Второе рождение телеантенн

Спецвыпуск
Москва, 16.06.2003
«Эксперт Северо-Запад» №22 (131)
В 2006 году в Петербурге появится общегородская сеть кабельного ТВ, рассчитанная как на тех, кому нужна качественная доставка обычных эфирных каналов, так и на более продвинутых пользователей, которым необходим, например, высокоскоростной доступ в Интернет

Проект ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (ОАО "ТКТ") - создание современной общегородской сети кабельного телевидения - один из наиболее значимых в области связи в Петербурге. Общий объем инвестиций - 50 млн долларов (к слову сказать, на эти деньги в городе можно было создать еще одного сотового оператора). Особенность компании - сочетание частного и государственного капиталов, которые, как выяснилось, могут эффективно работать вместе.

ОАО "ТКТ" в нынешнем виде было создано в марте 2001 года. До этого момента в Петербурге действовал государственный городской оператор - ГУП "Санкт-Петербургское кабельное телевидение". К концу 1990-х он находился в плачевном положении: техническая база устарела морально и физически, в частности большая часть сети была способна на трансляцию не более четырех каналов. Городская администрация активно искала партнера, способного поднять городское кабельное хозяйство. Среди нескольких участников была отобрана петербургская компания "Радиотехнологии" (за ней стоит группа специалистов, в прошлом участвовавших в ряде инвестиционных проектов в области телекоммуникаций).

Вскоре "Радиотехнологии" и ГУП "Санкт-Петербургское кабельное телевидение" стали соучредителями нового оператора - ОАО "ТКТ". ГУП передало ему системы коллективного приема телевидения и сети кабельного ТВ, которые существовали в то время. Компания "Радиотехнологии" выступила в качестве инвестора.


Петр Абатуров

О нынешнем положении и перспективах развития крупнейшего кабельного оператора в Петербурге корреспонденту журнала "Эксперт С-З" рассказал управляющий ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" Петр Абатуров.

- Что сейчас представляет собой ОАО "ТКТ"?

- Основная деятельность компании - доставка ТВ-сигнала до городского абонента. Сейчас ТКТ обслуживает 1,17 млн человек. При этом сеть кабельного телевидения компании смонтирована в 19 районах города, включает 10 студий и охватывает 450 тыс. квартир. Системы коллективного приема обслуживают остальные 720 тыс.

- Вернемся на некоторое время назад, когда создавалась ТКТ. Кто был инициатором проекта?

- Предыстория довольно проста. Долгое время кабельное хозяйство города находилось в удручающем состоянии. Для примера могу сказать, что системы коллективного приема ТВ создавались в 60-70-е годы прошлого века и не соответствуют современным требованиям. Сети кабельного ТВ тоже находились не в идеальном состоянии - они были построены в конце 1980-х годов. Модернизация требовала денег, которых у города не было. И тогда решили привлечь стороннего инвестора.

Идейным вдохновителем этого проекта выступил доктор физико-математических наук, профессор Сергей Галкин, в свое время ректор Государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. Он был также гендиректором FORA Communications, а я с ним познакомился во время работы в ОАО "Телеком XXI".

К проекту также подключился Юрий Третьяков, которого Сергей Галкин знал по работе в Комиссии федеральной службы по телерадиовещанию Петербурга и Ленинградской области. Они обратились с этой идеей ко мне. Я тогда возглавлял фирму "Радиотехнологии", которая занималась различными телекоммуникационными проектами. Под эту компанию мы написали обоснование проекта и начали поиск инвесторов. Так как и до этого мы профессионально занимались подобной деятельностью, то вскоре нашли партнера. Им стала компания Infotel Ltd, которая выкупила часть акций "Радиотехнологий" и через свои связи с зарубежными инвестиционными фондами смогла найти финансовое обеспечение под наш проект. После этого предложение было направлено в администрацию, которая его поддержала. Все необходимые лицензии на деятельность ТКТ были получены к концу 2001 года. С 1 января 2002 года ОАО "ТКТ" начало самостоятельно предоставлять услуги населению.

