Мурманская труба остается под вопросом

28 апреля 2003, 00:00
  Северо-Запад

На заседании правительства России, посвященном развитию нефтегазового комплекса Северо-Запада, было принято решение разработать технико-экономическое обоснование развития трубопроводной системы "северного экспорта нефти" (через Мурманск или иной порт на побережье Баренцева моря).

Для многих такой поворот событий стал неожиданным. Буквально накануне Минэнерго подготовило справку, в которой мурманский трубопровод, в отличие от приморского и балтийского, не попал в перечень приоритетных проектов. Аналитики связали прохладное отношение министерства к "северному экспортному пути" с двумя факторами. Во-первых, США получили доступ к иракской нефти (мурманский трубопровод был рассчитан прежде всего на экспорт в Америку). Во-вторых, с твердым "нет", которое Михаил Касьянов сказал строительству частных нефтепроводов во время последнего визита в Мурманск. Напомним, что нефтепровод Западная Сибирь - Мурманск мощностью 80-120 млн тонн нефти в год был заявлен как первый частный проект в этой сфере. О своем желании вложить в его осуществление 3,5-4,5 млрд долларов в ноябре прошлого года заявили " ЛУКОЙЛ", ЮКОС, ТНК, " Сибнефть" и " Сургутнефтегаз".

Во время заседания правительства стало ясно, что настрой премьера за три месяца радикально изменился - теперь речь идет не о сохранении трубопроводов в госсобственности, а лишь о контроле государства за экспортом нефти. Тем не менее перспективы мурманского трубопровода эксперты оценивают с осторожностью.

Как было определено правительством, первым этапом развития северного маршрута транспортировки российской нефти на экспорт должно стать возведение на Кольском полуострове терминала пропускной способностью от 5 млн до 10 млн тонн нефти ежегодно. Сейчас нефть, завозимая в Мурманский порт по железной дороге или малыми танкерами из Белого моря, перегружается на рейде в большегрузные танкеры и отправляется в порты Европы. Активизация добычи на Тимано-Печорском месторождении и приближение разработки шельфового Приразломного месторождения делают строительство мурманского терминала остро необходимым.

Вторым этапом, по идее правительства, должны стать разработка ТЭО и строительство трубопровода. Но окончательное решение о судьбе проекта будет принято 22 мая при обсуждении правительством энергетической стратегии страны до 2020 года. "Все зависит от уровня, на котором будут определены долгосрочные перспективы добычи нефти в России, - говорит губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. - Строительство трубопровода Западная Сибирь - Мурманск имеет смысл при уровне добычи 550-600 млн тонн в год. Если заморозить добычу на уровне 300-400 млн тонн, "мурманский путь" востребован не будет. Если поднять до 800 млн тонн (а есть группа лоббистов, которая ратует за это ради наполнения бюджета), то строить трубопровод тоже смысла нет - при таком уровне добычи мы перекачаем всю нефть за два-три года".

Мурманск