Энергичные соседи

Санкт-Петербург и "Ленэнерго" являются стратегической зоной интересов концерна Fortum

Энергетический гигант Финляндии концерн Fortum является одним из крупнейших иностранных инвесторов на Северо-Западе России. Дочерняя фирма концерна " Несте Санкт-Петербург" в настоящее время входит в число ведущих поставщиков высококачественного топлива на рынках Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Общий объем инвестиций компании в экономику города и области составил более 100 млн долларов. Кроме того, недавно Fortum стал крупнейшим миноритарным акционером "Ленэнерго", приобретя к 6,4%, имевшимся у концерна, еще 9,3% акций российской компании.

Инвестиционная активность концерна Fortum в России была по достоинству оценена деловым Европейским сообществом, и исполнительный председатель правления Fortum Матти Вуория был назначен сопредседателем со стороны ЕС "Круглого стола промышленников Европейского союза и России". Сопредседателем с российской стороны является глава РАО "ЕЭС России"Анатолий Чубайс. Кроме того, председатель правления Fortum является президентом Финско-Российской торговой палаты.

Сегодня руководство Fortum рассматривает возможность участия концерна в ряде крупных проектов российских компаний. В частности, речь идет о разработке Штокмановского месторождения и проекте строительства Северо-Европейского газопровода. Надо отметить, что о целесообразности реализации этих проектов нет единого мнения даже у российских специалистов. Буквально накануне очередного раунда переговоров об участии Fortum в этих проектах с главой РАО " Газпром" Алексеем Миллером Матти Вуория согласился ответить на ряд вопросов журнала "Северо-Запад".

- Как вы оцениваете нынешнее состояние экономических отношений между Европейским сообществом и Россией, а также между Финляндией и Россией?

- Можно отметить, что экономические институты в России быстро развиваются, но необходимо определенное время, чтобы это позитивное движение сказалось на притоке сюда инвестиций. Безусловно, в последние два года в России произошли значительные изменения, которые позволили включиться в процесс сотрудничества не только самым крупным промышленным компаниям, но и небольшим субъектам экономической деятельности. Однако если реально оценивать положение вещей, то пока предоставляющиеся экономические возможности сотрудничества используются очень плохо. В России нерешенным вопросом остается развитие небольших и средних промышленных предприятий, а также развитие банковских институтов, которые явно не соответствуют масштабам экономики, а потому и не имеют возможности финансирования инвестиционных проектов.

В то же время в ЕЭС еще не знают достаточно ни Россию, ни те возможности, которые дает ее экономика. На мой взгляд, большинство европейских компаний пока еще не рассматривают российский бизнес как полноценного партнера, а тот объем экономического сотрудничества, который существует между Европой и Россией, еще не выбрал весь имеющийся потенциал. Тут надо отметить и позицию наших партнеров по ЕЭС, в частности Германии и Франции, которые предпочитают по многим вопросам развивать отношения не в рамках ЕЭС, а в рамках двухсторонних отношений, в том числе и с Россией.

Я надеюсь, что диалоги между промышленниками ЕЭС и России помогут нам в раскрытии потенциала экономического сотрудничества между нашими странами. Что же касается отношений между Россией и Финляндией, то по сравнению со многими другими европейскими странами Финляндия имеет определенное преимущество, поскольку в прошлом у наших стран есть весьма богатый опыт двухсторонних связей. Поэтому экономическое сотрудничество между ними развивается весьма динамично.

- Считается, что в России весьма неблагоприятный деловой климат. На ваш взгляд, насколько это расхожее мнение соответствует действительности?

- Конечно, есть ряд факторов, которые осложняют инвестиции. В первую очередь это связано с существующими ограничениями по движению капитала. Тут до сих пор есть ряд непонятных и весьма спорных положений. Совместно с другими факторами, среди которых прежде всего чрезмерная бюрократизация, они порождают неуверенность у потенциальных инвесторов. В то же время экономика России растет, и есть примеры реализации вполне успешного вложения средств. А это является очень серьезным фактором для привлечения последующих инвестиций. Кроме того, на мой взгляд, процесс улучшения инвестиционного климата продолжается.

- Как вы оцениваете инвестиции вашего концерна, сделанные в России?

- Мы весьма удовлетворены работой наших структур в России, и особенно в Петербурге. Эти вложения до последнего времени были весьма успешными. Что касается рынка электроэнергетики, то, как вы знаете, здесь идут и ожидаются очень большие перемены, и никто пока не может сказать, что нас ждет в будущем. Поэтому наши инвестиции в электроэнергетику пока сложно оценить с точки зрения успешности или неуспешности. Это можно будет сделать только тогда, когда будет решена масса вопросов, касающихся способов реформирования энергокомпании. А как это будет происходить, очень сильно зависит от позиции РАО ЕЭС.

Что же касается нефтегазового направления, то инвестиционный процесс в этой сфере имеет очень длительный период, и здесь тоже весьма сложно оценить успешность инвестиций. Но что для нас очень важно - прогресс российского законодательства идет постоянно. Так что оценка наших вложений в этих сферах - вопрос будущего. Пока все складывается более или менее успешно.

- Вы упомянули реформу российской энергетики. Как вы ее оцениваете?

- На мой взгляд, направление изменений выбрано правильно. Но движение это только начинается. Здесь очень много факторов, которые могут серьезным образом повлиять на весь процесс реформирования. Речь идет и об энергетике в целом, и о том, как эти вопросы будут решаться на региональном уровне. Очень важный вопрос - график реформы. Скорее всего, он будет очень длительным. Поэтому пока слишком рано называть ход реформы многообещающим.

- И все же, несмотря на такую высокую степень неопределенности, Fortum увеличивает степень своего участия в капитале "Ленэнерго"?

