Волшебное превращение

"Кредитные карточки" из нашего бумажника через пару лет имеют шанс действительно стать таковыми

Граждане России упорно именуют "кредитными" все выпускаемые банками пластиковые карты, хотя подавляющее большинство оных таковыми никогда не являлись. Определение заимствовано из западной, преимущественно американской практики: там пластиковая карта действительно в значительной мере ассоциируется с возможностью получения с ее помощью кредита.

Кредитные карты - один из самых популярных на Западе банковских розничных продуктов. Например, по данным платежных систем, в США около 145 млн обладателей кредитных карт при населении 281,5 млн человек (по итогам переписи 2000 года). В относительных величинах это означает, что обладателями кредитной карты той или иной платежной системы являются более 50% граждан США.

Это, естественно, не означает, что клиенты западных банков не пользуются другими карточными продуктами. Например, привычными нам "электронными" дебетовыми картами, предназначенными в основном для управления текущими счетами.

Но именно кредитные карты относятся к тем продуктам, на которые значительное число зарубежных банков обращают особое внимание и которые приносят им неплохие доходы. Подобному положению вещей способствует целый комплекс факторов. Для начала, кредит по карте - продукт технологичный, позволяющий минимизировать издержки при работе с "поточным" частным клиентом. Кроме того, обычно процент по карточным кредитам превышает среднерыночный. Что, впрочем, мало влияет на желание пользоваться подобным кредитом. Хитрость заключается в том, что товары по карте клиенты банков приобретают охотнее, чем если бы та же сумма выдавалась им наличными (чисто психологический момент: самого факта расставания с деньгами в момент покупки по карте как бы не происходит).

Получается, что при прочих равных условиях затраты банков на предоставление карточных кредитов меньше, а отдача от них - больше. Правда, и риск тоже.

Все это понимают и российские банкиры. А потому можно смело утверждать, что снабжение пластиковых карт кредитными функциями - одна из основных тенденций, которая в ближайшей перспективе будет определять развитие рынка "пластика" у нас в стране.

Амбициозные проекты по эмиссии "настоящих" кредитных карт уже анонсированы некоторыми банками (прежде всего теми, которые провозгласили намерение активно осваивать розничный рынок); другие заявляют о повышенном интересе к продукту как таковому, но заняты пока "разработкой технологии". К относительно массовой эмиссии приступили единицы, причем исключительно в Москве, хотя и они не особо форсируют события.

Опрошенные "Экспертом С-З" банкиры полагают, что на коренной перелом в ситуации с эмиссией кредитных карт потребуется от двух до пяти лет. "До этого момента банки будут выстраивать технологии, учиться адекватно оценивать риски и эволюционно снижать требования к потенциальным владельцам кредитных карт в отношении гарантий, залогов и т.д.", - полагает управляющий петербургским филиалом " Автобанка-НИКойл" Сергей Шубаев.

Даже оптимистично настроенные специалисты оговариваются, что процент владельцев кредитных карт в России вряд ли будет сравним с показателями той же Америки. Успехом, по их мнению, будет являться наличие кредитных карт у 10-15% населения мегаполисов, прежде всего Москвы и Петербурга. Впрочем, эта оценка может оказаться как заниженной, так и завышенной - многое зависит от разнообразных внешних факторов, а также от успешности действий самих банков.

Здесь важно заметить, что банки рассматривают миграцию своих пластиковых проектов в "кредитное поле" исключительно в русле общей стратегии освоения розничного рынка. Причем важнейшая роль в этом деле отводится уже существующим клиентам - владельцам многочисленных зарплатных карточек.

Настоящие и не вполне

В международной практике к "настоящим" кредитным картам относят те, с помощью которых клиент может, предварительно не внося никаких денег на счет, совершать операции в пределах установленного в индивидуальном порядке лимита. Выдача подобной карты сводится, по сути, к оценке кредитоспособности потенциального заемщика. При этом для совершения каждой последующей операции по кредитной карте клиент вовсе не обязан полностью гасить уже накопленную задолженность. Ему вменяется в обязанность лишь ежемесячное внесение на счет некой минимальной суммы (10-20% от накопленной задолженности), сам факт которого автоматически пролонгирует кредитную линию.

Понятно, что необходимым условием получения кредитной карты является наличие у клиента кредитной истории, а также вполне очевидных, подлежащих объективной оценке параметров кредитоспособности. Все это есть на Западе и нет - у нас.

