Виктор Харченко

26 мая 2003, 00:00
  Северо-Запад

Временная схема транспортировки нефти компанией " ЮКОС" через Мурманский порт трансформирована в постоянную - в Кольском заливе сдан в эксплуатацию первый рейдовый комплекс перегрузки (РПК).

Первая попытка опробовать северный путь экспорта нефти была предпринята "ЮКОСом" в октябре 2002 года. Сырье подвозилось по железной дороге в беломорский порт Витино, затем из прибрежных терминалов перегружалось в танкеры дедвейтом 20-60 тыс. тонн и транспортировалось в Баренцево море. В глубоководном незамерзающем порту Мурманск нефть перегружалась в большегрузные танкеры и отправлялась в порты Европы. Перегрузка на рейде в Кольском заливе вызывала ряд вопросов у экологических организаций. Кроме того, из-за отсутствия специализированного комплекса работы могли вестись лишь при безветренной погоде, что позволяло перегрузить не более 300 тонн в месяц.

Строительство рейдового комплекса перегрузки пропускной мощностью 5,4 млн тонн нефти в год позволяет работать в круглосуточном и круглогодичном режиме, и объемы перевозки углеводородного сырья должны возрасти в полтора раза. Хотя пока комплексом пользуется прежде всего "ЮКОС", интерес к РПК проявляют и другие компании.

Первый рейдовый комплекс в Кольском заливе был построен на средства ОАО "Мурманское морское пароходство", чьи суда осуществляют транспортировку "юкосовской" нефти. Следующим этапом, по мнению руководства Мурманского порта и Мурманского морского пароходства, должно стать строительство нефтеперегрузочного терминала. Однако сроки и условия реализации проекта зависят от объема нефти, которая будет идти через Мурманск. В частности - от позиции российского правительства по поводу строительства нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск, которое в ближайшие годы намерены осуществить крупнейшие частные нефтяные компании.

Мурманск