- Если предоставляются хорошие возможности, то их надо использовать. Когда все будет ясно, эти активы будут стоить значительно больше, чем они стоят сейчас. Ну а риск, конечно же, присутствует, но это неотъемлемая часть любого бизнеса. Кроме того, Петербург и "Ленэнерго", в частности, являются для нас стратегической зоной интересов. Они имеют очень выгодное географическое местоположение, и мы считаем, что рано или поздно наши вложения сюда принесут значительный выигрыш.

Безусловно, пока еще сложно понять, что даст реформа энергетики для самого " Ленэнерго". Но мы готовы подождать, поскольку не рассматриваем эту инвестицию как объект получения быстрого дохода. На данное время положение миноритарных акционеров нас вполне устраивает.

- Концерн Fortum имеет интересы не только в России, но и в Прибалтике. Как развивается ваша работа в этих странах?

- Относительно Эстонии: мы были весьма удивлены, когда узнали об условиях вхождения этой страны в ЕЭС. Дело в том, что там энергетический рынок будет полностью освобожден от государственного регулирования только в 2013 году. У нас есть там интересы в теплоэнергетике, большие доли также - в энергораспределительных компаниях. Но в связи с такими условиями вхождения в ЕЭС нам пока очень сложно прогнозировать бизнес в этой стране. Что касается прочих стран Балтии, - мы присутствуем там в области нефтехимического бизнеса. Правда, это страны небольшие и размеры потенциального рынка там сложно сравнить как со странами Скандинавии, так и с рынком Северо-Запада России. Поэтому они нам не так интересны, как Россия и Скандинавские страны.

- Считается, что с окончанием войны в Персидском заливе цены на нефть упадут, что самым негативным образом скажется на экономике России. В связи с этим как вы оцениваете перспективы российской экономики?

- С ценами на энергоносители не все так однозначно, как говорят некоторые специалисты. Как вы знаете, многие ожидали, что сразу после начала войны в Ираке цена на нефть значительно повысится. Но, как видите, эти прогнозы не оправдались. Наша общая оценка сводится к тому, что даже после разрешения этого кризиса цена на нефть останется в реальных рамках, то есть не произойдет ее драматического падения. Очевидно, что цена не будет ниже 20 долларов за баррель. А такой уровень является для российской экономики очень даже приемлемым.

- Концерн Fortum почти на две трети является государственной компанией. Как известно, в своих решениях власти часто руководствуются внеэкономическими соображениями. Как вам удается совмещать интересы государства и своих коммерческих акционеров?

- Хороший вопрос. Сейчас Fortum примерно на 60% принадлежит государству. Но, как вы знаете, акции концерна продаются и покупаются на бирже, то есть мы являемся открытым акционерным обществом. С этой точки зрения государство и подходит к регулированию нашей деятельности. Оно делает это с помощью законов, прежде всего в антимонопольной области, но никоим образом не вмешивается в нашу оперативную деятельность и, таким образом, является таким же акционером, как и прочие. Конечно, являясь компанией, которая находится в столь близких отношениях с государством, мы должны руководствоваться в своей деятельности очень высокими морально-этическими нормами, но, как я хотел бы еще раз подчеркнуть, ни в коей мере не являемся государственным инструментом в проведении энергетической и экономической политики.

- Ходят слухи о приватизации Fortum. Насколько они соответствуют действительности?

- В Финляндии недавно прошли выборы в парламент, готовится к работе новое правительство страны. У меня нет конкретной информации о намерениях этого правительства. В соответствии с законодательством оно может снизить долю государства в компании Fortum до 50% собственным решением. Если оно захочет продать большую долю, то должно получить согласие парламента. С нашей точки зрения, снижение доли государства имело бы скорее положительное значение, поскольку увеличение количества акций в коммерческом обороте повышает их ликвидность.

- В настоящее время Россия готовится к вступлению в ВТО. Надо сказать, что у российских бизнесменов есть совершенно разные точки зрения на эту проблему. Насколько мы понимаем, в Финляндии тоже по-разному относятся к вопросу экономической глобализации.

- Что касается вступления России в ВТО, то многое будет зависеть от графика вступления, а также от конкретных условий, которые для каждой страны оговариваются отдельно и являются предметом многосторонних переговоров. ВТО как таковое является средством открытия экономики и формирования свободного экономического и гражданского общества. Так происходило со многими странами, и я уверен, что ВТО принесет эту открытость и в Россию. Я очень рад, что, как я заметил, вопрос вступления в ВТО является одним из приоритетных для ваших властей. Хотя, конечно, как вы упомянули, есть различные промышленные круги, которые имеют совершенно разные взгляды на эту проблему. Но это и понятно, тем более что вступление в ВТО - очень сложный и многогранный процесс. Но он, безусловно, является тем индикатором, который показывает, насколько общество готово к переменам.

- В какой стадии находится обсуждение вопроса строительства Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря и какова возможная форма участия в нем Fortum?

- Мы считаем этот проект одним из важнейших приоритетов для нашей компании. Как уже отмечалось прессой, "Газпром" приступил к широкому исследованию газового рынка в Европе, что очень важно для инвестиций такого объема. Это изучение уже началось в Великобритании и некоторых странах континентальной Европы, в таких как Голландия, Франция и Германия. Проект очень важен как для России, так и для ЕС. Но его воплощение в жизнь будет зависеть от данных, которые будут получены в результате ведущегося исследования спроса. Интерес к этим планам был высказан как в Германии, так и в Голландии. Конечно, этот вопрос также связан с переговорами о долгосрочных соглашениях между Россией и ЕЭС. Я думаю, что такие договоренности будут достигнуты в ближайшее время. После того как будут получены данные исследования, можно будет говорить о том, какие партнеры в этом проекте будут участвовать и какую форму будет носить их участие.