В новой компании Сергей Галкин возглавил совет директоров, Юрий Третьяков стал директором, а я - членом совета директоров и управляющим ТКТ. На должность генерального директора был приглашен Константин Осенний, который до этого возглавлял сотовую компанию " Петросвязь".

- О каком объеме инвестиций идет речь и ведется ли сейчас поиск других инвесторов?

- В целом программа по созданию в Петербурге современной сети кабельного телевидения предусматривает объем инвестиций 50 млн долларов. Проект разбит на несколько этапов, первый предусматривает вложение 12 млн долларов. Они предназначены для модернизации антенного хозяйства.

Что касается инвесторов, то мы продолжаем вести переговоры с рядом зарубежных компаний. Однако на данном этапе называть их преждевременно.

- Одна из особенностей вашей компании - сочетание частного и государственного капитала. Накладывает ли это отпечаток на деятельность оператора?

- Как уже было сказано, город был заинтересован в поиске эффективного инвестора, которым стала частная компания. Городское участие гарантирует развитие проекта прежде всего в интересах широких слоев горожан. ОАО "ТКТ" обслуживает все категории населения и, кстати говоря, предоставляет все полагающиеся определенным категориям горожан льготы. Таких абонентов у нас насчитывается около 330 тыс. человек, то есть более четверти. В ближайшее время мы планируем выйти на новые рынки - трансляции спутниковых программ и оказания интерактивных услуг, но социальная нагрузка останется.

Все основные решения по управлению компанией принимаются коллегиально на совете директоров компании, в который входят представители города. Свою деятельность мы координируем с властями города и регулярно отчитываемся перед комитетом по информации и связи администрации Петербурга.

- Каковы планы технического развития компании?

- Они связаны с тем бизнес-планом, который мы разрабатывали в самом начале. Мы также заказывали обоснование инвестиций в "Гипросвязи СПб" и инвестиционную документацию в консалтинговой компании "Гамма Групп". Кстати, результаты везде совпали.

Конечной задачей программы модернизации является создание современной кабельной сети с интеграцией услуг на территории Петербурга. Всего насчитывается три этапа. На первом, который должен завершиться в 2004 году, мы планируем произвести модернизацию существующих систем коллективного приема телевидения. Это самое больное место - как я уже говорил, все они устарели и находятся в плохом техническом состоянии. Взамен мы строим крупные системы коллективного приема телевидения, так называемые кластеры, которые обслуживают уже не одну парадную, а несколько зданий. При этом домовая проводка полностью меняется на современную, способную пропускать сигнал до 862 МГц, что позволяет передавать до 40 каналов. Ставится усилительное оборудование с обратным каналом. Это позволит в дальнейшем предоставлять интер-активные услуги. На втором этапе мы планируем объединить кластеры в пределах одного района с установкой районных подголовных станций. Этап номер три - объединение всех районных инфраструктур в единую городскую сеть. Это, как мы надеемся, должно произойти до 2007 года.

- На каком этапе эта программа сейчас?

- На сегодня модернизировано оборудование, которое обслуживает более 100 тыс. квартир. Скорость технического переоснащения - около 20 тыс. квартир в месяц с планом увеличения до 30 тыс. в ближайшие два месяца.

Что касается нашей тактики развития, то у нас есть план реконструкции сети и адресная программа. Согласно первому, весь город поделен на три сектора - Север, Юг, Центр, где ведутся работы. Мы начали с Выборгского и Московского районов, сейчас этот список существенно расширился. В частности, мы особое внимание уделяем центру города: здесь исторически сложились плохие технические условия для приема сигнала телевидения.

В рамках адресной программы мы принимаем заявки от горожан. Если поступает много жалоб от абонентов с просьбой провести внеплановую реконструкцию, то мы, как правило, откликаемся. Ведется работа и с новыми районами. У нас работает пять подрядчиков, кроме того, мы увеличили численность собственных бригад с 40 до 70 человек.

