Не так быстро

Объемы заключаемых лизинговых сделок на Северо-Западе по-прежнему растут, но темпы этого увеличения будут постепенно снижаться

По оценкам экспертов, прирост объема лизинговых сделок в Северо-Западном регионе по итогам 2002 года составил около 65%. На рынке реально работает несколько десятков местных компаний. Стоимость заключенных ими в прошлом году договоров лизинга - около 250 млн долларов. Это примерно 10% от общего объема лизинговых сделок, заключенных в целом по стране (оценка этого объема в разных источниках варьируется от 2,3 млрд до 2,6 млрд долларов). При этом, по данным Северо-Западной лизинговой ассоциации (СЗЛА), 90% регионального лизингового рынка сосредоточено в Петербурге и Ленинградской области.

Президент СЗЛА Михаил Рыбаков подчеркивает еще, что на пять крупнейших операторов лизингового бизнеса региона приходится примерно две трети объема всех заключенных сделок. Причем показатели прироста суммарной стоимости договоров этих компаний (за год - более 200%) значительно превышают средние по отрасли.

Следует оговориться: участники рынка обычно специально замечают, что абсолютно точной статистики, касающейся лизингового бизнеса, в регионе нет ни у кого. Это затрагивает и число компаний, занятых подобным видом деятельности (после отмены лицензирования в начале 2002 года отсутствуют даже формальные показатели), и реальную стоимость заключенных сделок (нужно учитывать, что помимо местных компаний на рынке активно действуют московские и зарубежные операторы). Однако большинство экспертов считают приведенные выше оценочные характеристики рынка очень близкими к реальному положению вещей.

Рост продолжится

Повышение объема лизинговых операций на Северо-Западе (впрочем, как и по стране в целом) наблюдается уже несколько лет подряд. Оживление рынка началось где-то с конца 1999 года, и уже в 2000-м можно было констатировать активный рост. Однако это было лишь началом. По оценке Михаила Рыбакова, стоимость заключенных договоров лизинга по итогам прошлого года по сравнению с аналогичным показателем года 2000-го увеличилась как минимум в четыре раза. "Объясняется это тем, что лизинг является уникальным инвестиционным инструментом, который позволяет предприятиям обновить основные фонды, наращивая при этом объемы производства, и одновременно оптимизировать налогообложение", - говорит директор по развитию группы компаний " Балтийский лизинг" Зухра Редькович.

Причем если раньше такие две функции лизинга, как модернизация производства и оптимизация налогообложения, по уровню востребованности клиентами можно было сравнивать, то сегодня ситуация более близка к нормальной: две упомянутые функции интересны лишь в комплексе.

"Я считаю, что сегодня лизинг - это в первую очередь инструмент модернизации производства, а не оптимизации налогов, поскольку большинство компаний реально нуждается во внешних инвестициях, - говорит генеральный директор компании " Евро-Лизинг " Алексей Малин. - Особенно это касается региональных малых и средних предприятий". Генеральный директор лизинговой компании "Северная Венеция" Дмитрий Иванов дополняет: "Поле для различных финансовых ухищрений с использованием лизинга постоянно сужается".

На сегодня доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной производственный капитал Петербурга и Ленобласти составляет около 8-9%. Это довольно высокий показатель, если учесть, что в целом по России доля лизинга в объеме инвестиций оценивается на уровне 4-5%.

Представители лизинговых компаний Северо-Запада довольно оптимистично оценивают перспективы отрасли. Михаил Рыбаков, к примеру, полагает, что через два-три года доля лизинга в общем объеме инвестиций на Северо-Западе может достигнуть "среднеевропейского" показателя в 30%. Одновременно большинство экспертов сходятся во мнении, что темпы увеличения лизингового бизнеса будут постепенно замедляться. "Похоже, что бурный 100%-ный рост, который наблюдался в последние несколько лет, уже недостижим, - рассуждает Дмитрий Иванов. - Однако и заметного падения тоже не будет. Прежде всего потому, что спрос на обновление основных средств по-прежнему чрезвычайно высок, а доверие к банкам и лизинговым компаниям продолжает увеличиваться".

По оценкам экспертов, износ основных средств предприятий Северо-Запада составляет до 70%, и процесс старения оборудования значительно опережает процесс обновления.

В любом случае консенсус-прогноз представителей лизинговых компаний, которые участвовали в исследовании СЗЛА, гласит, что в 2003 году рост рынка по сравнению с прошлым годом составит не менее 50%. Большинство компаний планируют повышение как количества сделок, так и их объема.

Подобный оптимизм основан прежде всего на ожидании продолжения общего экономического подъема (ибо спрос на лизинговые услуги напрямую связан с потребностью модернизировать оборудование и наращивать объемы производства). Кроме того, если несколько лет назад представители лизинговых компаний хором жаловались на то, что осведомленность потенциальных клиентов о преимуществах и возможностях лизинга чрезвычайно низка, сегодня большинство из них сходится во мнении, что уровень знаний о лизинге в бизнес-среде вполне достаточен. Еще одним немаловажным фактором роста популярности услуг лизинговых компаний является и заметное удешевление стоимости ресурсов, используемых для финансирования сделок, а также "удлинение" сроков лизинга.

