даже обыкновенное печенье там выпекают с такой обстоятельностью и долготерпением.
Пребывание в Шабли удивляет всякого чужестранца труднообъяснимым парадоксом. С одной стороны, вы попадаете в провинциально-лубочный городок, каких немало в мире, - в них жизнь сливается с природой, а синонимом аристократизма и престижа являются верность традициям и трудолюбие. С другой стороны, с первым же глотком изысканного золотистого вина, вкус которого восхищает, как восход солнца в Швейцарских Альпах, вы сразу ощущаете себя в самом центре нашей цивилизации, вокруг которого и крутится весь остальной суетный мир. И даже если вам это кажется, то это лишь свойство тайны элегантных вин шабли.