- Каков на данный момент объем совершенных инвестиций?

- Это трудно подсчитать. Стоимость создания одного кластера, например, сильно различается в зависимости от того, кто его делал - мы или подрядчики. И это не считая первоочередных затрат - на создание, обоснование проекта. Но есть простой метод подсчета - один абонент крупной системы коллективного приема телевидения (кластера) обходится в 10-15 долларов, в кабельной сети расходы выше. К этому, естественно, необходимо добавить расходы на обследование, проектирование и т.д., что составляет весьма значительную сумму.

- Сколько в структуре инвестиций занимает реинвестированная прибыль?

- Пропорции таковы: за счет оборотных средств мы ведем около 30% строительства. Для всех наших абонентов работает единый тариф - 28 рублей. Реконструкция отдельно не оплачивается абонентами.

- ОАО "ТКТ" владеет не только кабельной инфраструктурой, но и студиями телевещания. Какие здесь планы?

- Хочется сразу уточнить, что на 99,9% мы - компания, которая занимается доставкой сигнала, мы не беремся за медиа-бизнес. В наследство от ГУП нам досталось 10 районных студий. Студии никак не соединены, централизованного вещания нет. Можно размножать материалы в тиражке и развозить, но это непросто (например, возить каждый день кассеты с центральной студии на Верейской улице в Колпино). Тиражка старая, и техника часто выходит из строя. Районные студии сейчас занимаются в основном локальными новостями. Объем этого вещания составляет 1,5-2 часа в сутки. Что касается перспектив, то после модернизации систем коллективного приема и их объединения в одном районе мы планируем создать свой канал, в том числе возможно появление единого централизованного канала на весь город. Это произойдет не ранее 2006-2007 годов.

- Как вы оцениваете возможность влиять через вашу медийную составляющую на различные политические процессы, выборы и т.д.?

- Никак. Я уже сказал, что сейчас такой возможности нет. Требуется серьезное техническое перевооружение, которое мы пока не ведем, поскольку медиа-бизнес для нас - направление непрофильное. В любом случае, до 2006 года сеть не будет готова.

- Каковы перспективы доступа в Интернет по сетям кабельного телевидения (КТВ)?

- Мы работаем на массовом рынке недорогих услуг, доступ в Интернет выбивается из этого ряда. По данным операторов, которые предоставляют эту услугу, степень проникновения у них составляет от 1 до 3%. С другой стороны, если смотреть на существующие технологии доставки скоростного Интернета до конечного абонента, становится видно, что сети КТВ - самый эффективный способ. Пока единственное препятствие на этом пути - относительно высокая стоимость кабельных модемов. У нас есть планы начать предоставлять доступ в Интернет, и, в частности, уже существует фрагмент кабельной сети в Московском районе, который готов к интерактивным услугам. Он охватывает квартал вокруг станции метро "Звездная" - около 2,5 тыс. квартир. Кроме того, к существующей в районе волоконно-оптической магистрали мы пристраиваем кабельные сети, охватывающие еще около 12 тыс. квартир. В этом году мы начнем тестировать доступ в Интернет.

Кроме того, осенью мы планируем там же запустить новую услугу - показ спутниковых каналов, как это делают все альтернативные операторы КТВ. Сейчас ведется выбор каналов и оборудования. В дальнейшем дополнительные услуги будут распространяться по городу - по мере готовности сети.

Мы надеемся на успех - по нашим исследованиям, 20-25% от абонентской базы ТКТ готовы покупать более дорогие услуги.

- Считаете ли вы альтернативных кабельных операторов своими конкурентами?

- Нет. Небольшой отток, как, впрочем, и приток абонентов, конечно, возможен. Но здесь главное - понять разницу: мы предоставляем качественную недорогую услугу для массового рынка. Другие операторы КТВ - это локальные компании, ориентирующиеся на предоставление дорогих услуг для узкого круга потребителей. Правильно будет сказать, что мы - народное телевидение.

Новости партнеров

Реклама