Деньги решают многое

По большому счету, именно ресурсы для финансирования сделок - та основная проблема, которую сегодня решает любая лизинговая компания (причем неважно, является ли она "дочкой" какого-либо банка, позиционируется как независимая или входит в структуру некой финансово-промышленной группы). Понятно, что шансы на успех наиболее предпочтительны у фирм, имеющих возможность привлекать больше денег, причем дешево и на длительный срок. И здесь у местных компаний есть определенные проблемы. Львиную долю финансирования они получают от российских банков, условия которых сами по себе уже не являются достаточно конкурентоспособными. Некоторые интересные для лизинговых фирм клиенты начинают напрямую выходить на западные структуры, которые могут предложить ресурсы дешевле и "длиннее". Правда, пока этот процесс затронул лишь сферу крупных инвестиционных проектов.

Для активных лизинговых компаний возникает еще одна существенная проблема - шестой норматив Центробанка, лимитирующий возможность выдачи кредита одному заемщику. Нередко лизинговым компаниям, после того как лимит "выбран" для получения нового финансирования, приходится плодить собственные "дочки". "В итоге теряется раскрученный брэнд, рассыпается статистика", - сокрушается Михаил Рыбаков.

В результате практически все более или менее значимые региональные лизинговые компании в настоящее время озабочены диверсификацией источников финансирования своих сделок. В этом смысле очевидно, что все более заметную роль будут играть зарубежные заимствования. Начало уже положено. В 2002 году Международная финансовая корпорация предоставила "Балтийскому лизингу" кредит на три года. "Использование западного финансирования - это способ получения альтернативного источника ресурсов под более привлекательные ставки и возможность снизить при этом зависимость от основного кредитора, - замечает Зухра Редькович. - МФК прокредитовала "Балтлиз" без дополнительных гарантий банка, признав тем самым бизнес открытым и стабильным". Для того чтобы претендовать на западное финансирование, лизинговым компаниям придется пойти на изменения в собственной работе, которые прежде всего касаются параметров собственного капитала, вопросов ведения бухучета. И они готовы на это. "Мы начинаем перестраивать учет таким образом, чтобы он позволил нам в дальнейшем работать с западными деньгами", - говорит Дмитрий Иванов. А Алексей Малин убежден, что "в диалоге с зарубежными финансовыми институтами мог бы помочь некий посредник - организация, имеющая серьезную репутацию на Западе и одновременно знающая и верно оценивающая российские реалии".

Еще одним популярным способом финансирования лизинговых сделок, использование которого будет прогрессировать, являются товарные кредиты производителей оборудования и техники. В целом ставки по товарному кредитованию ниже банковских, соответственно, возможно и снижение цены для лизингополучателя. По данным СЗЛА, сегодня подобную схему используют около 30% лизинговых компаний.

Эксперты прогнозируют также рост популярности заимствований на фондовом рынке для нужд лизинговых фирм. Серьезный опыт уже имеется: например, крупнейшая в России лизинговая компания "РТК-Лизинг" к концу прошлого года разместила на ММВБ уже третий выпуск собственных облигаций.

Заработать все труднее

"Градус" конкуренции между лизинговыми компаниями постепенно повышается, что, естественно, приводит к постепенному снижению рентабельности этого бизнеса. "Времена сверхприбылей остались в прошлом", - констатирует Дмитрий Иванов. Снижение доходности лизинговых операций - вполне закономерный процесс, который характерен для большинства развивающихся рынков.

Основной параметр, влияющий на рентабельность лизинговых компаний, - все та же стоимость привлеченных финансовых ресурсов. Чем она выше, тем больше фирма лизинга вынуждена снижать собственную маржу, дабы соответствовать рынку. Если несколько лет назад маржа могла достигать 10-15%, то сегодня отличным показателем считается 5%. В большинстве же случаев доход лизинговой компании составляет всего 2-3% от стоимости сделки. Дмитрий Иванов уверен, что уровень доходности лизинговых операций уже стабилизировался и его дальнейшее снижение маловероятно.

Таким образом, преимущество получают лизинговые компании, грамотно управляющие финансовыми потоками, имеющие достаточно большой портфель сделок и располагающие возможностью зарабатывать "на оборотах". Что, правда, тянет за собой повышенные риски, которые, к слову, местные компании пока успешно минимизируют. По данным Михаила Рыбакова, удельный вес лизинговых соглашений, которые повлекли за собой расторжение договора и последующее изъятие у клиента предмета лизинга, в прошлом году составил всего 0,6%. "Это в 1,8 раза ниже уровня по стране в целом", - подчеркивает президент СЗЛА.