"В цивилизованных странах кредитная история формируется с детства, - рассуждает директор дирекции пластиковых карт ПСБ Дмитрий Андреев. - Специалист без особых препятствий может узнать, чем занимается потенциальный клиент, чем живет; также понятны его доходы - обычно "белые"".

Эмиссия кредитных карт в ближайшие два года резко возрастет, полагает Игорь Топровер, начальник отдела розничного бизнеса Северо-Западного филиала ГУТА-банка, кандидат экономических наук:

- В течение последних двух лет российские банки проявляют повышенный интерес к развитию рынка кредитных карт, но до сих пор этот сегмент находится в зачаточном состоянии. По статистическим данным, в России выпущено около 15 млн пластиковых карт и только 30-40 тыс. являются кредитными.

До сих пор кредитные карты выпускались для VIP-клиентов банков и в рамках зарплатных проектов под поручительство компаний-работодателей (до 70% от фонда заработной платы) со сроком предоставления овердрафта до двух месяцев.

Основным сдерживающим фактором развития является нестабильная макроэкономическая ситуация в стране, когда банки опасаются брать на себя риски, связанные с кредитованием физических лиц. В результате ставки по кредиту устанавливаются в размере 18-25% годовых, что в три-пять раз выше, чем в США и странах Западной Европы. Кроме того, стабильная макроэкономическая ситуация предполагает, что широкие слои населения в стране имеют гарантированные легализованные доходы.

Вторая причина, препятствующая массовой эмиссии кредитных карт, носит законодательный характер: в стране не разработаны процедуры взыскания задолженности с помощью государства. Также отсутствует институт "кредитных бюро", функцией которых является формирование кредитной истории потенциальных клиентов банков.

Массовый выпуск кредитных карт связан также с серьезными затратами, так как подразумевает внедрение российскими банками новейших CRM-технологий, позволяющих оперативно оценивать кредитоспособность держателей исходя из среднемесячных оборотов по их банковским счетам и анализа кредитной истории.

Однако, несмотря на все трудности, ожидается, что с выходом на рынок крупных розничных банков эмиссия кредитных карт в ближайшие два года резко возрастет.

И если на процесс "отбеливания" заработной платы своих потенциальных клиентов отечественные банки, по большому счету, влиять не могут, то организовать составление кредитных историй им под силу.

По идее, подобную функцию должны взять на себя специально организованные ими кредитные бюро. Задача последних - сбор и анализ информации о финансовом состоянии заемщиков, об исполнении ими своих обязательств. Причем, как специально подчеркивает Сергей Шубаев, речь идет о целой системе, в которой любая "небрежность" заемщика может привести к серьезным последствиям, влияющим на образ жизни: "Просрочил кредит по карте - не получишь ссуду на квартиру или машину, и наоборот".

Попытки создания "кредитных бюро" в России предпринимались и продолжают предприниматься. Однако процесс идет чрезвычайно туго. Основная причина - в самих банках, которые не хотят делиться с коллегами-конкурентами, а также с надзирающими органами информацией из своих клиентских баз.

Тренируемся

Пока же основные участники рынка осваивают операцию, наиболее отвечающую сегодняшнему положению вещей, - овердрафтное кредитование владельцев пластиковых карточек, выпущенных преимущественно в рамках зарплатных проектов. А это не менее 85% от общего объема эмиссии.

Риск в данном случае сводится к минимуму. Гарантии на своих работников выдают предприятия-работодатели, а кредитные лимиты варьируются в пределах 30-70% от суммы заработной платы, перечисляемой на карточку. Схема подразумевает возмещение задолженности и процентов за пользование овердрафтом из очередной заработной платы.

Назвать карты с разрешенным овердрафтом кредитными можно с большой натяжкой. Но и это большой прогресс: до определенного момента банки предоставляли кредитные лимиты только топ-менеджерам крупных корпоративных клиентов. По сути, обеспечением по таким картам выступал сам клиентский бизнес.

Банкиры не скрывают, что овердрафтное кредитование владельцев зарплатных карт - лишь шаг в направлении эмиссии "настоящих кредиток".

"Подобная схема позволяет формировать реальную кредитную историю, - говорит Дмитрий Андреев. - Пройдет время, и мы сможем предложить клиентам нечто большее".