Между тем на увеличение уровня рисков может повлиять смещение интереса лизинговых компаний к новым категориям клиентов, прежде всего - из сферы малого и среднего бизнеса. До последнего времени львиная доля операций лизинга приходилась на довольно крупные и платежеспособные предприятия. Однако с ростом конкуренции интерес лизинговых компаний все больше будет смещаться именно в более "низкий" сегмент.

"Малый и средний бизнес очень привлекателен для лизинговых компаний, - рассуждает Михаил Рыбаков. - Ситуация стандартна: где высоки риски, там высока и потенциальная рентабельность".

Помимо "разработки" новых клиентских слоев лизинговые компании также намерены активизировать работу в областях Северо-Запада, за пределами Петербурга и Ленобласти. Степень проникновения лизинговых услуг там значительно ниже, чем в мегаполисе, однако потенциальный объем спроса как минимум не меньше.

В любом случае лизинговые фирмы будут вынуждены все дальше двигаться навстречу клиентам: удлинять сроки сделок, упрощать процесс рассмотрения заявок, снижать ставки, а также размеры авансовых платежей. Клиентам это только на руку.

Санкт-Петербург

Генеральный директор компании "Евро Лизинг" Алексей Малин:

Алексей Малин

- С чем связан значительный рост объемов лизинговых операций в последнее время? Сохранится ли он в ближайшем будущем?

- Мне видятся две основные причины. Во-первых, у финансовых учреждений стало больше свободных денег и получить их сейчас немного проще и дешевле. Во-вторых, рост стимулируют предоставленные законодательством налоговые льготы.

Увеличение объема лизинговых операций, несомненно, сохранится при условии отсутствия изменений в законодательстве, касающихся предоставления иных инвестиционных льгот предприятиям.

- Какие основные задачи решала ваша лизинговая компания в прошедшем году?

- Их было много, приведу для примера две. Первая - работа с отечественными банками по привлечению финансирования. Мы ведь не являемся дочерней компанией банка, как большинство прочих крупных лизинговых компаний. Поэтому нам пришлось столкнуться с очень настороженным отношением. Банки предпочитают кредитовать свои дочерние компании. Часто приходилось сталкиваться с проявлениями нерыночной конкуренции: "Мы вас кредитовать не будем, потому что у нас есть своя лизинговая компания".

Вторая, из другой области, - большинство наших лизинговых проектов предусматривает финансирование основных средств "под ключ", то есть до полной готовности к эксплуатации. Это удобно клиентам; кроме того, это наша специфика. Мы выступаем балансодержателями предмета лизинга, а значит, только мы можем формировать первоначальную балансовую стоимость. Вот и берем на себя финансирование проектно-изыскательских, монтажных и пусконаладочных работ, что, в свою очередь, применительно к лизингу рождает немало рабочих вопросов.

Директор по развитию группы компаний "Балтийский лизинг" Зухра Редькович:

Зухра Редькович

- Что можно сказать о доходности лизингового бизнеса?

- Доходность лизингового бизнеса постепенно снижается, и это нормальный процесс. Объясняется это общим процессом снижения банковских ставок, а также наличием конкуренции в предложении лизинговых услуг, в связи с чем лизинговые компании вынуждены снижать свою маржу для того, чтобы быть конкурентоспособными. На рентабельность лизинговых компаний влияет стоимость привлеченных ресурсов для лизинговых сделок.

- Какие, на ваш взгляд, основные внешние факторы будут влиять на развитие рынка лизинга?

- Основные внешние факторы, влияющие на работу лизинговых компаний, на структуру и объемы заключаемых сделок, - это стоимость ресурсов, привлекаемых под лизинговые проекты, и их сроки. Наша компания успешно работает с ОАО "Промышленно-строительный банк", не испытывая проблем в кредитовании лизинговых сделок, но в то же время, так как ПСБ не работает со вкладами населения, обеспечивающими "длинные" деньги, то сроки лизинга на сегодня в нашей компании составляют максимум три года, хотя уже сейчас по крупным проектам в связи с длительными сроками окупаемости актуальны сроки до пяти лет.

- Что можно сказать о перспективах развития вашей лизинговой компании, каковы планы, прогнозы?

- Перспективы развития нашей компании, кроме тех, которые назывались неоднократно, для меня, как для директора по развитию "Балтийского лизинга", - региональное развитие компании, потому что рынок Северо-Запада насыщен большим количеством лизинговых компаний, в то время как в регионах потребность в лизинговых услугах высока, а доступность лизинга затруднена. Сегодня у "Балтлиза" созданы и успешно функционируют филиалы в Краснодаре, Пскове, Кирове. Совсем недавно у нас открылся филиал в Москве, с которым у нас связаны большие планы. В 2003 году мы планируем значительный рост объемов лизинговых сделок как в действующих филиалах, так и в целом по регионам. Надеемся, что наши прогнозы осуществятся, несмотря на то что процесс развития филиальной сети любой лизинговой компании длительный и кропотливый, и хотелось бы, чтобы наши надежды осуществились.