Начальник управления по работе с платежными системами "МДМ-банка Санкт-Петербург" Андрей Иванов полагает, что накоплению информации о клиентах способствует и их активность в торговой сети: "Ассортимент, стоимость, частота приобретения тех или иных товаров при помощи пока еще дебетовой карточки может добавить к портрету клиента очень многое".

Помимо предоставления овердрафтов, обеспеченных будущей зарплатой, банки также используют схему кредитования клиентов, разместивших у них депозит, который, собственно, и выступает залогом. Здесь риска больше: по закону вкладчик может в любой момент изъять вклад.

Факт, однако, остается фактом: банки готовы предоставить кредитный лимит по карте лишь при наличии залогов, гарантий и т.д. "Необеспеченное" карточное кредитование "людей с улицы" банки (во всяком случае, в Петербурге) почти не практикуют.

Среди исключений - филиал банка " УралСиб", который готов предоставить овердрафтный кредит любому желающему при наличии у него справки о доходах. По словам начальника управления кредитования петербургского филиала "УралСиба" Константина Миаловича, с начала реализации подобной программы (то есть примерно за полгода) заключено около 300 договоров на предоставление овердрафта, причем текущая сумма задолженности достигает 0,5 млн руб. и 40-50 тыс. долларов. На вопрос о рисках Миалович отвечает философски: "Если банк собирается серьезно заниматься ритейлом, он будет постоянно сталкиваться с риском неисполнения обязательств. Причем в случае карточных овердрафтов управлять этим риском гораздо проще".

Впрочем, именно риск неисполнения обязательств отпугивает банкиров от массового кредитования частных клиентов. Законодательство не предусматривает действенных санкций в отношении нерадивых физических лиц.

Вопрос о процентах

На уровень востребованности карт, обладающих кредитными функциями, серьезное влияние будет оказывать процентная политика банков. Начальник отдела розничного бизнеса Северо-Западного филиала Гута-банка Игорь Топровер выделяет две нынешние стратегии: "агрессивную" и "сдержанную". "Для первой стратегии характерно предоставление минимального количества документов для оформления кредитной карты, - объясняет Топровер. - Все риски компенсируются высокими процентными ставками, достигающими 40% годовых и выше. Во втором случае устанавливаются более низкие процентные ставки (18-25% годовых), но клиенты обязаны предоставить множество различных документов". Такие условия пока мало кого устраивают.

Банкиры полагают, что в среднесрочной перспективе ставки по карточным кредитам могут опуститься ниже 10% годовых, и именно на этом уровне сформируется адекватный спрос. А к тому времени подоспеет и предложение.

Санкт-Петербург

Игорь ТопроверНесмотря на трудности

Эмиссия кредитных карт в ближайшие два года резко возрастет, полагает Игорь Топровер, начальник отдела розничного бизнеса Северо-Западного филиала ГУТА-банка, кандидат экономических наук:

- В течение последних двух лет российские банки проявляют повышенный интерес к развитию рынка кредитных карт, но до сих пор этот сегмент находится в зачаточном состоянии. По статистическим данным, в России выпущено около 15 млн пластиковых карт и только 30-40 тыс. являются кредитными.

До сих пор кредитные карты выпускались для VIP-клиентов банков и в рамках зарплатных проектов под поручительство компаний-работодателей (до 70% от фонда заработной платы) со сроком предоставления овердрафта до двух месяцев.

Основным сдерживающим фактором развития является нестабильная макроэкономическая ситуация в стране, когда банки опасаются брать на себя риски, связанные с кредитованием физических лиц. В результате ставки по кредиту устанавливаются в размере 18-25% годовых, что в три-пять раз выше, чем в США и странах Западной Европы. Кроме того, стабильная макроэкономическая ситуация предполагает, что широкие слои населения в стране имеют гарантированные легализованные доходы.

Вторая причина, препятствующая массовой эмиссии кредитных карт, носит законодательный характер: в стране не разработаны процедуры взыскания задолженности с помощью государства. Также отсутствует институт "кредитных бюро", функцией которых является формирование кредитной истории потенциальных клиентов банков.

Массовый выпуск кредитных карт связан также с серьезными затратами, так как подразумевает внедрение российскими банками новейших CRM-технологий, позволяющих оперативно оценивать кредитоспособность держателей исходя из среднемесячных оборотов по их банковским счетам и анализа кредитной истории.

Однако, несмотря на все трудности, ожидается, что с выходом на рынок крупных розничных банков эмиссия кредитных карт в ближайшие два года резко возрастет.